Саламанкская всемирная конференция по образованию лиц с особыми потребностями «Доступность и качество* (1994).
Исключительно важное значение для определения путей развития специального образования в XXI в. имеют документы, принятые Саламанкской всемирной конференцией по образованию лиц с особыми потребностями. Саламанкскую декларацию «О принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями» и «Рамки (план) действий по образованию лиц с особыми потребностями» единодушно поддержали представители 92 государств и 25 международных организаций, собравшихся в Испании на международный форум по специальному образованию, организованный ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) в июне 1994 г.
Документы, принятые конференцией, базируются на принципе включающего образования, т.е. признания необходимости создания «школ для всех» — учебных заведений, которые объединяют всех детей независимо от их физического, интеллектуального, эмоционального, социального или другого состояния и создают им соответствующие условия обучения с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого. Подобный подход к образованию детей с отклонениями в развитии называется интеграцией, или интегрированным обучением.
Декларация Саламанкской конференции заявляет:
• каждый ребенок имеет право на образование и должен иметь возможность получать и поддерживать приемлемый уровень знаний;
• каждый ребенок имеет уникальные особенности, интересы, способности и учебные потребности;
• необходимо разрабатывать системы образования и выполнять образовательные программы таким образом, чтобы принимать во внимание широкое разнообразие этих особенностей и потребностей;
• лица, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь доступ к обучению в обычных школах, которые должны создавать им условия на основе педагогических методов, ориентированных в первую очередь на детей с целью удовлетворения этих потребностей;
• обычные школы с такой инклюзивной ориентацией являются наиболее эффективным средством борьбы с дискриминационными воззрениями, создания благоприятной атмосферы в общинах, построения инклюзивного общества и обеспечения образования для всех; более того, они обеспечивают реальное образование для большинства детей и повышают эффективность и в конечном счете рентабельность системы образования.
«Рамки (план) действий по образованию лиц с особыми потребностями» объявляют следующие требования.
Присоединившимся государствам следует законодательно признать принцип равенства возможностей для детей, молодежи и взрослых с физическими и умственными недостатками в области начального, среднего и высшего образования, обеспечиваемого по мере возможности в условиях, гарантирующих их интеграцию, — статья 16.
В рамках образовательной политики на всех уровнях, от национального до местного, необходимо предусмотреть, чтобы любой ребенок с умственными и физическими недостатками посещал ближайшую школу, иными словами, школу, которую он бы посещал, если бы не имел этих недостатков, — статья 18.
Практика «приобщения» детей с умственными и физическими недостатками должна являться неотъемлемой частью национальных планов по достижению образования для всех. Даже в тех исключительных случаях, когда детей помещают в специальные школы, их образование не должно проходить полностью отдельно. Следует поощрять их участие в течение неполного учебного дня в занятиях в рамках обычных школ— статья 19.
Особое внимание надо уделять потребностям детей и молодежи с серьезными или многочисленными умственными и физическими недостатками. Они имеют такие же права, как и другие, на достижение максимальной независимости, когда станут взрослыми, и должны получить образование с учетом их потенциальных возможностей достижения этой цели — статья 20.
«Рамки (план) действий по образованию...» рекомендуют государствам ориентироваться на эти руководящие принципы на национальном уровне.
В разделе «Факторы, связанные со школой» рассмотрены механизмы организации интегрированного обучения. Статья 28 касается разработки учебных планов в интегративных школах: «Учебный план следует адаптировать к потребностям детей, а не наоборот». В статье 33 предложено «использовать надлежащие и доступные технические средства для повышения успешного усвоения учебного материала...».
Отдельный раздел посвящен приоритетным областям реформирования системы образования. Организация раннего обучения детей с особыми образовательными потребностями признается задачей первостепенной важности, основным направлением развития системы образования в XXI в. — статья 53. Первые шесть лет жизни ребенка, и особенно первые три года, наиболее значимы для формирования умственных способностей, личности и социального поведения подрастающего человека. Недостаточное внимание к периоду раннего развития приводит к невосполнимым потерям в становлении психических функций и необходимых социальных навыков.
Документы Саламанкской конференции (декларация и рамки действий) призывают правительства всех стран привести свои законодательства в соответствие со следующими требованиями:
- уделять первоочередное внимание необходимости придать «включающий» (инклюзивный) характер системе образования;
- использовать принцип «включающего» (инклюзивного) образования как компонент правовой политической системы;
- создавать и реализовывать показательные проекты;
- содействовать обмену с государствами, имеющими опыт работы в сфере «включающей» (инклюзивной) деятельности;
- разрабатывать способы планирования, контроля и оценки образовательного обеспечения детей и взрослых;
- во всем способствовать участию родителей и деятельности организаций инвалидов;
- финансировать стратегию ранней диагностики и раннего вмешательства;
- финансировать развитие профессиональных аспектов «включающего» (инклюзивного) образования;
- обеспечить разработку и реализацию программ по целенаправленной подготовке учительских кадров.
Международные документы в области защиты прав инвалидов содержат описание новых подходов в создании условий равных возможностей как естественного следствия гуманной политики и цивилизованного законодательства, обеспечивающего полноценную интеграцию этой категории населения во все сферы общественной жизни.
На основании анализа рассмотренных международных документов можно сделать следующие выводы.
• Принцип равенства, заключающийся в понятии прав человека и четко обозначенный во всех документах ООН, предоставляет инвалидам и людям с ограниченными возможностями те же права, что и всем.
• Инвалиды и люди с ограниченными возможностями являются обладателями особых прав (например, право глухого пользоваться услугами переводчика во время судебного процесса и т.п.).
• Провозглашение прав и свобод человека неотделимо от возложения на граждан определенных обязанностей.
« Любое государство, принимая решение о ратификации того или иного международного правового документа, обязуется привести свое национальное законодательство в соответствие с принципами, отраженными в этом документе.
Последним и важнейшим по значимости международным правовым документом, направленным на защиту прав лиц с различными видами физических, умственных и сенсорных расстройств, является Конвенция о защите и поощрении прав и достоинств инвалидов.
13 декабря 2006 г. Генеральная Ассамблея ООН большинством голосов не только одобрила содержание этой Конвенции, но провозгласила день ее принятия началом новой эры для более 650 млн инвалидов на земном шаре, которые не должны будут терпеть дискриминационную практику и дискриминационное отношение общества, с которыми им так долго приходилось сталкиваться. После принятия Генеральной Ассамблеей ООН Конвенция была открыта для ратификации и практической реализации в 192 странах мира начиная с 30 марта 2007 г.
Этот документ стал первым важным правозащитным международным договором, заключенным в XXI в. Его главная цель — защита инвалидов от дискриминации, установление равенства между людьми, имеющими различные возможности в физическом и психическом состоянии, в области гражданских, культурных, экономических, политических и социальных прав.