Саламанкская всемирная конференция по образованию лиц с осо­быми потребностями «Доступность и качество* (1994).

Исключительно важное значение для определения путей раз­вития специального образования в XXI в. имеют документы, при­нятые Саламанкской всемирной конференцией по образованию лиц с особыми потребностями. Саламанкскую декларацию «О принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями» и «Рамки (план) действий по образованию лиц с особыми потребностями» еди­нодушно поддержали представители 92 государств и 25 междуна­родных организаций, собравшихся в Испании на международ­ный форум по специальному образованию, организованный ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) в июне 1994 г.

Документы, принятые конференцией, базируются на принци­пе включающего образования, т.е. признания необходимости со­здания «школ для всех» — учебных заведений, которые объединя­ют всех детей независимо от их физического, интеллектуального, эмоционального, социального или другого состояния и создают им соответствующие условия обучения с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого. Подобный подход к обра­зованию детей с отклонениями в развитии называется интегра­цией, или интегрированным обучением.

Декларация Саламанкской конференции заявляет:

• каждый ребенок имеет право на образование и должен иметь возможность получать и поддерживать приемлемый уровень зна­ний;

• каждый ребенок имеет уникальные особенности, интересы, способности и учебные потребности;

• необходимо разрабатывать системы образования и выполнять образовательные программы таким образом, чтобы принимать во внимание широкое разнообразие этих особенностей и потребностей;

• лица, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь доступ к обучению в обычных школах, которые должны создавать им условия на основе педагогических методов, ориентированных в первую очередь на детей с целью удовлетво­рения этих потребностей;

• обычные школы с такой инклюзивной ориентацией являют­ся наиболее эффективным средством борьбы с дискриминацион­ными воззрениями, создания благоприятной атмосферы в общи­нах, построения инклюзивного общества и обеспечения образо­вания для всех; более того, они обеспечивают реальное образова­ние для большинства детей и повышают эффективность и в ко­нечном счете рентабельность системы образования.

«Рамки (план) действий по образованию лиц с особыми по­требностями» объявляют следующие требования.

Присоединившимся государствам следует законодательно при­знать принцип равенства возможностей для детей, молодежи и взрос­лых с физическими и умственными недостатками в области на­чального, среднего и высшего образования, обеспечиваемого по мере возможности в условиях, гарантирующих их интеграцию, — статья 16.

В рамках образовательной политики на всех уровнях, от нацио­нального до местного, необходимо предусмотреть, чтобы любой ребенок с умственными и физическими недостатками посещал ближайшую школу, иными словами, школу, которую он бы по­сещал, если бы не имел этих недостатков, — статья 18.

Практика «приобщения» детей с умственными и физическими недостатками должна являться неотъемлемой частью национальных планов по достижению образования для всех. Даже в тех исключи­тельных случаях, когда детей помещают в специальные школы, их образование не должно проходить полностью отдельно. Следу­ет поощрять их участие в течение неполного учебного дня в заня­тиях в рамках обычных школ— статья 19.

Особое внимание надо уделять потребностям детей и молоде­жи с серьезными или многочисленными умственными и физи­ческими недостатками. Они имеют такие же права, как и другие, на достижение максимальной независимости, когда станут взрос­лыми, и должны получить образование с учетом их потенциаль­ных возможностей достижения этой цели — статья 20.

«Рамки (план) действий по образованию...» рекомендуют государствам ориентироваться на эти руководящие принципы на национальном уровне.

В разделе «Факторы, связанные со школой» рассмотрены механизмы организации интегрированного обучения. Статья 28 касается разработки учебных планов в интегративных школах: «Учебный план следует адаптировать к потребностям детей, а не наоборот». В статье 33 предложено «использовать надлежащие и доступные технические средства для повышения успешного ус­воения учебного материала...».

Отдельный раздел посвящен приоритетным областям рефор­мирования системы образования. Организация раннего обучения детей с особыми образовательными потребностями признается задачей первостепенной важности, основным направлением раз­вития системы образования в XXI в. — статья 53. Первые шесть лет жизни ребенка, и особенно первые три года, наиболее значи­мы для формирования умственных способностей, личности и со­циального поведения подрастающего человека. Недостаточное вни­мание к периоду раннего развития приводит к невосполнимым потерям в становлении психических функций и необходимых со­циальных навыков.

Документы Саламанкской конференции (декларация и рам­ки действий) призывают правительства всех стран привести свои законодательства в соответствие со следующими требования­ми:

- уделять первоочередное внимание необходимости придать «включающий» (инклюзивный) характер системе образования;

- использовать принцип «включающего» (инклюзивного) об­разования как компонент правовой политической системы;

- создавать и реализовывать показательные проекты;

- содействовать обмену с государствами, имеющими опыт ра­боты в сфере «включающей» (инклюзивной) деятельности;

- разрабатывать способы планирования, контроля и оценки образовательного обеспечения детей и взрослых;

- во всем способствовать участию родителей и деятельности организаций инвалидов;

- финансировать стратегию ранней диагностики и раннего вме­шательства;

- финансировать развитие профессиональных аспектов «вклю­чающего» (инклюзивного) образования;

- обеспечить разработку и реализацию программ по целена­правленной подготовке учительских кадров.

Международные документы в области защиты прав инвалидов содержат описание новых подходов в создании условий равных возможностей как естественного следствия гуманной политики и цивилизованного законодательства, обеспечивающего полноцен­ную интеграцию этой категории населения во все сферы общественной жизни.

На основании анализа рассмотренных международных доку­ментов можно сделать следующие выводы.

• Принцип равенства, заключающийся в понятии прав челове­ка и четко обозначенный во всех документах ООН, предоставляет инвалидам и людям с ограниченными возможностями те же пра­ва, что и всем.

• Инвалиды и люди с ограниченными возможностями являют­ся обладателями особых прав (например, право глухого пользо­ваться услугами переводчика во время судебного процесса и т.п.).

• Провозглашение прав и свобод человека неотделимо от воз­ложения на граждан определенных обязанностей.

« Любое государство, принимая решение о ратификации того или иного международного правового документа, обязуется при­вести свое национальное законодательство в соответствие с прин­ципами, отраженными в этом документе.

Последним и важнейшим по значимости международным пра­вовым документом, направленным на защиту прав лиц с различ­ными видами физических, умственных и сенсорных расстройств, является Конвенция о защите и поощрении прав и достоинств ин­валидов.

13 декабря 2006 г. Генеральная Ассамблея ООН большинством голосов не только одобрила содержание этой Конвенции, но про­возгласила день ее принятия началом новой эры для более 650 млн инвалидов на земном шаре, которые не должны будут терпеть дискриминационную практику и дискриминационное отношение общества, с которыми им так долго приходилось сталкиваться. После принятия Генеральной Ассамблеей ООН Конвенция была открыта для ратификации и практической реализации в 192 стра­нах мира начиная с 30 марта 2007 г.

Этот документ стал первым важным правозащитным междуна­родным договором, заключенным в XXI в. Его главная цель — защита инвалидов от дискриминации, установление равенства между людьми, имеющими различные возможности в физическом и психическом состоянии, в области гражданских, культурных, экономических, политических и социальных прав.

Наши рекомендации