Разделы, темы дисциплины и формы учебной работы

УТВЕРЖДЕНО

решением кафедры

от ______ протокол № __

заведующий кафедрой

____________

С. П. Петрунина

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

Б3.В.ОД.1.1 Теория языка. Введение

(индекс дисциплины по учебному плану, название дисциплины )

Профиль: Русский язык и литература

Направление подготовки: 050100 Педагогическое образование

Согласовано:

декан факультета КузГПА,

председатель ученого совета факультета

_______________И.В. Журавлёва

«___» ______________ 2013 г.

Разработчик:

А.Г. Балакай, профессор

И.О. Фамилия, должность

Новокузнецк 2013

Лист внесения изменений

Дополнения и изменения в рабочей программе на 2013/14 учебный год

В рабочую программу вносятся следующие изменения:

1. Внесены изменения в список основной и дополнительной литературы.

2.

3.

Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры "" 201 г.

Внесенные изменения утверждаю

Заведующий кафедрой

Декан

"" 201 г.

Рабочая программа

Выписка из ВОС

Индекс по ВОС Наименование дисциплины и её содержание Трудоемкость по ВОС
Б3.В.ОД.1.1 Теория языка. Введение 103 (54/49)

Цели и задачи дисциплины

Дисциплины «Теория языка. Ведение» (1 семестр) и «Теория языка. Общее языкознание» (9–10 семестры) образуют комплексную учебную дисциплину, которая Государственным стандартом высшего профессионального образования обозначена как «Теория языка».

В системе подготовки бакалавра дисциплина «Теория языка. Введение» является пропедевтической, дающей первые сведения о языке вообще, о его структуре, об основных понятиях, знание которых необходимо для изучения специальных лингвистических дисциплинах, предусмотренных учебным планом.

Цель – подготовить студентов к изучению дисциплин лингвистического цикла.

Задачи:

– сформировать у студентов общее представление о языке, его структуре, основных функциях, историческом развитии и происходящих динамических процессах;

– ознакомить студентов с основными понятиями и терминами лингвистики;

– ввести студентов в проблематику дискуссионных вопросов языкознания;

– показать студентам место русского языка в генеалогической и морфологической (типологической) классификации языков мира.

Требования к усвоению дисциплины.

Студент, изучивший дисциплину «Теория языка. Введение» должен обладать следующими специальными компетенциями (СК):

СК-3 (владеть основными понятиями о функциях языка, соотношении языка и мышления, роли языка в обществе, внешних и внутренних факторах развития языка);

СК-4 (ориентироваться в дискуссионных вопросах языкознания и этапах его развития);

СК-5 (определять место русского языка в генеалогической и морфологической (типологической) классификации языков мира).

Объем дисциплины и виды учебной работы

Виды учебной работы Объем (кол-во час.)
Аудиторная работа (всего)
Лекции
Семинарские (практические) занятия
Лабораторные занятия
Самостоятельная работа
Общая трудоемкость

Семестры и вид отчетности по дисциплине

Семестр Форма итогового контроля (зачет, экзамен, контрольная работа)
экзамен

Содержание дисциплины

Разделы, темы дисциплины и формы учебной работы

Разделы, темы Лекции (час.) Практ. занятия (час) Самост. работа (час.)
Основные сведения о языке. Язык и языкознание (лингвистика). Связь лингвистики с другими науками. Лингвистика как филологическая наука. Фундаментальные, нормативные и прикладные лингвистические дисциплины. Язык в социальном аспекте. Общественная сущность языка. Языки живые и мёртвые. Национальные (этнические) языки. Территориальные диалекты. Жаргон (арго, сленг). Литературный язык. Государственные, межнациональные и международные языки. Язык и речь. Основные функции языка и речи. Язык и мышление. Язык в семиотическом аспекте. Язык как система знаков. Языковой знак и его признаки. Системность языка. Понятие о системе и структуре. Уровни (ярусы) языковой системы. О метафорическом употреблении слова «язык». Языки естественные и искусственные. Отличие естественного языка от других знаковых систем. Вопрос о происхождении языка. Основные гипотезы происхождения языка. Вопрос о развитии языка. Экстралингвистические (внешние) и интралингвистические (внутренние) факторы существования и функционирования языка. Взаимодействие языков. Понятие субстрата, суперстрата, адстрата. Языковая интерференция. Языковой союз. Языковая семья. Сравнительно-исторический метод в языкознании. Генеалогическая классификация языков. Место русского языка в генеалогической классификации.
Фонетика. Основные единицы и понятия фонетики и фонологии.
Письмо.Типы письма. Графика и орфография.
Лексика и фразеология.Слово как основная единица языка. Лексико-фразеологиче­ский уровень. Основные единицы и понятия лексикологии и фразеологии.
Морфемика и словообразование.Основные единицы и понятия морфемики и словообразования.
Грамматика.Основные единицы и понятия морфологии и синтаксиса. Способы выражения грамматических значений. Типологическая (морфологическая) классификация языков; место русского языка в данной классификации.
Контрольная работа (аудиторная).  
Итого:

5.2 Тематическое планирование.

Раздел ГОС Лекции (название и № темы) (кол-во час.) Практические занятия (название и № темы) (кол-во час.)
Б3.В.ОД.1.1 1. Основные сведения о языке. 1. Основные сведения о языке.
Б3.В.ОД.1.1 2. Фонетика. 2. Фонетика.
Б3.В.ОД.1.1 3. Письмо. 3. Письмо.
Б3.В.ОД.1.1 4. Лексика и фразеология. 4. Лексика и фразеология
Б3.В.ОД.1.1 5. Морфемика и словообразование. 5. Морфемика и словообразование.
Б3.В.ОД.1.1 6. Грамматика. 6. Грамматика.
Б3.В.ОД.1.1     7. Контрольная работа.

5.3 Содержание дисциплины и результаты ее изучения (. В таблице представляются последовательно содержание лекций, семинарских и лабораторных занятий. В графе «Интерактивные формы проведения» указываются названия конкретных форм в соответствии с РУП. В графе «Результаты изучения» необходимо указать шифр компетенций, на формирование которых работает содержание темы.)

Наши рекомендации