Место дисциплины в структуре магистерской программы
Пояснительная записка
Курс «Методология и методы научного исследования» предназначен для магистров дневного и заочного отделений, обучающихся по направлениям «Педагогическое образование», «Менеджмент в образовании».
На всех этапах развития науки решающую роль играл метод, то есть стратегия подходов, путь построения каркаса, решетки научного знания с целью последующего выполнения его архитектуры и возведения самого здания науки. Методология в качестве науки о методе фокусируется на предмете науки и участвует в конструировании ее объекта. Учебно – методический комплекс по дисциплине «Методология и методы научного исследования» по направлениям «Педагогическое образование», «Менеджмент в образовании» способствует формированию методологической и научной культуры, гибкому восприятию научных текстов, участию в дискуссиях по методологии, эффективному применению полученных знаний в научно-исследовательской работе.
Цель дисциплины – формирование у студентов методологической и научной культуры, системы знаний, умений и навыков в области организации и проведения научных исследований.
Задачи дисциплины:
1. Привитие студентам знаний основ методологии, методов и понятий научного исследования.
2. Формирование практических навыков и умений применения научных методов, а также разработки программы методики проведения научного исследования.
3. Воспитание нравственных качеств, привитие этических норм в процессе осуществления научного исследования.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
знать:
- теоретические основы организации научно-исследовательской деятельности;
уметь:
- анализировать тенденции современной науки, определять перспективные направления научных исследований;
- использовать экспериментальные и теоретические методы исследования в профессиональной деятельности;
владеть:
- современными методами научного исследования в предметной сфере;
- навыками совершенствования и развития своего научного потенциала.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
общекультурные (ОК):
способность и готовность совершенствовать и повышать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);
готовность использовать знание современных проблем науки и образования при решении образовательных и профессиональных задач (ОК-2);
способность к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению научного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-3);
готовностью работать с текстами профессиональной направленности на иностранном языке (ОК-6).
профессиональные (ПК):
общепрофессиональные (ОПК):
готовностью осуществлять профессиональную коммуникацию на государственном (русском) и иностранном языках (ОПК-1);
способностью осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейший образовательный маршрут и профессиональную карьеру (ОПК-2);
в области педагогической деятельности:
способность применять современные методики и технологии организации и реализации образовательного процесса на различных образовательных ступенях в различных образовательных учреждениях (ПК-1);
готовностью использовать современные технологии диагностики и оценивания качества образовательного процесса (ПК-2);
способностью руководить исследовательской работой обучающихся (ПК-4);
в области научно-исследовательской деятельности:
готовностью к систематизации, обобщению и распространению методического опыта (отечественного и зарубежного) в профессиональной области (ПК-9);
в области управленческой деятельности:
готовностью исследовать, проектировать, организовывать и оценивать реализацию управленческого процесса с использованием инновационных технологий менеджмента, соответствующих общим и специфическим закономерностям развития управляемой системы (ПК-11).
Место дисциплины в структуре магистерской программы
Согласно Федеральногогосударственного образовательного стандарта высшего профобразования 050100.68 подготовка магистра по профессиональному образованию в педагогических ВУЗах требует, чтобы будущий специалист знал основы научной методологии и владел методикой научного исследования. Учебно – методический комплекс по дисциплине «Методология и методы научного исследования» способствует формированию методологической и научной культуры, гибкому восприятию научных текстов, участию в дискуссиях по методологии, эффективному применению полученных знаний в научно-исследовательской работе.
Межпредметные связи данной дисциплины состоят том, что она служит, во - первых, основой для изучения других дисциплин профессионального цикла (Методы педагогических исследований, Методика отбора исследовательского материала, Современные проблемы профессионального образования и т.д.), так и для дисциплин специализации, которые студентам предстоит освоить на 2 курсе магистратуры. Рабочая программа дисциплины составлена с учетом содержания примерной программы дисциплины и учебного плана по направлению подготовки магистров.
Рабочая программа дисциплины «Методология и методы научного исследования» является базовым методическим документом, соответствующим требованиям Федерального государственного образовательного стандарта, учитывающим специфику обучения студентов по направлению подготовки магистров.
Рабочая программа дисциплины определяет состав компетенций, трудоемкость по видам учебной работы, возможность выбора индивидуальной образовательной траектории, перечень применяемых образовательных технологий, систему оценочных средств.
Виды занятий и их содержание.
Планы и содержание лекционных занятий