Характеристика структуры и содержания работы
Спецификация
Работы для регионального экзамена
По русскому языку в 7 классе
Назначение тестовой работы
Назначение экзаменационной работы – выявить и оценить степень соответствия подготовки учащихся 7 классов образовательных учреждений требованиям государственного образовательного стандарта основного общего образования по РУССКОМУ ЯЗЫКУ.
Нормативно-правовая база
Документы, определяющие нормативно-правовую базу аттестационной работы:
· Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 года № 1089),
· Закон Российской Федерации «Об образовании».
Характеристика структуры и содержания работы
· Общее количество заданий в работе – 21
· Характеристика структуры работы
Экзаменационная работа разделена на 3 части и включает задания разных типов.
Часть 1 включает 16 заданий (А1-А16). К каждому из них даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Задание считается выполненным, если ученик отметил номер правильного ответа. Задание признается невыполненным, если ученик отметил номер неправильного ответа или отметил номера двух и более ответов, или вообще не отметил ни одного номера ответа.
Часть 2 состоит из 4 заданий (В1-В4), требующих краткого ответа. Ответы к этим заданиям вы должны сформулировать самостоятельно. В заданиях с кратким ответом ответ дается в виде комбинации цифр или букв. Задание считается выполненным, если верный ответ зафиксирован в той форме, которая предусмотрена инструкцией по выполнению задания.
Часть 3 состоит из задания (С1), требующего развернутого ответа (счинения-рассуждения), который оценивается в соответствии с установленными критериями оценки.
Таблица 1.
Распределение заданий по частям работы
Части работы | Число заданий | Максимальный первичный балл | Типы заданий |
Часть 1 | (А1- А16) | с выбором ответа | |
Часть 2 | (В1-В4) | с кратким ответом | |
Часть 3 (С1 и С2) | 1 (С1) | с развернутым ответом | |
Итого: |
- Проверяемые элементы содержания
Содержание и структура теста дают возможность достаточно полно проверить необходимый комплекс знаний и умений по предмету. Большинство заданий содержат элементы содержания, изучаемые в 7 классе.
Работа проверяет лингвистическую компетенциюучащихся (знания о языке и речи; умение применять лингвистические знания в работе с языковым материалом, а также опознавательные, классификационные, аналитические учебно-языковые умения и навыки).
О степени сформированности языковой компетенцииговорят умения и навыки учащихся, связанные с соблюдением языковых норм (лексических, грамматических, стилистических, орфографических, пунктуационных).
Коммуникативная компетенцияпроверяется в работе на уровне владения учащимися продуктивными и рецептивными навыками речевой деятельности (в частности, извлекать информацию из текста, интерпретировать содержание прочитанного текста, создавать аргументированное высказывание).
1. Элементы содержания, относящиеся к коммуникативной компетенции учащихся:
- речь и речевое общение: речь устная и письменная, диалогическая и монологическая;
- функциональные разновидности языка: разговорная речь, ситуации речевого общения, художественный стиль речи;
- текст как продукт речевой деятельности: основные признаки текста, функционально-смысловые типы текста (повествование, описание, рассуждение), содержание текста (тема текста, основная мысль текста, авторская позиция в художественном тексте), структура текста.
2. Элементы содержания, относящиеся к языковой и лингвистической компетенции учащихся:
- общие сведения о языке и науке, его изучающей: понятие о русском литературном языке и его нормах, наука о русском языке и ее основные разделы;
- состав слова (морфемика) и словообразование: морфема как минимальная значимая единица языка, виды морфем, основа слова, основные способы образования слов;
- лексика и фразеология: слово как основная единица языка, лексическое значение слова, прямое и переносное значение слова, синонимы, стилистически окрашенная лексика русского языка, основные лексические нормы современного русского литературного языка;
- морфология: система частей речи в русском языке, самостоятельные части речи, их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль, служебные части речи, междометия и звукоподражательные слова, основные морфологические нормы русского литературного языка;
- синтаксис: словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса, синтаксические связи слов в словосочетании и предложении, обособленные члены предложения, способы передачи чужой речи, основные синтаксические нормы современного русского литературного языка;
- орфография: правописание гласных и согласных в составе морфем, правописание Ь, слитное, раздельное и дефисное написание слов;
- пунктуация: знаки препинания, их функции, одиночные и парные знаки препинания, знаки препинания в конце предложения, в простом осложненном предложении, при прямой речи, цитировании, диалоге, сочетание знаков препинания.
- Проверяемые умения
Содержание и структура теста дают возможность достаточно полно проверить комплекс необходимых умений по предмету, а именно:
- умение распознавать: функционально-смысловые типы текста, языковые единицы, языковые явления, изученные орфограммы и пунктограммы, нарушения норм русского литературного языка, языковые средства выразительности речи;
- умение классифицировать: языковые единицы, языковые явления, нарушения норм русского литературного языка;
- умение соблюдать на письме изученные орфографические и пунктуационные правила;
- умение производить языковой анализ: лексический анализ слова, анализ слова по составу, словообразовательный анализ слова, морфологический анализ слова, синтаксический анализ простого осложненного предложения, пунктуационный анализ простого предложения;
- умение при чтении текстаопределять тему, авторскую позицию, основную мысль текста, определять функционально-смысловые типы текста, анализировать структуру и языковые особенности текста, находить и извлекать из текста необходимую информацию, интерпретировать содержание прочитанного текста, создавать аргументированное высказывание.