Критерии рейтинговой оценки
ОЦЕНОЧНОЕ СРЕДСТВО
по дисциплине
«Источниковедение Новой и Новейшей истории»
Учебный год, 4 курс, 7 семестр
Направление 44.03.05 – Педагогическое образование
(профили «История и Обществознание», «История и иностранный языык», «История и право»)
Направление 44.03.01 – Педагогическое образование
(профиль «Историческое образование»
Направление 46.03.01 – История
(профиль «Историческая политология»)
Очная форма обучения
Задания текущего контроля № 1
Вопросы для подготовки к семинарским и практическим занятиям
(от 18 до 36 рейтинговых баллов)
Тема 1. Научные проблемы исторического источниковедения (4-8 баллов).
– Понятие «исторический источник». Основные подходы к классификации источников.
– Соотношение общеисторической периодизации и периодизации эволюции корпуса исторических источников. Характерные черты исторических источников периода древней истории, истории средних веков, нового и новейшего времени: общее и особенное.
– Методы и приемы источниковедческого анализа.
– Понятие подлинности исторического источника. Мотивы фальсификации и методы разоблачения фальшивок, выработанные исторической наукой.
– Развитие методов критики исторических источников на позитивистской основе во второй половине XIX в.
– Представление об историческом источнике и методах его изучения в учебнике Ш.-В. Ланглуа и Ш. Сеньобоса.
– Преодоление позитивистской методологии. Историческое наблюдение, исторические свидетельства и их анализ в представлении М. Блока и Л. Февра.
– Критика «комодной истории» и проблема исторического синтеза.
– Методология источниковедения А.С. Лаппо-Данилевского.
Понятие "исторический источник" и методы его интерпретации.
Тема 2. Специфика источниковедческого анализа различных видов источников по истории стран Европы и Америки периода нового и новейшего времени (8-16 баллов).
– Памятники фольклора как источники по истории культуры.
– Вещественные и этнографические источники. Природа вещественного источника. Роль археологии в работе с вещественными источниками.
– Периодическая печать как источник по истории культуры нового и новейшего времени.
– Мемуаристика как исторический источник. Современные подходы к классификации мемуаров.
– Компаративистика в современном историческом источниковедении.
– Основные подходы к работе с изобразительными источниками. Изобразительный текст как выражение внутреннего мира автора, людей его культурного круга и эпохи. Критика достоверности применительно к изображениям.
– Критика кино- и фотодокументов. Опыт исследователей по реконструкции прошлого на основании кинодокументов.
– Специфика художественного текста как источника. Критика достоверности применительно к литературно-художественным источникам.
– Опыты реконструкции повседневной культуры на основании художественной литературы.
– «Устная история» («oral history») как научное направление и его возможности для историка. Методы «устной истории». Слухи как исторический источник.
Тема 3. Специфика источниковедческого анализа различных видов источников по истории стран Азии и Африки периода нового и новейшего времени (6-12 баллов).
– История Африки и Азии в российских опубликованных источниках (содержательный контент).
– Политическая история войн XVIII-XIX в. азиатско-африканских стран и послевоенных соглашений в российских опубликованных источниках.
– Документальное наследие Российской православной миссии в святой земле.
– Официальные и неофициальные документы по истории военной операции СССР в Афганистане (анализ степени объективности)
– Международные договоры СССР с Турцией, Ираном, Монголией, Китаем,
Афганистаном: общее и особенное.
– Политика Коминтерна в отношении афро-азиатских государств.
– Путевые журналы XVIII-XIX вв. (Тевкелев, Волынский, Ермолов и др.) как исторический источник
– Мемуары советских дипломатов (Базили, Майский, Аралов, и др.) как исторический источник.
– Личность аль-Джабарти и специфика хроники.
– Хроника Бабура о становлении империи Великих Моголов.
– Японцы в России и первые российские источники по Японии.
– Сборник документов по бабидскому движению. Протоколы допросов и т.п.
– Общая характеристика иранских исторических хроник XVIII-XIX вв.
– Материалы по иранской революции 1979 г.
– Воспоминания Х.ибн Султана «Воин пустыни» как исторический источник.
Тема 4. Практикумы по методике работы с историческими источниками (8-16 баллов).
– Источник и эпоха (контекстный поиск исторических источников).
– Установление авторства источника.
– Установление видовой принадлежности источника.
– Информативное установление текста источника.
– Анализ происхождения источника.
– Установление авторской субъективности.
– Реконструкция мотивации автора.
– Коммуникативный анализ источника.
– Источниковедческая критика кинофильма.
– Контент-анализ исторического источника.
– Сравнительный видовой анализ исторических источников.
– Сравнительный анализ художественно-изобразительных источников.
– Реконструкция исторической эпохи на основе анализа художественного произведения.
Критерии рейтинговой оценки
Минимальное количество баллов за работу на семинарских и практических занятиях – 18. Максимальное количество баллов – 36.
Контроль посещаемости лекционных занятий ( также в пределах от 18 до 36 баллов) осуществляется на каждом занятии; минимальные баллы за посещение лекций начисляются лишь в том случае, если студент посетил не менее 50% занятий.
От 18 до 23 баллов: студент присутствовал лишь на 50% аудиторных занятий, редко участвовал в дискуссиях и выступал с докладами на семинарских занятиях; демонстрировал поверхностное знакомство с проблематикой; использовал не всю необходимую для полного раскрытия проблемы литературу и источники, не мог квалифицированно ответить на дополнительные вопросы, не учитывал в своих выступлениях лекционный материал.
От 24 до 30 баллов: студент присутствовал на 75% аудиторных занятий, часто участвовал в семинарских дискуссиях и выступал с докладами, продемонстрировал хорошее знакомство с проблематикой докладов, использовал большой объём источников и литературы, сумел раскрыть заявленную тему, квалифицированно отвечал на дополнительные вопросы, в своих выступлениях учитывал лекционный материал.
От 31 до 36 баллов: присутствовал почти на 100% аудиторных занятий, постоянно участвовал в дискуссиях и выступал с докладами на семинарских занятиях, творчески применял в своих выступлениях лекционный материал; проявлял не только глубокие знания по рассматриваемым проблемам, но и широкую историческую эрудицию; рассуждения автора носили аналитический и оригинальный характер.
Разработчики: С.Ю. Рафалюк кандидат исторических наук, доцент кафедры Новой и Новейшей истории, О.А. Никонов, доктор исторический наук, профессор кафедры Новой и Новейшей истории.
Оценочное средство утверждено на заседании кафедры новой и новейшей истории МПГУ (протокол № 1 от 30 августа 2016 г.).
Зав. кафедрой новой и новейшей истории А.М. Родригес-Фернандес
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Московский педагогический государственный университет» (МПГУ)
Институт истории и политики
Исторический факультет
Кафедра новой и новейшей истории
ОЦЕНОЧНОЕ СРЕДСТВО
по дисциплине
«Источниковедение Новой и Новейшей истории»