ДИРЕКТОР: Педагогические стандарты предусматривают Море Света в современной школе?
Дальше участникам педсовета предлагается высказывать свои мысли. Приветствуют дополнительные ответы из зала.
СТАНДАРТ: ....................
Директор:
Предлагаю всем собраться:
Драгоценен счёт минут.
Очень важно разобраться
«Морем света» что зовут?
Да, у нас не всё в порядке:
Мы с детьми играем в прятки.
Растерялись наши дети...
Завуч, кто за них в ответе?
ФЕЯ: Завуч, милый, ты могуч!
Разгони ты стаи туч,
Что б условия создать,
Чтобы все могли летать!
ДИРЕКТОР: Кто в ответе за детей?
ЗАВУЧ:....................
Директор:
Нам бы искорку зажечь,
Чтоб костёр могли разжечь.
Где, психолог, Море света?
Я прошу у Вас совета.
ФЕЯ:Вспомни о своём призваньи:
Ты с истоков мирозданья
Открываешь в людях Свет,
Если можешь – дай совет.
ДИРЕКТОР: Где учителям искать это Море Света?
ПСИХОЛОГ: ....................
Директор:
Скажем мы сейчас о том:
Школа для детей как дом.
Специальный педагог,
Ты так нужен, видит Бог!
ФЕЯ: Дети разные приходят,
Порой душу колобродят.
Сколько ж нужно доброты...
И любви... Что скажешь ты?
ДИРЕКТОР: Говорят: «Трудные дети те, кому трудно».
А как сделать, чтобы ИМ было легко?
СПЕЦПЕДАГОГ: ....................
Директор:
Нужно, важно нам стремиться!
Дети не хотят учиться?
Устремление пропало?
Веры, вдруг, в себя не стало?
Как в Программу заложить
Мудрость, чтоб Детей любить,
Чтобы разных их принять
И с Программой успевать?
ФЕЯ: Разве же в Программе дело?
Нужно, чтоб душа летела!
К Свету устремляясь ввысь
За учебники берись!
ДИРЕКТОР: Кто, по вашему мнению, должен писать одухотворённые программы?
ПРОГРАММА:....................
Директор:
Сложен КАК души язык?
Чем велик и многолик?
Литератор, наш родной,
Где найти язык такой,
Чтобы Светом наполнял,
Души наши озарял,
Чтоб его все понимали,
И себя чтоб познавали?
ФЕЯ:Есть один такой язык,
Он велик и многолик.
И исходит он из Сердца,
К Свету открывая дверцу!
ДИРЕКТОР: Язык Сердца – какой он, по-вашему?
ЛИТЕРАТОР:....................
Директор:
Где же мудрость воспитанья
С вами можем мы искать?
В чём источники познанья?
Как сознанье расширять?
Может, опыта набраться
Нам куда-нибудь слетать?
И в какой стране, Географ,
Море Света нам искать?
ФЕЯ:Нужно опытом делиться,
На Педчтения летать.
Каждый может здесь раскрыться,
Что-то новое узнать...
В Школу чтоб в свою вернуться,
Школе чтоб помочь проснуться!
ДИРЕКТОР: Что лично Вам дают наши Педчтения?
ГЕОГРАФ: ....................
Директор:
Может, мы, коллеги, вспомним
Об источниках иных?
Может, души мы наполним
Светом гениев больших?
Сухомлинский, Януш Корчак,
Песталоцци, Лао-Цзы...
Пусть избавят нас от порчи
Педагогики азы.
И Макаренко, конечно,
И Ушинский, и Толстой...
Все работали успешно!..
Почему сейчас застой?!
Математик наш, ответь,
Море Света как воспеть?
ФЕЯ:Не спеши, родной, с ответом,
Ты ж пропитан Морем Света!
Эти формулы бездушны?
Их учить бывает скучно?
Ты их к жизни приложи,
Примененье покажи,
И тогда ученье это
Сложит аксиому Света!
ДИРЕКТОР: А что для Вас есть АКСИОМА СВЕТА?
МАТЕМАТИК: ....................
Директор:
Где он есть – Учитель Света?
Зададим себе вопрос.
Кто к Творцу придёт с ответом?
С кого Высший будет спрос?
Ты, биолог, сам скажи,
Не нужны нам чертежи...
Свет откуда-то берётся.
Может, всё же, из души?
ФЕЯ:В мире мёртвой нет Природы,
Всё проходит через роды.
Даден Свет Душе от Бога!
Только дай ему дорогу,
Чтоб другим светить он мог,
Чтобы каждому помог!
ДИРЕКТОР: Дорогой коллега, вот Вы входите в класс, у Вас стандарты, программа, новая тема, администрация, родители…
А Ребёнок плачет. Что делать?
БИОЛОГ:....................
Директор:
Да, нам платят слишком мало,
Но душа-то не пропала!
Мебель старая вся в школе?
Шопинг нужен нам до боли?
ФЕЯ: Это важно, безусловно,
Только в жизни всё условно.
Деньги ценность обретают,
Если Свету помогают.
ДИРЕКТОР: А вот почему у учителей маленькая зарплата?
ЗАРПЛАТА:....................
ФЕЯ МОРЯ СВЕТА:Мы должны сказать всем это:
Наши Школы – Море Света!
Каждый день в Них – мастер-класс,
Обучающий всех нас!
Участникам педсовета предлагается занять свои места в зале.
II часть
● С чего у нас всё началось? Наверное, с того момента, когда мы осознали, что ОН СУЩЕСТВУЕТ. Он невидим, осязаем, он направляет, учит, радуется, грустит, шалит, он с нами везде, где бы мы ни были. Он и сейчас здесь с нами. Как вы думаете, кто ЭТО? (Предполагаемые ответы из зала).
● ОН у нас очень творческий и задорный. И очень любит шалости. А вы готовы пошалить вместе с НИМ? Тогда попробуем найти ответы на его загадки:
Загадаю вам загадки,
Попытайтесь отгадать.
Вы найдите к ним отгадки
Школу нашу чтоб познать.
Я невидим, но я здесь.
Школой я пропитан весь.
Назовите меня вслух:
Это Я, ваш школьный … (Дух)
Он со мной всех здесь встречает,
Обо всём на свете знает…
Ни зануда, ни мучитель,
Любящий детей … (Учитель)
Я их просто обожаю!
Чем могу – тем помогаю.
Я за них за всех в ответе.
Главное здесь слово: … (Дети)
Зачитываются письма детей Школе.
Я в спортзале и на сцене,
Я с детьми на перемене.
Нет со мной совсем мороки.
Очень я люблю … (Уроки)
Показ фильма к педсовету о мотивации.
Рассказ о Союзе учителей и учеников в школе.
Я живу в ней много лет,
Школу я храню от бед.
Пусть не ем я суп, морковь,
Пищей служит мне … (Любовь)
Открытки с поздравлениями, которые учителя нашей школы делают друг для друга сами, и сами для них сочиняют стихотворные тексты.
Рассказ об учительском ансамбле, существующий в школе.
Охраняю Жизнь я Школы,
Очень я люблю «приколы».
У меня такая служба.
И важна мне ваша … (Дружба)
Традиции Школы, праздники, учительский театр «Перемена» и детский театр «Маска» (в сопровождении фильма).
Если кто-то в Школе плачет,
Он меня не видит, значит.
Утешать – моя работа.
Всем всегда нужна … (Забота)
Участие в общественном движении «Родительская забота».
Городские родительские конференции.
Родительский университет. Школа раннего развития «Солнышко».
Фильм о родительских конференциях и «Солнышке».
Школа – это не строение.
Школа – это Свет, Учение.
Доброты откроет дверцу
Мир так любящее … (Сердце)
Я её боюсь немного,
Но одна у нас дорога.
Направляющий наш вектор –
Самый главный здесь … (Директор)
Слово директору школы.
К Небу – длинная дорога.
Сделать надо нам так много!
Души, Сердца окрылённость
Порождает … (Устремлённость)
Наши семинары, поездки, мастер-классы, педчтения и т.д.
Все слова, прозвучавшие в загадках, распечатаны на листах в виде капелек воды:
Дух.
Школа.
Любовь.
Урок.
Дети.
Директор.
Учитель.
Сердце.
Дружба.
Забота.
Устремлённость.
Из этих капелек и складывается то Море Света, которое мы растим, впитываем и по искорке дарим своим ученикам.
Рисуем Море Света + капли.
На флизелине (1.5x2.5) гуашью рисуются море, Солнце, парусник и подвешиваются слова-капельки.
Заготовки капелек раздаются участникам мастер-класса, на которых они пишут свои слова-понятия и подвешивают на холст.
Ведущие мастер-класса поют песню «Наша школа».
Не сразу всё устроилось,
Не сразу школа строилась.
Словам она не верила,
А верила делам.
Бумагами запорошена,
Призванием заворожена,
Найдет тепло для вхожего,
Любовь подарит нам.
ПРИПЕВ
Наша школа, наша школа,
Нет тебя на свете краше.
Наша школа – радость наша,
Стала общей ты судьбой.
Что бы ни было меж нами –
Мы решим проблемы сами.
Ты прославишься делами,
Мы прославимся тобой!
Деревья школу красили,
И стены все покрасили.
Но разве это главное?
Мы знаем, что важней:
Твой Дух, что в поколениях,
Во всех твоих творениях,
И даже в песнопениях
Твоих учителей.
ПРИПЕВ
Наша школа, наша школа,
Нет тебя на свете краше.
Наша школа – радость наша,
Стала общей ты судьбой.
Что бы ни было меж нами –
Мы решим проблемы сами.
Ты прославишься делами,
Мы прославимся тобой!
Здесь всякое случается,
Здесь дружба начинается,
И сердце устремлённое
Покоя не даёт.
Детей здесь судьбы строятся,
Их души Светом полнятся,
И Лестница Духовности
Нас к Истине ведёт.
ПРИПЕВ
Наша школа, наша школа,
Нет тебя на свете краше.
Наша школа – радость наша,
Стала общей ты судьбой.
Что бы ни было меж нами –
Мы решим проблемы сами.
Ты прославишься делами,
Мы прославимся тобой!
На фоне этой песни идет фильм о школе.
Материалы:
1. Холст флизелина (1.5x2.5).
2. 4 разные кисти.
3. Гуашь.
4. Заготовки для капелек.
5. Крючочки для капелек (можно разогнутые скрепки).
6. Ручки.
7. Мультимедийный аппарат.
8. Компьютер.
9. Колонки.
Формула любви
Автор – Людмила Анатольевна Овчарова,
преподаватель математики педагогического колледжа Днепропетровского национального университета имени Олеся Гончара,
г. Днепропетровск, Украина.
Среди основ наук важнейшее место занимает математика. Это предмет, который изучается в средней школе с первого до последнего класса. С первых шагов учебы понятия и закономерности из области математики являются важным средством познания и освоения мира, развития сознания. Роль математики в умственном воспитании исключительна. Математика – мировоззренческий предмет, проникающий в науки, изучающий и природу, и общественную жизнь. Математическое мышление – это не только понимание количественных, пространственных, функциональных зависимостей между числами, величинами, геометрическими фигурами, но и своеобразный подход к действительности, метод исследования фактов и явлений природы, общественной жизни, труда, экономики, способ анализа причинно-следственных связей между явлениями... Культура мышления, которой дети овладевают в процессе изучения математики, накладывает отпечаток на весь умственный труд в процессе учебы, на характер наблюдений над явлениями природы.
В.А. Сухомлинский
Эти слова Великого Учителя призывают учителей не давать детям математику как сухую науку, а дарить как «благоухающие розы».
Но для того чтобы учитель мог дарить живые уроки, ему нужно всегда находиться в атмосфере богатой, интересной, многогранной духовной жизни. Духовная жизнь учителя – постоянное обогащение интеллекта. Такой учитель никогда не скажет: я накопил достаточно знаний, их хватит мне на всю жизнь. Знания – дело живое, вечно обновляющееся. Они стареют и умирают, как стареет и умирает человек. Убога и ограничена духовная жизнь школьников, учитель которых надеется только на то, что накануне урока пойдет к источнику знаний и возьмет то, что необходимо отдать, передать.
Данный урок родился из знаний, которые накапливались и в один прекрасный момент соединились в одно целое, подтверждая слова В.А. Сухомлинского, что учитель готовится к уроку всю жизнь, а на непосредственную подготовку уходит «минут двадцать».
Предложенный урок соответствует программе по математике для студентов первого курса ВУЗа I-II уровня аккредитации.
Наглядность:
Портреты В.А. Сухомлинского и Ш.А. Амонашвили, выставка их книг.
Раздаточный материал:
Опорные конспекты для студентов.
ВЕКТОРЫ В ПРОСТРАНСТВЕ. ДЕЙСТИЯ НАД ВЕКТОРАМИ
ВЕКТОРЫ В ПРОСТРАНСТВЕ | |
Вектором называется направленный отрезок. А – начало вектора, В – конец вектора. | |
Модулем (абсолютной величиною) вектора называется длина отрезка, которым задается вектор. | |
Вектор, начало и конец которого совпадают, называется нулевым вектором. Модуль нулевого вектора равен нулю, а его направление неопределенно. | |
Векторы, модули которых равны между собой, а направления совпадают, называются равными. | |
Коллинеарными называются векторы, которые лежат на одной прямой или на параллельных прямых. Нулевой вектор считается коллинеарным любому вектору. | |
Вектор, длина которого равна единице, называется единичным (ортом). | |
Компланарными называются векторы, которые лежат на одной плоскости или на параллельных плоскостях. | |
Действия НАД ВЕКТОРАМИ | |
Сложение векторов. | |
Правило треугольника. Пусть даны два вектора и . От произвольной точки А откладываем вектор , то есть находим такую точку В, что = . Потом от точки В откладываем вектор , то есть находим точку С, что = . Вектор называется суммою векторов и и обозначается + . Сумма не зависит от выбора точки А. | |
Правило параллелограмма Откладываем векторы от одной точки, на них строим параллелограмм, и направленная диагональ параллелограмма с началом в выбранной точке равна сумме векторов. | |
Правило многоугольника От произвольной точки откладываем вектор, от конца построенного вектора – второй и так до последнего слагаемого; потом строим направленный отрезок – от начала первого построенного вектора до конца последнего.. | |
Правило параллелепипеда Откладываем данные векторы от одной точки и на построенных отрезках строим параллелепипед. Направленная диагональ параллелепипеда с началом в выбранной точке и концом в противоположной вершине параллелепипеда равна сумме трех векторов. | |
Угол между векторами | |
Пусть и – ненулевые векторы. Откладываем от произвольной точки О векторы = и = . Угловая мера угла АОВ не зависит от выбранной точки О и называется углом между векторами и . Угол между векторами изменяется в пределах от 0° до 180°. Если хотя бы один из векторов нулевой, то угол между векторами неопределенный. Угол между одинаково направленными векторами равен 0°, а между противоположно направленными равен 180°. | |
Скалярное произведение векторов | |
Скалярным произведением двух ненулевых векторов называется число, которое равно произведению их длин на косинус угла между ними. Скалярное произведение векторов и обозначается : =| | | | cos . |
Оформление доски:
На доске записаны тема урока, его лейтмотив, вопросы, которые будут рассмотрены на уроке.
Тема урока: Урок-подарок: «Формула любви». «Векторы в пространстве. Действия над векторами».
Цель урока: Систематизировать и расширить знания студентов о векторах.Показать практическое применение векторов в жизни людей.Развивать целостное мышление.
Лейтмотив: «Математика – это не колючие тернии, а такие же благоухающие розы, как и литература» (В.А. Сухомлинский).
Искорки знаний: «Настоящий человек немыслим без добрых чувств. Воспитание по существу, начинается с формирования душевной чуткости – умения откликаться сердцем, мыслями, чувствами на все то, что происходит в окружающем мире. Душевная чуткость – это тот общий фон гармонического развития, на котором любое человеческое чувство – ум, трудолюбие, талант – приобретает подлинный смысл, получает наиболее яркое звучание» (В.А. Сухомлинский).
Море света: «Умение вести учеников по пути познания так, чтобы они открывали истину… Воспитывать у них желание приобретать знания всю жизнь» (В.А.Сухомлинский).
Демонстрация приемов:
«Познавая истину путем исследования, эксперимента, эмоционально-напряженного поиска, ученик одновременно познает и самого себя, в самом себе он чувствует, переживает творческие силы человека» (В.А. Сухомлинский).
Утверждающая идея:
«Математическое мышление – это не только понимание количественных, пространственных, функциональных зависимостей между числами, геометрическими фигурами, но и своеобразный подход к действительности, метод исследования фактов и явлений природы, общественной жизни, труда, экономики, способ анализа причинно-следственных связей между явлениями» (В.А. Сухомлинский).
Ход урока
– Дорогие друзья! Я очень рада нашей встрече. Сегодня мы с вами собрались, для того чтобы сотворить чудо – УРОК!
Ш.А. Амонашвили замечательно сказал об уроке: «Урок – искра знаний, которая рождается во внутреннем свете учителя и дарится ученикам. Урок творится и дарится как сокровенное. Творить урок означает – бережно и естественно вовлекать учеников в созидание самих себя. Урок есть воплощение нашего сознания и нашего сердца. Урок – это мы сами. Каждый урок приходит в жизнь учеников один раз. Придет он именно для них со своим светом, придет в назначенный час, одарит всех духовно-нравственным импульсом и поиском знаний, обласкает каждого в отдельности и уйдет навсегда. Может быть, останется у учеников в их памяти, может быть, нет... Но если Уроки рождались в море Учительского света, если Учитель всю жизнь готовился для каждого урока, то устремленность к свету никогда не покинет наших бывших учеников».
Для того чтобы наш урок состоялся и был искоркой знаний, я обращаюсь к вам с просьбой о помощи в проведении урока. И вместе с нами на этом уроке незримо будут присутствовать Учителя В.А. Сухомлинский и Ш.А. Амонашвили, которые тоже будут нам помогать.
Шалва Александрович советует: «Нам нужно твердо сказать самому себе: “Я ученик… В.А. Сухомлинского или …” А далее читать книги своего учителя, мысленно с ним общаться и советоваться… Надо уметь быть преданным своему Учителю, иначе оборвем луч света.
Учитель постоянно сопровождает нас.
Готовимся для завтрашних уроков – Он рядом с нами, советует.
Мы на уроке – Он наблюдает, подсказывает, улыбается нам.
Мы ошибаемся – успокаивает, помогает разобраться.
Мы перед Ребенком, нам нужно моментально решить воспитательную задачу – Учитель шепчет мудрость.
Нас покидает терпение, покидает воля – Он поделится терпением и волею.
Мы в творческом горении – подаст искру смелости, догадливости.
Он с радостью подарит нам весь свой свет.
Он поможет нам очиститься и будет гордиться нами.
Он полюбит нас.
Отведет от гордыни, от зависти или от какого-либо унижающего нас поступка.
Увидят ученики наши, что держим в руках томик.
Спросят:
– Что это за книга?
А мы ответим:
– Это – книга моего Учителя.
Удивятся они:
– Вы же сами Учитель?! Разве у Учителя есть Учитель?!
Мы ответим:
– Я Учитель для вас, но Ученик для своего Учителя.
Спросят:
– Чему Он вас учит?
Мы скажем:
– Учит, как впитать море Света.
Спросят:
– А вы прилежный Ученик?
Мы ответим:
– Пусть ваше чуткое сердце заметит как я расту.
Спросят:
– Где ваш Учитель? Он жив?
Мы ответим:
– Он жив, Он всегда рядом со мной. Он учит, чтобы я тоже был всегда с вами».
Этот урок мне подарили мои Учителя, а сегодня я хочу подарить его вам.
Поэтому наш урок – это урок-подарок, и название у него подарочное «Формула любви». На сегодняшнем уроке мы будем говорить о векторах, выполнять над ними действия. А также сделаем выводы, которые нам помогут объяснить взаимоотношения между людьми.
В.А. Сухомлинский о математике сказал так: «Математика – это не колючие тернии, а такие же благоухающие розы, как и литература». Если так сказал Василий Александрович, значит это – правда. Для подтверждения его слов воспользуемся притчей Ш.А. Амонашвили «Человек с саквояжем».
Человек с саквояжем
Черные тучи сгустились над городом. Страшные молнии рассекали небо. Гремел гром. Поднялся ветер, с огромной силой вырывая деревья и ломая их, а с домов срывал крыши. Хлынул холодный ливень с градом. Сметая все на своем пути, потоки горной рекой хлынули по улицам. Перепуганные люди скрылись в домах.
Трехлетняя девочка сидела у окна и с ужасом смотрела на бушующую природу.
Вдруг увидела: из переулка вышел человек с саквояжем в руках. Идет он против ветра, града и ливня. Силы природы отбрасывают его назад, град бьет по лицу. Но он упорствует. Люди, укрывшиеся в подъездах домов, зовут его, но он их не слышит.
– Мама, мама! – закричала испуганная девочка. – Человек на улице!
Мама подошла к окну.
– Вот неразумный! – сказала она с усмешкой. – Хочет показать, какой он герой?
Подул ветер, и человек с саквояжем упал в бушующий поток.
– Мама! – вскрикнула испуганная девочка. – Он утонет... утонет... Надо спасти!..
Сердце девочки сжалось от боли.
– Видишь, что может произойти с глупым!.. Почему не хочет переждать в подъезде, как все... – наглядно объяснила мама дочке.
Человек с саквояжем с трудом выбрался из воды и вновь пошел противливня и ветра.
– Встал... Устоял... Идет дальше!– порадовалась девочка и хлопнула и ладоши.
– Запомни, доченька, неразумного на каждом шагу ждет беда! – наставляла мама.
– Он же спешит куда-то, разве не видишь? – сказала девочка с грустью.
– Поспешишь – людей насмешишь! – последовало мамино нравоучение.
Сердце девочки возмутилось.
– Мама, а если он врач и спешит к больной девочке, чтобы спасти ей жизнь... А если эта девочка – я?
Учитель с учениками делятся своими впечатлениями и размышляют над притчей. Многим понравился целеустремленный врач и добрая, сердечная девочка и совсем немногим – мама.
– Неужели мама этой девочки равнодушная женщина? Нет! В сердце каждого человека есть жемчужина, которая со временем покрывается налетом и человек становится черствым к окружающим. Но кто поможет взрослым очистить их жемчужину, чтобы она снова засияла, заискрилась, начала дарить Свет и Тепло? Конечно же, дети! Шалва Александрович об этом пишет так: «Зачем рождаются дети?.. Они рождаются не для того, чтобы мы их воспитывали и уподобляли самим себе, а для того, чтобы исправить наши ошибки и вернуть человечество на Путь Истины»
А теперь давайте составим математическую модель к рассказу. Выберем две точки А и В. А – место на нахождения врача, В – место куда он направляется. Соединим точки А и В. Отрезок АВ – усилия, которые нужно приложить врачу, чтобы попасть из точки А в точку В. На конце отрезка, в точке В, поставим стрелочку, чтобы указать направление движения. Получили вектор или . Вектор – направленный отрезок.
Действия человека можно изобразить с помощью вектора. Девочка не выполняет никаких физических действий, но создается такое впечатление, что она вместе с врачом преодолевает путь. Поэтому действие девочки можно изобразить в виде вектора , который будет расположен параллельно вектору и направлен в ту же сторону. Действия мамы изобразим в виде вектора . Этот вектор будет параллельный двум векторам и , но направлен в другую сторону. Действия прохожих изобразим в виде нулевого вектора – у них есть цель, но они не прикладывают усилий.
Ученики с помощью опорного конспекта дают определение вектора и его длины, объясняют его обозначение, изображение, определяют среди построенных векторов коллинеарные, одинаково направленные, противоположно направленные векторы, формулируют определение нулевого и единичного, равных и компланарных векторов и на левой части листа выполняют соответствующие рисунки и делают записи.
– Читаем следующую притчу Ш.А. Амонашвили «Своя тропинка».
Своя тропинка
Девушка заблудилась в лесу жизни, где было много светлых и темных ангелов.
– Моя тропинка?! – заволновалась она.
Тогда ее сердце зазвучало в груди и сказало:
– Вот твоя тропинка, на ней твое счастье! Пошли, поведу тебя!
– А как я пойму, что это мое счастье? – спросила Девушка.
– На ней ты встретишь Любовь, Радость и Ласку!
И девушка доверилась своему Сердцу.
Вдали от тропинки увидела она молодого Дровосека. Мускулистый парень тоже заметил ее, преградил путь и сказал:
– Красавица, не иди дальше, будь моей. Я построю тебе башню, посажу в нее и никого не подпущу близко. Будешь любить только меня!
– Ах, – воскликнула Девушка, – вот и любовь!
Но сердце возмутилось:
– Бежим от него подальше!
– Почему? Это же любовь?!
– Да, но без Истины, ибо она не на твоей тропинке! – и Сердце увлекло ее дальше.
– Не хочешь, не надо! – догонял их негодующий крик Дровосека.
Повстречала Девушка Принца, охотившегося на оленей. Принц восхитился ее красотой, бросился ей в ноги и произнес:
– Будь моей, станешь принцессой! Царство мое за тридевять земель отсюда!
– Ах, вот и любовь, и радость! – воскликнула Девушка.
Но Сердце опять возмутилось:
– Бежим от него подальше!
– Но почему? Это же любовь и радость?!
– Нет в этой любви Истины, а в радости – Мудрости, ибо они вдали от твоей тропинки! – и Сердце увлекло ее дальше по тропинке.
Их догонял возмущенный голос Принца:
– Ишь ты, тоже мне принцесса!
Споткнулась Девушка о камень, упала, ушиблась и заплакала.
Начала упрекать Сердце свое:
– Нашла любовь, а ты увело меня от нее... Нашла любовь и радость, опять увело... Чего ты от меня хочешь?
Сердце Девушки сжалось от обиды.
И в это время, откуда ни возьмись, появился молодой Лесник, в лесу которого рубил деревья Дровосек и охотился за оленями Принц. Поднял он Девушку. Прижал к себе, начал ласкать и целовать.
– Ах, вот и любовь, и радость, и ласка! – говорила Девушка, тая от счастья в объятиях Лесника.
– Бежим от него скорей! – закричало Сердце.
– Нет! – ответила Девушка. – Хватит, видишь, пришла сама судьба!
Сердце застучало, застучало, застучало, как тревожные колокола...
– Беги от него, вернись на свою тропинку! – звучало в груди Сердце.
– Любовь, радость, ласка... – шептала в ответ ему Девушка и прижималась к Леснику, который взял ее на руки и унес с тропинки.
Сердце же звучало и билось все сильнее и тревожнее:
– Пойми, в любви, которая вдали от твоей тропинки, нет Истины... В радости, которая вдали от твоей тропинки, нет Мудрости... В ласке же, которая вдали от твоей тропинки, нет Правды...
Девушка услышала голос Сердца только тогда, когда, лаская Лесника, ее нежные пальцы задели на его голове маленькие рожки, упрятанные в волосах.
– Ах... – в ужасе закричала она, вырвалась из грубых объятий Лесника и побежала к своей тропинке.
– Глупая! – догонял ее из леса голос Лесника.
А на тропинке сидел Пастух с тремя овечками и играл на свирели. Увидев Девушку, он встал и улыбнулся ей.
– Как давно я тебя жду! – и голос его звучал словно музыка. – Пошли, нас ждет Счастье!
А Сердце шепнуло с умилением:
– Вот и любовь, в которой Истина, вот радость, в которой Мудрость, вот ласка, в которой Правда, ибо все они на твоей тропинке!
После обсуждения притчи ученики составляют ее математическую модель (сложение векторов по правилу многоугольника). Ученики повторяют правило треугольника и правило многоугольника, выполняют соответствующие рисунки.
– Правило сложение векторов по правилу параллелограмма рассмотрим на примере воспитание ребенка в семье. После рождение ребенка или даже до его появления на свет родители задумываются над тем, каким вырастит их сын или дочь. А потом прикладывают все усилия, чтобы ребенок вырос именно таким. Каким должен быть сын? Ну, конечно же, сильным, умеющим постоять за себя, быть способным обеспечить семью. Так думает папа. А мама хочет, чтобы ее сын был добрым, честным, чутким, любящим. Поэтому изобразим действия родителей в виде двух не коллинеарных векторов, выходящих из одной точки. Достроим параллелограмм. Направленная диагональ параллелограмма равна сумме векторов. В каком случае сумма векторов будет наибольшей? (Сумма векторов будет наибольшей, если угол между ними будет равен нулю). То есть результат больше тогда, когда между людьми согласие.
Ученики повторяют правило и делают записи.
Аналогичное рассуждение и для правила параллелепипеда. Рассматриваем случай, когда в воспитании ребенка, кроме родителей, принимает участие бабушка, которая считает, что внука воспитывают неправильно.
Откладываем три не компланарных вектора, выходящих с одной точки. Достраиваем параллелепипед. Направленная диагональ параллелепипеда с началом в данной точке и концом в противоположной вершине параллелепипеда равна сумме трех векторов.
Как найти угол между векторами, которыми изображают действия членов семьи, мы уже знаем. Рассмотрим теперь произвольные векторы.
Пусть и – ненулевые векторы . Откладываем от произвольной точки О векторы = и = . Угловая мера угла АОВ не зависит от выбранной точки О и называется углом между векторами и .
Угол между векторами может быть:
– равен нулю – векторы одинаково направлены;
– острый;
– прямой;
– тупой;
– развернутый – векторы противоположно направлены.
Угол между векторами изменяется в пределах от 0° до 180°. Если хотя бы один из векторов нулевой, то угол между векторами неопределенный.
Если действия людей изобразить в виде векторов, то по углу между векторами можно определить отношения между этими людьми. Острый угол говорит о том, что у людей много общего, если тупой – то общего мало, а если угол равен нулю – они единомышленники. Если угол равен 180°, то у таких людей противоположные взгляды на жизнь.
В преддверии праздника 14 февраля – Дня влюбленных, многим хочется узнать, как найти свою половинку. Для этого воспользуемся скалярным произведением векторов.
Скалярным произведением двух ненулевых векторов называется число, которое равно произведению их длин на косинус угла между ними:
=| | | | cos .
Исследуя, значение скалярного произведения двух векторов, делаем вывод, что наибольшее значение оно принимает, когда угол между векторами равен нулю, то есть векторы одинаково направлены.
В народе говорят: «Нужно смотреть не друг на друга, а в одну сторону».
Это и есть формула, с помощью которой можно определить, какой человек рядом с вами.
Подводя итог занятия, сделаем следующие выводы.
Дорогу осилит идущий.
Чем больше мнений, тем трудней договорится.
Без усилий даже за порог родного дома не перешагнуть.
Целенаправленное движение – это и цель, и усилие.
Вектор движения – это ясная цель.
Сотрудничеством и гору сдвинуть можно.
Случайными движениями высоких целей не достичь.
Путей много, но сердце знает ближайший.
Добродетель человека измеряется не необыкновенными подвигами, а его ежедневными усилиями (Б. Паскаль).
– Спасибо, вам ребята за помощь на уроке. Большое спасибо нашим Учителям В.А. Сухомлинскому и Ш.А. Амонашвили за дарение СВЕТА И ЛЮБВИ.
Отзыв