Разделы дисциплины, виды учебной работы, объем занятий и формы контроля

Таблица 1 - Разделы дисциплины, виды, объем занятий и формы контроля

Номер раздела, темы Наименование разделов, тем дисциплины Семестр Объем в часах по видам учебной работы Формы кон­троля успе­ваемости
Всего Л ПЗ С ЛР СРС
Логика, ее предмет и значение. оценка
Понятие как форма мышления. оценка
Суждение как форма мышления. оценка
Основные формально-логические законы. оценка
Умозаключение как форма мышления. оценка
Логические основы теории аргументации. оценка
Итого     экзамен

Лекции

Таблица 2 - Темы лекций, их содержание, трудоемкость

Тема лек­ции Содержание Количество часов
Логика, ее предмет и значение.   Общее понятие логики. Понятие логической формы и логического закона. Понятие фор­мальной логики. Значение логики. Общее по­нятие языка. Естественные языки и искусст­венные. Искусственный язык логики как науки.
Понятие как форма мышления. Общая характеристика понятия. Понятие и слово. Признаки и их виды. Содержание и объем понятия. Язык круговых диаграмм. За­кон обратного отношения между объемом и содержанием понятия. Ограничение и обоб­щение понятий. Виды понятий: общие, еди­ничные, понятия с нулевым объемом и уни­версальным объемом; конкретные и абстракт­ные; положительные и отрицательные; отно­сительные и безотносительные; собирательные и несобирательные. Отношения между поня­тиями. Виды отношений между совместимыми понятиями. Виды отношений между несовмес­тимыми понятиями. Операции над классами (объемами понятий): сложение, умножение, образование дополнения. Деление понятий. Виды деления. Правила деления. Ошибки в делении. Определение понятия. Виды опреде­лений. Правила явного определения. Ошибки в определении.
Суждение как форма мышления. Общая характеристика суждения. Суждение и предложение. Виды суждений: суждения су­ществования, суждения об отношениях, атри­бутивные суждения. Состав и структура про­стого атрибутивного суждения. Виды простых атрибутивных суждений по качеству и количе­ству. Отношения терминов суждения по объ­ему, их круговые схемы. Распределенность терминов в простом атрибутивном суждении. Отношения простых атрибутивных суждений по истинности. Сложные суждения. Образова­ние сложных суждений из простых с помощью логических связок. Таблица истинности логи­ческих связок. Табличное определение истин­ности сложных суждений.  
Основные формально-логические законы. Понятие о логическом законе. Сфера действия законов формальной логики. Закон тождества. Закон противоречия. Закон исключенного третьего. Закон достаточного основания.  
Умозаключение как форма мышления. Общая характеристика умозаключения. Виды умозаключений: дедуктивные, правдоподоб­ные и умозаключения по аналогии. Дедуктив­ные умозаключения: выводы из простых атри­бутивных суждений и выводы из сложных су­ждений. Непосредственные умозаключения: превращение и обращение. Простой категори­ческий силлогизм (ПКС). Определение и со­став ПКС. Фигуры ПКС. Общие правила ПКС. Энтимема. Восстановление силлогизма из эн­тимемы. Выводы из сложных суждений: ус­ловные, условно-категорические, раздели­тельно-категорические, условно-разделитель­ные умозаключения. Правдоподобные умозак­лючения, их определение и основные виды. Полная индукция и ее разновидности. Непол­ная индукция: популярная и научная. Умозак­лючения по аналогии.  
Логические основы теории аргументации. Понятие доказательства. Строение дока­затель­ства: тезис, аргументы, демонстрация. Правила доказательства. Виды доказательств: прямые и косвенные. Понятие опровержения. Опровержение тезиса и опровержение доказательства.  
ИТОГО  

1.3.3. Практические занятия/Семинары

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1 (2 часа)

Задача

Кондратьев, Давыдов и Фёдоров живут на нашей улице. Один из них ра­ботает плотником, другой маляром, а третий – водопроводчиком. Недавно маляр хотел попросить плотника починить дверь в своей квартире, но ему сказали, что водопроводчик уже попросил плотника отремонтировать ему дом.

Водопроводчик старше маляра. Давыдов старше Кондратьева. Фёдоров никогда не слышал о Давыдове.

Построить правильное рассуждение, устанавливающее фамилии ма­ляра, плотника и водопроводчика.

М – маляр,

П – плотник,

В – водопроводчик,

К – Кондратьев,

Д – Давыдов,

Ф – Фёдоров,

с – слышал о…

> – старше

М П В МсП МсВ ПсВ ВсП Ф¢Д Д>К В>М
Ф Ф Д Д К К Д К Ф К Д Ф К Д К Ф Ф Д – + + + + +   – + + + +     + + + –     + + –     + +     + +     – +

Ф ¢ Д Ф ¢ Д

М с П М с В

В с П П с В

Д ≠ П Д ≠ В Д = П v В v М

В > Д > К

В > М > П

К = П

Д = М

К = П

Ф = В

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2(2 часа)

задание решение
Задача № 1 В заданном списке признаков выде­лить признаки, которые входят в со­держание за­данного по­нятия.   А ≡ плакат 1) цветной настенный рисунок на бу­маге; 2) большой формат; 3) отпечатанный в типографии; 4) снабжённый агитационным или рек­лам­ным текстом.   А ≡ преступление 1) общественная опасность деяния; 2) совершённое дееспособным гражда­ни­ном; 3) предусмотренное уголовным законо­да­тельством; 4) посягающее или на общественный строй, или на чужую собствен­ность, или на личность, или на права граждан; 5) наказываемое лишением свободы.   А ≡ карандаш 1) продукт промышленного производ­ства; 2) наличие твёрдого пишущего стержня; 3) наличие деревянного корпуса; 4) способность оставлять след на бу­маге; 5) иметь длину не менее 5-ти см.; 6) быть товаром.   А ≡ вертолёт 1) воздушное транспортное средство; 2) имеет кабину для пассажиров и грузо­вой отсек; 3) имеет систему управления; 4) имеет несущий винт; 5) имеет двигатель внутреннего сгора­ния; 6) имеет команду из двух пилотов.   Задача № 2 Двумя ударами топора рассечь под­кову на 6 (шесть) частей, не передви­гая рас­сечённых деталей.   ─ ─ ─ + + + + ─ ─ ─ + ─ ─   ─ ─   ─   ─ ─ ─ ─   ─ Разделы дисциплины, виды учебной работы, объем занятий и формы контроля - student2.ru

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3 (2 часа)

условие решение
Задача № 1   Обобщить и ограничить заданные по­нятия   А ≡ прокурор А ≡ преступление А ≡ партия А ≡ учебник Задача № 2   В виде круговых схем изобразить от­ношение объёмов заданных понятий.   А ≡ университет В ≡ университетский факультет А ≡ женщина В ≡ дочь А ≡ глава государства В ≡ президент С ≡ президент США А ≡ женщина В ≡ жена С ≡ бабушка D ≡ внучка Обобщить понятие – это значит за­данное понятие подвести под более широкое по объёму понятие. Ограничить понятие – это значит от за­данного понятия перейти к более уз­кому по объёму понятию. Разделы дисциплины, виды учебной работы, объем занятий и формы контроля - student2.ru B Разделы дисциплины, виды учебной работы, объем занятий и формы контроля - student2.ru A
 
  Разделы дисциплины, виды учебной работы, объем занятий и формы контроля - student2.ru

C

В ≡ юрист

С ≡ районный прокурор

В ≡ правонарушение (наказуемое дея­ние)

С ≡ кража

В ≡ добровольное объединение людей

С ≡ коммунистическая партия

В ≡ книга

С ≡ учебник по литературе

       
  Разделы дисциплины, виды учебной работы, объем занятий и формы контроля - student2.ru   Разделы дисциплины, виды учебной работы, объем занятий и формы контроля - student2.ru

А В

 
  Разделы дисциплины, виды учебной работы, объем занятий и формы контроля - student2.ru

А, В

 
  Разделы дисциплины, виды учебной работы, объем занятий и формы контроля - student2.ru

А С В

Разделы дисциплины, виды учебной работы, объем занятий и формы контроля - student2.ru А, D

Разделы дисциплины, виды учебной работы, объем занятий и формы контроля - student2.ru Разделы дисциплины, виды учебной работы, объем занятий и формы контроля - student2.ru

В С

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4 (2 часа)

условие решение
Задача № 1 Правильно ли заданное деление объёма понятия? Если не правильно, то назовите правило, которое нарушено.   А ≡ наука А1 ≡ естественная наука; А2 ≡ техническая наука; А3 ≡ гуманитарная наука   А ≡ территория России А1 ≡ зона северных флор; А2 ≡ зона южных флор.   А ≡ приговор А1 ≡ обвинительный приговор; А2 ≡ оправдательный приговор; А3 ≡ несправедливый приговор.   А ≡ общество А1 ≡ рабочие; А2 ≡ крестьяне; А3 ≡ интеллигенция.   Задача № 2 Правильно ли заданное определение по­нятия? Если не правильно, то назо­вите пра­вило, которое нарушено.   Краткость – это сестра таланта; Планета – это небесное тело, вращаю­щееся вокруг солнца; Гротеск – это изображение людей или предметов в фантастически пре­увели­ченном, уродливо-комическом виде; Фильтрование – это процесс разде­ления с помощью фильтра; Театр – это здание неиспользуемое для жилья.   Задача № 3 Какое из заданных определений вы счи­таете верным?   Понятие – это мысль, отражающая свойства предметов;   Понятие – это высшая форма мысли, отображающая свойства предметов;   Понятие – это мысленное отображе­ние предметов в форме единства их общих и существенных признаков;   Понятие– это форма мышления, ото­бражающая общие, основные и отли­чительные признаки предметов. Деление объёма понятия – это ис­черпы­вающее разделение заданного понятия на части (подмножество эле­ментов).     ─, нарушено правило соразмерности. Не хватает элемента математическая наука. ─, это не деление объёма, а деление пред­мета на части.   ─, 1) нарушено правило одного осно­вания; 2) нарушено правило взаимного ис­клю­чения членов деления; 3) нарушено и то, и другое.   ─, это не деление объёма, а деление пред­мета на части.   ─ нарушено правило ясности и чётко­сти   ─ нарушено правило соразмерности     +   ─ нарушено правило нетавтологично­сти     ─ нарушено правило соразмерности     ─ нарушено правило соразмерности   ─ нарушено правило соразмерности   ─ нарушено правило соразмерности   +  

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5 (4 часа)

условие решение
Задача № 1 Какое из заданных предложений выражает суждение?     1. Наполеон никогда не был француз­ским императором; 2. 3. Чему равно расстояние от земли до Луны? 4. Граждане! Не нарушайте правил улич­ного движения! 5. Солдаты! Не Москва ль за нами ?! 6. Это рассуждение является непра­виль­ным. Задача № 2 К какому роду суждений отно­сятся заданные суждения? 1. Суждения существования – С; 2. Суждения об отношениях – О; 3. Атрибутивные суждения – А. 1. Ускорение научно-технического про­гресса является рычагом повы­шения эффективности производ­ства. 2. Существует обширная литература о творчестве Чехова. 3. Конституция РФ является основ­ным за­коном страны. 4. Комната матери и ребёнка есть при каж­дом железнодорожном вокзале Мо­сквы. 5. Насилие является постоянным спут­ни­ком милитаризма. 6. Царь-колокол установлен восточ­нее ко­локольни Ивана Великого.   Задача № 3 1. К какому виду простых атрибутив­ных суждений относятся заданные сужде­ния? 2. В виде круговых схем выразить от­ноше­ние терминов суждения по объ­ёму. 3. Установить распределённость или не­распределённость терминов суж­дения.     1. Некоторые осуждённые к лишению сво­боды являются рецидивистами.   2. Незаконная сделка является недей­стви­тельной.   3. Некоторые прямоугольники явля­ются квадратами.   4. Некоторые сенаторы США не явля­ются сторонниками мира   5. Некоторые сторонники мира явля­ются русскими писателями.   6. Всего лишь 4-е студента 8-ой группы не являются донорами. Суждение – это мысль, в которой что-либо утверждается или отрицается. Утвержда­ется или отрицается только в предложении.     + - - + + А С А С А О  
 
  Разделы дисциплины, виды учебной работы, объем занятий и формы контроля - student2.ru

Разделы дисциплины, виды учебной работы, объем занятий и формы контроля - student2.ru -P +s А = Общее утвердительное

(Все киты явл. млекопитающими)

Разделы дисциплины, виды учебной работы, объем занятий и формы контроля - student2.ru Ао = Общеутвердительное

+S,+P определительное

Разделы дисциплины, виды учебной работы, объем занятий и формы контроля - student2.ru (Квадрат есть ромб с равными углами)

Разделы дисциплины, виды учебной работы, объем занятий и формы контроля - student2.ru Iв = Частноутвердительное

-S +P выделительное

Разделы дисциплины, виды учебной работы, объем занятий и формы контроля - student2.ru Разделы дисциплины, виды учебной работы, объем занятий и формы контроля - student2.ru (Нек. юристы яв. судьями)

-S -P I = Частноутвердительное

(Нек. журналисты яв. отличниками)

Разделы дисциплины, виды учебной работы, объем занятий и формы контроля - student2.ru Разделы дисциплины, виды учебной работы, объем занятий и формы контроля - student2.ru

+S + P E = Общее отрицательное

(Ни один журналист не яв. мате­мат)

Разделы дисциплины, виды учебной работы, объем занятий и формы контроля - student2.ru Разделы дисциплины, виды учебной работы, объем занятий и формы контроля - student2.ru

-S +P О = Частное отрицательное

(Нек. юристы не яв. судьями)

Разделы дисциплины, виды учебной работы, объем занятий и формы контроля - student2.ru Разделы дисциплины, виды учебной работы, объем занятий и формы контроля - student2.ru

-S +P О = Частное отрицательное

(Нек. журналисты не яв. отличниками)

  A Aо I Iв E О
S P + - + + - - - + + + - +

A, Aо º Все S явл. P

I, Iв º Нек. S явл. P

E º Ни одно S не явл. P

О º Нек. S не явл. P

 
  Разделы дисциплины, виды учебной работы, объем занятий и формы контроля - student2.ru

Разделы дисциплины, виды учебной работы, объем занятий и формы контроля - student2.ru Iв -S +p

 
  Разделы дисциплины, виды учебной работы, объем занятий и формы контроля - student2.ru

Разделы дисциплины, виды учебной работы, объем занятий и формы контроля - student2.ru А -p +s

 
  Разделы дисциплины, виды учебной работы, объем занятий и формы контроля - student2.ru

Iв -S +p

 
  Разделы дисциплины, виды учебной работы, объем занятий и формы контроля - student2.ru

О -S +P

 
  Разделы дисциплины, виды учебной работы, объем занятий и формы контроля - student2.ru

I -S -P

 
  Разделы дисциплины, виды учебной работы, объем занятий и формы контроля - student2.ru

О -S +P

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6 (2 часа)

условие решение
Задача № 1 Из заданных субъекта и преди­ката с указанной их распределённо­стью со­ставить правильное суждение.   1. – S º русский феодал; – P º сторонник преобразований Петра I.   2. – S º несправедливая война; + P º успешный   3. – S º аксиома; + P º очевидная истина   4. – S º удовольствие; – P º пагубный   Задача № 2 Установить, какие из заданных су­жде­ний являются выделяющими.   1. Некоторые военные являются ар­тилле­ристами; 2. Некоторые физики являются нобе­лев­скими лауреатами; 3. Некоторые млекопитающие явля­ются китами; 4. Некоторые пьесы являются стихо­твор­ными произведениями. Задача № 3 Установить логический смысл слож­ного высказывания. Выразить его струк­туру символически. 1. Если Москва является столицей РФ, то Лондон является столицей Великобри­тании;     2. Солнце опустилось за горизонт, а в лесу ещё светло;     3. Если в следующее воскресенье не бу­дет дождя и я буду здоров, то я пойду в лес и буду собирать грибы;   4. Вы ещё в опасности: рана может от­крыться;     5. Парфёну Дмитричу то ли грозили убытки, то ли предстояли барыши;   6. Предполагалось отдать Серёжу в гимна­зию, а, следовательно, позна­ко­мить его хоть с первыми осно­вами древних языков;     7. Всё это было бы смешно, когда бы не было так грустно.   I. Некоторые русские феодалы явля­ются сторонниками преобразований Петра I.   О. Некоторые несправедливые войны не являются успешными.   О. Некоторые аксиомы не являются оче­видными истинами.   I. Некоторые удовольствия являются па­губными.     + – + –   p º Москва является столицей РФ q º Лондон явл. столицей Великобри­тании pÙq – конъюнкция   p º Солнце опустилось за горизонт q º в лесу ещё светло pÙq – конъюнкция   p º в следующее воскрес. не будет до­ждя q º я буду здоров r º я пойду в лес s º буду собирать грибы (pÙq) ® (rÙs)   p º вы в опасности q º рана может открыться q ® p – импликация   p º П. Д. грозили убытки q º П. Д. предстояли барыши pÚq – дизъюнкция     p º предполагалось отдать Сер. в гим­назию q º познакомить с первыми основами др. яз. p ® q – импликация   p º это не смешно q º это грустно q ®Øp – импликация (Если грустно, то не смешно)

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7 (2 часа)

условие решение
Задача № 1 Установить, правильно ли заданное умозаключение?   Все студенты являются учащимися Нек. учащиеся явл. студентами Задача № 2 Сделать вывод из заданной посылки методом обращения.   Кажд. челов. явл. разумн. существом ?     Люди не являются марсианами ?   Задача № 3 Правильно ли заданное обращение?   Ромен Ролан яв. выдающимся писат. Нек. выдающ. писат. яв. Роменами Р.   Задача № 4 Сделать вывод из заданной посылки по методу превращения   Берёз. роща не яв. смешанным лесом ?   Задача № 5 Установить, правильно ли заданное превращение?   Нек. правонаруш. яв. несовершеннол. Нек. правонар. не яв. несовершеннол.      
       
 
SaP PiS
    Разделы дисциплины, виды учебной работы, объем занятий и формы контроля - student2.ru
 

Разделы дисциплины, виды учебной работы, объем занятий и формы контроля - student2.ru SaP -P +S правильно

PiS

       
 
SaоPоS
    Разделы дисциплины, виды учебной работы, объем занятий и формы контроля - student2.ru
 

SaоP +S,+P

?

Кажд. челов. явл. разумн. существом

Все разумн. существа явл. людьми

           
    Разделы дисциплины, виды учебной работы, объем занятий и формы контроля - student2.ru   Разделы дисциплины, виды учебной работы, объем занятий и формы контроля - student2.ru
 
SеP PеS
 

SеP +S +P

?

Люди не являются марсианами

След. марсиане не явл. людьми

       
    Разделы дисциплины, виды учебной работы, объем занятий и формы контроля - student2.ru
 
SaP PiS
 

SaP -P +S правильно

PiS

 
 
SеP SаP'

SеP

?

Берёз. роща не яв. смешанным лесом

Всякая берёз. роща яв. несмешан. ле­сом.

 
 
SiP SoP'

SiP неправильно

SoP

Нек. правонаруш. яв. несовершеннол.

Нек. правонар. не яв. ненесовершенн.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8 (2 часа)

условие решение
Задача № 1 Установить, правилен ли заданный силлогизм? Если неправилен, назо­вите правило, которое нарушено:   Все металлы являются химиче­скими элементами. Сера не является металлом. ¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯ Сера не является химическим эле­ментом.   Некоторые люди являются юри­стами. Семёнов является человеком. ¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯ Семёнов является юристом   Все планеты являются небесными те­лами. Луна не является планетой. ¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯ Луна не является небесным телом.   Некоторые врачи являются кар­диоло­гами. Все участники конференции явля­ются врачами. ¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯ Некоторые участники данной конферен­ции являются кардиоло­гами.   Задача № 2 Восстановить заданный сокра­щённый силлогизм до полного: Данная наука является гуманитар­ной, потому что она не является есте­ственной.   А Все + М явл. – Р   Е Все + S не явл. + М ¯¯ ¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯ Е Все + S не явл. + Р Силлогизм неверен. Нарушено правило крайнего термина.     Iв Нек. – М явл. + Р   А Все + S явл. – М ¯¯ ¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯ А Все + S явл. – Р Нарушено правило среднего термина; Нарушено правило частной посылки.     А Все + М явл. – Р Е Все + S не явл. + М ¯¯ ¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯ Е Все + S не явл. + Р Нарушено правило крайнего термина.   Iв Нек. – М явл. + Р   А Все + S явл. – М ¯¯¯ ¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯ I Нек. – S явл. – Р Нарушено правило среднего термина.   Ни одна гуманитарная наука не явля­ется естественной. Данная наука является гуманитарной. ¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯ Данная наука не является естествен­ной   Е Все + М не явл. + Р АВсе + S явл. – М Е Все + S не явл. + Р

Наши рекомендации