Разделы, темы дисциплины и формы учебной работы
УТВЕРЖДЕНО
решением кафедры
от ______ протокол № __
заведующий кафедрой
____________
С. П. Петрунина
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
Б3.В.ОД.1.1 Теория языка. Введение
(индекс дисциплины по учебному плану, название дисциплины )
Профиль: Русский язык и литература
Направление подготовки: 050100 Педагогическое образование
Согласовано:
декан факультета КузГПА,
председатель ученого совета факультета
_______________И.В. Журавлёва
«___» ______________ 2013 г.
Разработчик:
А.Г. Балакай, профессор
И.О. Фамилия, должность
Новокузнецк 2013
Лист внесения изменений
Дополнения и изменения в рабочей программе на 2013/14 учебный год
В рабочую программу вносятся следующие изменения:
1. Внесены изменения в список основной и дополнительной литературы.
2.
3.
Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры "" 201 г.
Внесенные изменения утверждаю
Заведующий кафедрой
Декан
"" 201 г.
Рабочая программа
Выписка из ВОС
Индекс по ВОС | Наименование дисциплины и её содержание | Трудоемкость по ВОС |
Б3.В.ОД.1.1 | Теория языка. Введение | 103 (54/49) |
Цели и задачи дисциплины
Дисциплины «Теория языка. Ведение» (1 семестр) и «Теория языка. Общее языкознание» (9–10 семестры) образуют комплексную учебную дисциплину, которая Государственным стандартом высшего профессионального образования обозначена как «Теория языка».
В системе подготовки бакалавра дисциплина «Теория языка. Введение» является пропедевтической, дающей первые сведения о языке вообще, о его структуре, об основных понятиях, знание которых необходимо для изучения специальных лингвистических дисциплинах, предусмотренных учебным планом.
Цель – подготовить студентов к изучению дисциплин лингвистического цикла.
Задачи:
– сформировать у студентов общее представление о языке, его структуре, основных функциях, историческом развитии и происходящих динамических процессах;
– ознакомить студентов с основными понятиями и терминами лингвистики;
– ввести студентов в проблематику дискуссионных вопросов языкознания;
– показать студентам место русского языка в генеалогической и морфологической (типологической) классификации языков мира.
Требования к усвоению дисциплины.
Студент, изучивший дисциплину «Теория языка. Введение» должен обладать следующими специальными компетенциями (СК):
СК-3 (владеть основными понятиями о функциях языка, соотношении языка и мышления, роли языка в обществе, внешних и внутренних факторах развития языка);
СК-4 (ориентироваться в дискуссионных вопросах языкознания и этапах его развития);
СК-5 (определять место русского языка в генеалогической и морфологической (типологической) классификации языков мира).
Объем дисциплины и виды учебной работы
Виды учебной работы | Объем (кол-во час.) |
Аудиторная работа (всего) | |
Лекции | |
Семинарские (практические) занятия | |
Лабораторные занятия | – |
Самостоятельная работа | |
Общая трудоемкость |
Семестры и вид отчетности по дисциплине
Семестр | Форма итогового контроля (зачет, экзамен, контрольная работа) |
экзамен |
Содержание дисциплины
Разделы, темы дисциплины и формы учебной работы
№ | Разделы, темы | Лекции (час.) | Практ. занятия (час) | Самост. работа (час.) |
Основные сведения о языке. Язык и языкознание (лингвистика). Связь лингвистики с другими науками. Лингвистика как филологическая наука. Фундаментальные, нормативные и прикладные лингвистические дисциплины. Язык в социальном аспекте. Общественная сущность языка. Языки живые и мёртвые. Национальные (этнические) языки. Территориальные диалекты. Жаргон (арго, сленг). Литературный язык. Государственные, межнациональные и международные языки. Язык и речь. Основные функции языка и речи. Язык и мышление. Язык в семиотическом аспекте. Язык как система знаков. Языковой знак и его признаки. Системность языка. Понятие о системе и структуре. Уровни (ярусы) языковой системы. О метафорическом употреблении слова «язык». Языки естественные и искусственные. Отличие естественного языка от других знаковых систем. Вопрос о происхождении языка. Основные гипотезы происхождения языка. Вопрос о развитии языка. Экстралингвистические (внешние) и интралингвистические (внутренние) факторы существования и функционирования языка. Взаимодействие языков. Понятие субстрата, суперстрата, адстрата. Языковая интерференция. Языковой союз. Языковая семья. Сравнительно-исторический метод в языкознании. Генеалогическая классификация языков. Место русского языка в генеалогической классификации. | ||||
Фонетика. Основные единицы и понятия фонетики и фонологии. | ||||
Письмо.Типы письма. Графика и орфография. | ||||
Лексика и фразеология.Слово как основная единица языка. Лексико-фразеологический уровень. Основные единицы и понятия лексикологии и фразеологии. | ||||
Морфемика и словообразование.Основные единицы и понятия морфемики и словообразования. | ||||
Грамматика.Основные единицы и понятия морфологии и синтаксиса. Способы выражения грамматических значений. Типологическая (морфологическая) классификация языков; место русского языка в данной классификации. | ||||
Контрольная работа (аудиторная). | ||||
Итого: |
5.2 Тематическое планирование.
№ | Раздел ГОС | Лекции (название и № темы) | (кол-во час.) | Практические занятия (название и № темы) | (кол-во час.) |
Б3.В.ОД.1.1 | 1. Основные сведения о языке. | 1. Основные сведения о языке. | |||
Б3.В.ОД.1.1 | 2. Фонетика. | 2. Фонетика. | |||
Б3.В.ОД.1.1 | 3. Письмо. | 3. Письмо. | |||
Б3.В.ОД.1.1 | 4. Лексика и фразеология. | 4. Лексика и фразеология | |||
Б3.В.ОД.1.1 | 5. Морфемика и словообразование. | 5. Морфемика и словообразование. | |||
Б3.В.ОД.1.1 | 6. Грамматика. | 6. Грамматика. | |||
Б3.В.ОД.1.1 | 7. Контрольная работа. |
5.3 Содержание дисциплины и результаты ее изучения (. В таблице представляются последовательно содержание лекций, семинарских и лабораторных занятий. В графе «Интерактивные формы проведения» указываются названия конкретных форм в соответствии с РУП. В графе «Результаты изучения» необходимо указать шифр компетенций, на формирование которых работает содержание темы.)