Задания для развития и контроля владения компетенциями. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

УТВЕРЖДАЮ

Директор института

___________________ Шаповалов В.К.

«__» _______________ 2015 г

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

История педагогики и образования

Направление подготовки 44.03.02. Психолого - педагогическое образование
Профиль «Психология образования»
Квалификация выпускника бакалавр
Форма обучения заочная
Учебный план 2015 г.
   
СОГЛАСОВАНО: РАЗРАБОТАНО:
Зав. выпускающей кафедрой педагогики и образовательных технологий ____________________Халяпина Л.В. "__" _____________ 2015 г.   Рассмотрено УМК протокол №____от"__" ___________ 2015 г.     Председатель УМК института ________________ Зав. кафедрой педагогики и образовательных технологий ____________________Халяпина Л.В. "__" ____________ 2015 г.   Должность разработчика: доцент Гузева М.В. ____________________________________ "__" ____________ 2015 г.  

Ставрополь, 2015

Разработки практических занятий

Тема 1. Воспитание в первобытном обществе, в древнем мире и античности

Цель занятия:сформировать у студентов представление о сущности воспитания в первобытном обществе, содержании образования и методах обучения в древнем мире и античности

Основные понятия: эволюция, община, дома молодежи, матриархат, семейно-сословное образование, «дома табличек», школы писцов, педагог, мусические школы, палестры, иудаистская педагогика, христианская педагогика, идеал воспитания - гармонически развитая личность, пайдейя, Гомер, Гесиод, абака, Эллада, «дидаскалейоны», Академия, Ликей, Киносарг, софисты – учителя мудрости, «схолары», эфебия, «школьный канон» («семь свободных искусств»).

Вопросы, выносимые на обсуждение:

1. Зарождение образования.

2. Воспитание и обучение на Древнем Востоке.

3. Воспитание и обучение в Греции и Эллинистическом мире.

4. Воспитание и обучение восточных славян.

Организационная форма занятия:круглый стол.

Методические рекомендации

1. Зарождение образования.

При подготовке к данному вопросу, студентдолжен иметь представление о процессе развития архаичного человека (Homo sapiens), который привел к появлению «человека обучающегося» (Homo educandus).

Для подготовки к данному вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Джуринский А.Н. История педагогики и образования/А.Н.Джуринский. – М., 2012, Старикова, Л. Д. История педагогики и философия образования : [учеб. пособие*] / Старикова Людмила Дмитриевна. - Ростов н/Д : Феникс, 2011.

2. Воспитание и обучение на Древнем Востоке.

При подготовке к данному вопросу студентдолжен иметь представление о содержании образования и методах обучения в Месопотамии, Египте, Китае, Индии. Иметь представление о взглядах Конфуция на воспитание, обучение и развитие личности.

Для подготовки к данному вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Джуринский А.Н. История педагогики и образования/А.Н.Джуринский. – М., 2012, Старикова, Л. Д. История педагогики и философия образования : [учеб. пособие*] / Старикова Людмила Дмитриевна. - Ростов н/Д : Феникс, 2011.

3. Воспитание и обучение в Греции и Эллинистическом мире.

При подготовке к данному вопросу студентдолжен иметь представление о практике античного воспитания. Выделять особенности спартанской и афинской систем воспитания и обучения. Иметь представления о взглядах Сократа, Платона, Аристотеля на воспитание и обучение. Ориентироваться в системе образования и педагогической мысли в Древнем Риме. Понимать роль Цицерона, Сенеки, Квинтилиана в процессе формирования представлений о воспитании и обучении.

Для подготовки к данному вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Джуринский А.Н. История педагогики и образования/А.Н.Джуринский. – М., 2012, Старикова, Л. Д. История педагогики и философия образования : [учеб. пособие*] / Старикова Людмила Дмитриевна. - Ростов н/Д : Феникс, 2011.

4. Воспитание и обучение восточных славян.

При подготовке к данному вопросу студент должен иметь представление о истоках и особенностях зарождения христианской традиции воспитания.

Для подготовки к данному вопросу студент должен обратиться к следующей литературе: Джуринский А.Н. История педагогики и образования/А.Н.Джуринский. – М., 2012, Старикова, Л. Д. История педагогики и философия образования : [учеб. пособие*] / Старикова Людмила Дмитриевна. - Ростов н/Д : Феникс, 2011.

Рекомендуемая литература

Основная

1. Джуринский А.Н. История педагогики и образования/А.Н.Джуринский. – М., 2012,

2. Старикова, Л. Д. История педагогики и философия образования : [учеб. пособие*] / Старикова Людмила Дмитриевна. - Ростов н/Д : Феникс, 2011.

Дополнительная

1 Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли: Учеб. пособ. для студентов педвузов / А.Н. Джуринский. – М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2008.

2 Латышина Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мысли): Учеб. пособие. - М.: Гардарики, 2009.

Интернет-ресурсы

· http://www.eduhmao.ru/info/1/3719/Информационно-просветительский портал

· http://www.edu.ru - Портал «Российское образование»;

· http://pedlib.ru/ - Педагогическая библиотека;

· http://www.biblioclub.ru/ - ЭБС Университетская библиотека

Задания для развития и контроля владения компетенциями

1. Подготовить таблицу: «Спартанское воспитание: положительные и отрицательные стороны».

2. Подготовить доклад на тему: «Ораторское искусство как средство развития личности (по сочинению Квинтилиана «Наставление оратору»)».

3. Изучить взгляды одного из античных философов или педагогов и показать их значимость для истории образования (эссе).

4. Подготовить рассказ об одном из учебных заведений Древней Греции или Древнего Рима.

Наши рекомендации