Принципы и подходы к формированию программы
В основе Программы заложены следующие основные принципы:
1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития;
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5) сотрудничество с семьей, обеспечение единства подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.
6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
9) учет этнокультурной ситуации развития детей;
10) сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека;
11) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей;
12) уважение личности ребенка;
13) реализация Программы в формах, специфических для детей дошкольного возраста, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
В Программе учитываются следующие подходы:
1) личностно-ориентированный подход - ставит в центр образовательной системы личность ребенка, развитие его индивидуальных способностей.
В рамках личностно-ориентированного подхода перед педагогом стоят следующие задачи - помочь ребенку в осознании себя личностью, выявление, раскрытие его творческих возможностей, способствующих становлению самосознания и обеспечивающих возможность самореализации и самоутверждения.
2) деятельностный подход - предполагает, что в основе развития ребенка лежит не пассивное созерцание окружающей действительности, а активное и непрерывное взаимодействие с ней.
Совместная деятельность ребенка и взрослого выстраивается на основе сотрудничества, ребенок, если и не равен, то равноценен взрослому и активен не менее взрослого.
Организация образовательного процесса осуществляется в различных, адекватных дошкольному возрасту формах, выстраивается с учетом потребностей и интересов детей. Основной мотив участия (неучастия) ребенка в образовательном процессе – наличие (отсутствие) интереса.
В рамках деятельностного подхода перед педагогом стоят следующие задачи:
-создавать условия, обеспечивающие позитивную мотивацию детей, что позволяет сделать их деятельность успешной; учить детей самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути и средства ее достижения;
-создавать условия для формирования у детей навыков оценки и самооценки.
1.4 Значимые характеристики особенностей развития детей первой младшей группы « Радуга»
Общая оценка здоровья детей группы
Группа, возраст | ЧБД ФИО | Группа здоровья | Лор-патология | аллергия | другое | |||
Первая младшая, 2-3 года | 1. |
Сведения о семьях воспитанников
Полная семья - 18
Неполная семья - 2
Многодетная семья - 1
Проблемная семья - 0
Семья с опекуном - 0
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования Рабочая программа решает также задачи развития ребёнка раннего возраста в соответствии с образовательными областями.