Процесс обучения, его сущность, структурные компоненты. Взаимосвязь педагогики с другими науками

Взаимосвязь педагогики с другими науками

Педагогика относится к ряду гуманитарных и социальных наук, которые изучают человека в сфере его духовной, умственной, нравственной, культурной и общественной деятельности. Эти науки на основании критериев предмета и методов исследования принято противопоставляясь естественным, точным и техническим наукам.

Образование изучает не только педагогика, а также и другие науки, каждая из которых имеет собственный предмет исследования.

философия, логика, психология и социология выполняю по отношению к педагогике методологическую функцию (использование педагогикой основных идей, теоретических положений, обобщающих выводов других наук)

Науки, базовые (анатомия, физиология, гигиена, психология и социология, педагогическая антропология) для педагогики, исследуют строение и развитие человеческого организма в норме и патологии, условия, необходимые для нормального и успешного физического и психического развития, изучают его духовное развитие, социализацию индивида.

Естественные науки, изучающие мир неживой и живой природы, их взаимосвязь и взаимодействие человека с этим миром, дают педагогике необходимый материал для исследования явлений воспитания. Без знаний, добытых этими науками, невозможно организовать воспитательную работу с обучаемыми на научной основе, а всё будет сводиться лишь к обыденному уровню, уровню из личного опыта.

Точные и технические науки обеспечивают педагогику необходимыми средствами для диагностической и исследовательской работы и организации собственно воспитательной работы. Они же дают значительный материал и для частных методик в качестве инструментария для построения самих этих педагогических дисциплин.

Гуманитарные науки изучают духовный мир человека в различных его проявлениях. В педагогических исследованиях духовного, внутреннего мира человека широко используются данные этих наук. Науки об искусстве дают богатый материал для педагогических исследований прежде всего по эстетическому воспитанию, формированию у людей эстетических и нравственных ценностей.

Важной формой связи педагогики с другими науками является использование ею методов исследования, применяемых в этих науках. Фактически любой метод теоретического или эмпирического исследования может найти применение в научном педагогическом исследовании, поскольку в условиях интеграции наук методы исследования очень быстро становятся общенаучными.

Комплексные исследования - форма взаимодействия педагогики с другими науками. В организации таких исследований действуют все формы взаимосвязи разных наук. Педагогика как единственная специальная наука об образовании выполняет системообразующую функцию по отношению к организации таких исследований в области образования и их результатам.

Связь педагогики с другими науками не односторонняя. Знание педагогики необходимо для разработки многих проблем философии, этики, психологии, социологии, истории, литературоведения и др. Кроме того, любые знания, культуру в широком смысле невозможно транслировать и воссоздавать без «педагогического воспроизводства».

Процесс обучения, его сущность, структурные компоненты

Обучение – это целенаправленный процесс, направленный на формирование личности посредством передачи научных знаний и усвоение культурного опыта общества. Уже в древности люди ощутили потребность в обучении подрастающего поколения для создания ему условий полноценного существования и осуществления деятельности в существующем обществе, а так же с целью познания окружающего мира, его свойств и особенностей. Основная цель обучения в широком смысле – прогрессивное развитие общества. В задачи обучения входит передача социально-культурного опыта, систематизированное преподнесение научных знаний и умений, создание базовой платформы для продолжения обучения на более высоких уровнях. Процесс обучения может быть представлен следующими основными функциями: образовательная, воспитательная и развивающая. В сочинениях древних и средневековых мыслителей под понятиями «обучение», «процесс обучения» понимается главным образом преподавание, цель которого — ученик. В начале нашего века в понятие обучения стали включать уже два составляющих этот процесс компонента — преподавание и учение. Преподавание рассматривается как деятельность учителей, стимулирующих усвоение учебного материала, а учение — как деятельность учеников по усвоению предлагаемых им знаний. Несколько позже в понятии обучения нашли отражение и управляющая деятельность учителя по формированию у учеников способов познавательной деятельности, и совместная деятельность учителя и учеников. Сущность процесса обучения как совместной деятельности учителя и ученика составляет единство преподавания и учения. В современном понимании для обучения характерны следующие признаки: 1) двусторонний характер; 2) совместная деятельность учителей и учеников; 3) руководство со стороны учителя; 4) планомерная организация и управление; 5) целостность и единство; 6) соответствие закономерностям возрастного развития учеников; 7) управление их развитием и воспитанием. Таким образом, под обучением следует понимать целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений. В качестве важнейших задач обучения выступают следующие: * стимулирование познавательной активности учащихся; * организация их учебно-познавательной деятельности по овладению научными знаниями, умениями, навыками; * развитие мышления, сообразительности, памяти, творческих способностей и дарований; * формирование научного мировоззрения и нравственно-эстетической культуры; * выработка и совершенствование учебно-познавательных умений и навыков; * формирование умения самостоятельно углублять и пополнять свои знания (самообразование}. В процессе обучения, как и во всякой человеческой деятельности, выделяются следующие структурные компоненты: *целевой (включает цели и задачи обучения); потребностно-мотивационный (характеризует учебно-познаватель-ные потребности и мотивы обучения); содержательный (определяет всю совокупность формируемых у субъектов процесса обучения знаний, умений, навыков, отношений, ценностных ориентаций); операционно-деятельностный (характеризует формы, методы, средства организации и осуществления педагогического взаимодействия, направленного на решение целей и задач процесса обучения и освоение его содержания); эмоционально-волевой (характеризует процесс обучения с точки зрения интеллектуальных эмоций и чувств, а также его волевой направленности); контрольно-регулировочный (включает регулирование учебно-познавательной деятельности учащихся и контроль за ее ходом); оценочно-результативный (проверка и оценка успеваемости, качества знаний учащихся, а также достигнутые результаты и степень эффективности процесса обучения).

Наши рекомендации