Требования к уровню освоения
Пояснительная записка
Концепция обновления и развития национальных школ республики Саха (Якутия) определила путь собственного развития образования, установила приоритеты национально-регионального компонента учебного плана, открыла широкий путь идеям подлинной демократизации и гуманизации обучения и воспитания подрастающего поколения.
Необходимо принять меры для сохранения и приумножения добрых, самобытных традиций народа, его духовного, культурного, морального потенциала. Этнокультурный и региональный компоненты образования отражаются в (скрытом содержании образования) – укладе жизни инновационных образовательных учреждений республики. Создание этнокультурной среды, обеспечивающей языковое и культурное разнообразие образовательного пространства – одно из перспективных направлений развития национально-регионального компонента содержания общего образования. Одним из таких предметов является «Культура народов Саха (Якутия)» (КНРС), знакомство с которым и изучение становится актуальным в настоящее время.
Цель предмета КНРС русскоязычных школ является:
- Приобщение школьников к уникальной материальной и духовной культуре древних народов, населяющих территорию Республики Саха (Якутия), к их традициям, обычаям;
- Формирование у учащихся интереса и уважения к коренным народам, к их труду, языку.
- Укрепление открытых, доброжелательных, дружеских отношений между людьми разных национальностей.
Задачи:
- Создать условия для знакомства учащихся с историей народов Республика Саха (Якутия), их бытом, духовной и материальной культурой;
- Формировать ценностное отношение школьников к национальной культуре;
- Учить применять на практике полученные знания и сформированные умения и навыки;
- Способствовать формированию навыков экологической культуре учащихся;
- Воспитывать патриотические, нравственные, эстетические чувства у младших школьников;
- Прививать интерес к истории культуре предков, потребность изучать культуру коренных народов.
Учебно-методический комплект:
Программа ориентирована на использование учебной пособии «Ебугэ угэьэ» 2009г. Авторы: Винокурова Е.И., Дедюкина Л.Г.
Требования к уровню освоения
В результате изучения курса «Культура народов Республики Саха (Якутия)» в средней школы должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного курса «Культура народов республики Саха (Якутия)»:
Признания ценности:
- традиционной этнокультуры как результата творчества народа и его стремлении жить в гармонии с окружающей природой;
- уважительного отношения к культурной самобытности народов, населяющих республику, как важнейшего условия диалога культур и разрешения противоречий;
- культуры каждого народа вне зависимости от численности и места проживания;
- культурного разнообразия в качестве источника и фактора культурного обогащения общества;
- поликультурной среды, межкультурного общения и диалога культур, как условие саморазвития личности и как явление социальной нормы гражданского общества;
развитие умений:
- соблюдать традиции родного народа в повседневной жизни и специально организованных этнокультурных мероприятий (ысыах, обряды и т.д.)
- самоидентифицировать себя как представителя этноса, Республики Саха (Якутии) и гражданина России;
- описать себя как представителя народов Севера, Якутии, России;
- ставить приоритеты ценностной ориентации на универсальные общечеловеческие гуманитарные ценности: уважение к себе, к окружающим, к природному и социальному миру.
Метапредметными результатами изучения «Культуры народов Республики Саха (Якутии)» в школе являются:
- умение ставить цели, планировать проектную деятельность на основе культуроведческого материала;
- проведении коррекции ошибок по отношению к выполнению обрядов, исполнению традиционных правил;
- оценка качества культуроведческих знаний, умений и навыков;
- способность к коллективной этнокультурной деятельности (участие в национальных праздниках и т.д.);
- умение вести себя и соблюдать традиции в условиях «иных» этнокультур;
- умение работать в парах, группе, коллективе;
- умение учитывать особенности этикета народов Якутии и России в условиях диалога;
- готовность к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям;
- умение представлять культуру своего народа в условиях межкультурного общения на уровне республики и России.
Предметными результатами изучения «Культуры народов Республики Саха (Якутии) в начальной школе являются»:
- формирование способности к описанию себя как представителя этноса через овладение специально-понятийным аппаратом;
- формирование первоначальных представлений о культурном, языковом многообразии республики через ознакомление с жанрами фольклора, народным пением, музыкой, самобытными традициями народов в повседневной жизни, в календарных обрядах;
- умение работать с разными источниками информации о культуре народов республики и России – учебной, художественной, научно-популярной, справочной литературой, со словарями, атласами, картами;
- овладение и использование специально-понятийным аппаратом, помогающим описывать поликультурную среду республики в целом;
- формирование логических действий учащихся через развитие следующих мыслительных операций:
- конкретное сравнение (на примере быта, одежды, танцев народов Якутии и т.д.);
- анализ, синтез (на примере национальной одежды, игр, игрушек, национальной кухни и т.д.);
- классификация (на примере родственных отношений в семье, коренных народов республики, видов народного прикладного искусства и т.д.);
- обобщение (на примере места жительства, республики, принадлежности к этносу и т.д.);
- доказательство (на примере особенностей природных условий жизни и т.д.);
- развитие умения составлять представления, модели знаково-символическими средствами культуры народов республики (коновязь, якутская лошадь, северный олень, чум и др.).
Тематическое планирование
З У Н | О У У Н | У У Д |
1 Раздел | ||
Знать:основные этапы формирования народов РС (Я), их главные занятия в древности; способы охоты на мелких животных и медведя, устройство для охоты, приемы охоты, традиции, обычаи, обряды, праздники северных народов. Знать тотемных животных. Какие улусы преклоняются перед каким-либо животным. Уметь:называть основные культурные объекты столицы республики, называть главные занятия народов Крайнего Севера в древности; называть верхнюю зимнюю одежду Севера и зимнюю обувь; называть мелкие обрядности и отличать их от более значительных крупных обрядностей. | Показыватьна карте города и рассказывать о культурных объектах столицы республики,называть главные занятия народов Крайнего Севера в древности; называть верхнюю зимнюю одежду Севера и зимнюю обувь; называть мелкие обрядности и отличать их от более значительных крупных обрядностей. | Понимать тесную связь осенне-летних обрядов с природно-климатическими условиями РС (Я) Различать предчувствия, приметы, поверья в верованиях народов РС (Я) Определять значение культурных и обрядовых сооружений. |
2 Раздел Героический эпос – Олонхо, малые и песенные жанры фольклора народов РС(Я) | ||
Знать:творчество детских писателей и поэтов РС(Я); названия 2-3 сказок, сказов, легенд, мифов народов РС(Я), основных героев Олонхо и их подвиги, народных песен, хороводный танец- осуохай. Уметь:назвать два-три обряда, традиции, праздники народов РС(Я); Находить средства художественной выразительности в тексте произведений. | Наблюдать и анализировать творчество детских писателей и поэтов РС(Я); названия 2-3 сказок, сказов, легенд, мифов народов РС(Я), дать характеристику каждому фольклорному персонажу, найти схожее с другими народными персонажами других народов. Находить средства художественной выразительности в тексте произведений. | Определятьперсонажей и героев произведений устного народного творчества и авторских текстов. Называть характерные особенности праздников народов РС(Я); Сравнивать обряды, традиции, обычаи народов РС(Я), находить их общие и отличительные черты. Назвать5-6 волшебных сказок по мотивам героического эпоса Олонхо. |
3 Раздел. Традиционные обычаи, обряды, праздники. | ||
Знать:национальные блюда и технология приготовления из них; разновидности обрядов, сопряженных с верованием народов РС(Я); разновидности примет, поверий и верований народов РС(Я); об Ысыахе – как своеобразном празднике народов РС(Я). Уметь:называть мелкие обрядности и отличать их от крупных обрядностей; находить общие и различное в загадках, сказках, сказках народов РС(Я); передавать основные содержания обрядов, обычаев в форме повествовательного рассказа; | Выполнятьправила поведения в природе. Анализировать значение праздника Ысыах, почитание небесных сил, помогающим людям жить в мире и благополучии. Наблюдать традиционные элементы праздника: песни –алгыс, кумысопитие, спортивные состязание, конские скачки. | Различатьмалые жанры фольклорасеверных народов; Инсценировать отрывки из Олонхо; Отличатьнациональные особенности игр народов РС(Я); Понимать значение национального праздника Ысыах как символа якутской культуры; Определятькультурные и обрядовые сооружения на Ысыахе. |
Класс.
№ | Тема урока. | Кол-во часов | дата | Форма проведения урока. | примечание |
Земное назначения человека. Роль молодых в продолжении рода, нации, человечества. | 1-6.09 | Лекция. Диспут. | |||
Философия кут-сюр. | 8-13.09 | Лекция. | |||
Брачный возраст. Физиологическая и психологическая готовность к семейной жизни, материальные возможности. Свадебные обряды якутов. Практический смысл древних обрядов и обычаев, их положительные и отрицательные стороны. Брак.
| 15-27.09 | Лекция. | |||
Современная свадьба и ее значения. | 29-11.10 | ||||
Устный опрос. Урок повторение | 13.10-18.10 | ||||
Семейные обряды у народов РС(Я)
| 20.10-22.11 | Лекция. Практическое занятие | |||
«От дома остается остов – от человека имя».
| 24.11-6.12 | Лекция. Встреча с семейной парой прожившие более 30 лет. | |||
Тестовый опрос | 8.12-13.12 | ||||
Воспитание детей у народа саха.
| 15.12-7.02 | Лекция. Урок-диспут. Практическое занятие. | |||
Матери теплые руки – залог благоденствия нации. Роль матери в семье. | 9.02-21.02 | Лекция. Практическое занятие | |||
Роль мужчины в спокойствии и благополучии в семье. | 23.02-7.03 | Лекция Практическое занятие | |||
Проверка самостоятельной работы | 9.03-14.03 | ||||
Народные педагоги.
| 16.03-18.04 | Лекция Интересные встречи. Урок-семинар. | |||
Положительные и отрицательные стороны семейного и общественного воспитания ребенка. | 20.04-2.05 | Диспут. | |||
Счастливая семья. | 4.05-16.05 | Урок-игра. | |||
Тестовый опрос | 18.05-23.05 |
Контроль. Результаты.
Проверочная работа по КНРС(Я) для основной школы проводится в виде тестовых работ.
Оценка тестов
При проведении тестовых работ критерии оценок следующие:
«5» -90 – 100 %;
«4» -78 – 89 %;
«3» -60 – 77 %;
«2»-менее 59 %
Задание по КНРС(Я).
Задание №1
1. Напиши названия месяцы на якутском языке, какие якутские месяцы знаешь?
2. Что такое кут-сюр?
3. Какой обряд проводят на традиционном празднике народа саха –ысыах?
4. Как называется на якутском языке – коновязь, какие еще ты знаешь виды коновязей?
5. Вера якутов.
6. Какие обереги ты знаешь?
7. Назови женские украшения.
8. Какими словами начинают горловое пение –тойук?
9. Какой город Якутии самый древний? Назови год основания.
10. Именем каких деятелей революционного движения в России, отбывавших ссылку в Якутии, названы улицы города Якутска?
11. Автор большой этнографической работы «Якуты», опубликованной в 1896 г. в Санкт-Петербурге
12. Автор стихотворения «Спор между умом и сердцем», один из основателей якутской литературы.
13. Кого якуты считают своими предками? Назови имена.
14. Длина реки Лена
15. Назови малые жанры якутского фольклора
16. Что такое алгыс?
17. В каком городе есть всемирный музей варгана?
18. Назови якутские музыкальные инструменты.
19. Якутский хороводный танец
Задание №2
Переведите.
· «Сурэхпитигэр эрэл телене кытыастар буолла5ына, биhиги хаhан да елеен-охтон биэриэхпит суо5а». (Софрон Данилов)
· «Кырдьык кимиэхэ да балыйтарбат, сырдык туохха да хаххалаппат, ньургун сурэх туохтан да дьулайбат» (Амма Аччыгыйа)
· «Миэхэ ийэм этэр этэ: «Ситиhиин туhунан кэпсииргэ тиэтэйимэ. Учугэй улэ, ейдеех таба курдук, дьонно тиийэр суолу бэйэтэ булуо5а».
Задание №3
· Что такое олонхо?
· Назовите персонажей олонхо
· Назовите дерево на котором держатся три мира
· О каком мире идет речь?
· Былыыр-былыр уескээбит кулэр куех салгыннах, урун илгэ уктэллээх, укэр куйаас тыыннаах, кундул кунус дойду.
· Выберите и напишите подходящие слова: кыталык, кун, сардана, куба
_______ курдук кулумнээтэ,
______ курдук сандаарда,
______ курдук кынталдьыйда,
______ курдук долгулдьуйда.
О ком идет речь?
· Назовите известных олонхосутов – сказителей Якутии.
· Назовите автора великого якутского олонхо «Нюргун Боотур Стремительный»
· Назовите имена олонхосутов-сказителей нашего улуса.
· В каком году олонхо была признана мировым шедевром всемирной организацией ЮНЕСКО?
Задание №4
Тестовые задания по истории Якутии. (Учебное пособие по истории, автор Н.И. Васильев)
Основное содержание программы по КНРС(Я)
Предмет «Культура народов РС(Я)» относится к обязательным предметам региональной компетенции и вводится для образовательных учреждений с русским и родным (нерусским) языком обучения в объеме 1 час в неделю с 5-11 классы. Курс рассчитан на 34 часа. (238 ч.)
Основное содержание курса КНРС(Я) представлено следующими содержательными линиями: «Народы РС(Я)», «Материальная культура народов РС(Я)», «Духовная культура народов РС(Я)», «Республика Саха (Якутия)».
Народы Республики Саха (Якутия). Понятия народ, коренные народы республики. Места компактного проживания якутов. Эвенов, эвенков, юкагиров, долган. Чукчей, русских и других старожилов. Другие народы, населяющие республику (украинцы, буряты, белорусы и др.).
Семейные отношения. Мои родители, роль отца и матери в семье. Воспитание детей в семье. Почитание людей старшего поколения. Семейные ценности. Организация жизни в семье: трудовые обязанности, семейные праздники, досуг. Взаимоотношения между членами семьи. Составление древа жизни предков. Наши ближайшие соседи, их семьи.
Материальная культура народов Республики Саха (Якутия).Традиционное хозяйство народов РС(Я).Основные виды хозяйственной деятельности народов республики: охота, рыболовство, собирательство, скотоводство, коневодство, оленеводство. Хозяйство моего народа. Домашнее хозяйство моей семьи. Домашний скот-богатство и благополучие народа.
Жилища народов РС(Я). Название традиционных жилищ коренных народов РС(Я), их устройство, строение. Особенности зимних и летних жилищ народов. Традиции в выборе места и особенностей расположения жилища. Внешнее и внутреннее устройство жилища. Домашняя утварь. Очаг, его обустройство, понятие «дух» огня.
Одежда народов. Традиционная одежда народов Якутии, их сходство и отличие. Виды и особенности одежды моего народа. Элементарные понятия о технологии выделки шкур, меха. Уход за меховой обувью и одеждой, их хранение.
Народные промыслы. Виды декоративно- прикладного искусства. Традиционные промыслы коренных народов РС(Я). Орнаменты , используемые для украшения одежды, обуви, предметов быта, их названия, смысл и предназначение. Известные народные мастера и художники. Традиционные виды декоративно-прикладного творчества.
Национальная кухня народов. Традиционная кухня народов Якутии. Сезонные национальные блюда. Национальная кухня моего народа. Сведения о технологии изготовления некоторых национальных блюд.
Национальные игры народов. Национальные игры и игрушки. Виды игр (настольные, подвижные и др.). Игрушки, их виды и изготовление.
Духовная культура народов Республики Саха (Якутия).Традиции, обычаи и обряды. Особенности традиционных верований народов Якутии и их типологическая общность. Отношение коренных народов республики к природе. Понятие о духах природы. Обычаи и обряды народов. Праздники народов РС(Я): ысыах. Эвинэк, шахадьибэ и др.. Религиозные праздники (Рождество, Пасха, масленица и др.)
Устное народное творчество. Фольклор в жизнедеятельности коренных народов Якутии. Жанры устного народного творчества народов Якутии. Героический эпос. Олонхо. Народные сказители, знатоки фольклора, исполнители эпических песен.
Музыкальная культура народов Якутии. Национальные музыкальные инструменты. Песенный фольклор, народные жанры. Песни-импровизации. Хороводные песни народов Якутии («Хэде», «Осуокай», «Хейро», «Лондол» и др.), истоки их возникновения. Разнообразие мотивов хороводов. Музыкальная культура моего народа. Певцы, артисты, композиторы народов Якутии.
Литература народов Якутии. Общее понятие о литературах народов Якутии. Детские писатели, их произведения. Республиканские газеты, журналы для детей. Детское творчество.
Республика Саха (Якутия)-субъект Российской Федерации.
Россия –многонациональная страна. Москва-столица России. Якутск- столица РС(Я). Понятие о символике РФ, РС(Я): герб, флаг, гимн. Государственная структура РФ: президент, Федеральное собрание, правительство РФ. Государственная структура РС(Я): президент, Государственное собрание (Ил Тумэн) РС(Я), правительство РС(Я). Улусы, центры улусов республики.Государственные и всенародные праздники.
Содержание занятий на этих уроках очень разнообразно.
- Слушание народных сказок, их инсценирование;
- Чтение детских произведений;
- Отгадывание и запоминание загадок;
- Запоминание пословиц и поговорок;
- Заучивание коротеньких стихов;
- Разучивание якутских песен (на якутском языке)
- Разучивание национальных игр;
- Разучивание танца осуохай;
- Слушание записи игры на хомусе, песен в исполнении народных певцов, популярных певцов;
- Рисование по национальным мотивам;
- Беседы о народных традициях, обычаях, обрядах;
- Посещение музеев, театров итд.
Уроки могут иметь комплексный характер и нестандартную форму. На одном и том же уроке как отдельные этапы можно проводить чтение произведений, слушание музыки, разучивание песен и занятия якутским языком. Это могут быть встречи с интересными личностями с народными мастерами, с артистами, с талантливыми людьми. За счет уроков национальной культуры можно организовать посещение музеев и выставок, концертов и спектаклей, коллективный просмотр телепередач, подвижные игры на воздухе. Все виды занятий, которые дают учащимся представление о национальной культуре и искусстве, о труде и быте народов республики, так или иначе будут способствовать достижению основной цели данного предмета.
Исходя из того, что разные виды деятельности на уроках можно отбирать и компоновать по своему усмотрению и возможностям с учетом желания учащихся. Допускается также замена одних произведений, сказок, стихов, песен и пр. другими. Можно использовать материал предыдущих классов по своему выбору.
Внеучебная деятельность