Технологии социальной работы. Их виды, принципы разработки и реализации. Требование к технологиям социальной работы.
Воспитание природой.
Известно, что природная среда благоприятно влияет на формирование личности. Но природа по-разному влияет на формирование городских и сельских ребят. Городские школьники глубже осознают познавательную и эстетическую ценность природы. Сельские — преимущественно видят ее экономическую сторону, активно участвуют в ее освоении, но меньше замечают и ценят.
Важное значение в современном обществе имеет экологическое воспитание, которое включает просвещение и практическую деятельность детей по ознакомлению с миром природы и оздоровлению окружающей среды. Второе предполагает:
создание мастерских по изготовлению поделок;
организацию дальних походов с детьми и их родителями;
выпуск экономической газеты;
открытие консультативных пунктов по выращиванию экологически чистых продуктов;
работу в лесничестве в летний период и т.п.
Использование народной педагогики. Впоследнее время в социальном воспитании используются методы народной педагогики, накопленные человечеством на протяжении веков. Среди этих методов можно назвать следующие:
воспитание словом;
воспитание делом;
воспитание религией;
воспитание природой и искусством;
воспитание традициями;
воспитание игрой;
воспитание общественным мнением.
В практике социального воспитания огромную роль играет приобщение детей к народному творчеству. Создание школьных музеев народного творчества не только расширяет круг знаний ребят, но и влияет на их духовное развитие. Обучение народному фольклору в игровых формах помогает в развитии творческой фантазии детей, задатков и способностей, певческих навыков. Дети знакомятся с различными жанрами народной песни (колыбельными, былинными, хоровыми, историческими, плясовыми, частушками и т.д.). Исполнение этих песен создает особое эмоциональное настроение, что тем более важно для детей, переживших стрессовые ситуации.
Разнообразные народные игры дают детям представление о быте, о нравственном поведении человека в обществе, развивают организаторские способности детей, их инициативу и творческое отношение к жизни.
Методы коррекции развития. Так сегодня принято называть педагогическое воздействие на физически здорового ребенка (подростка) с отклонениями в поведении. Эти методы направлены на то, чтобы исправить недостатки ребенка, научить его понимать окружающих, видеть в окружающей среде положительное и опираться на него. Педагог помогает ребенку научиться руководить своим состоянием, общаться с людьми, раскрепоститься, выработать приемлемые в обществе нормы поведения, включиться в общественную жизнь.
Социальному педагогу важно знать причины отклонений в поведении ребенка и постараться нивелировать их. Одна из причин нарушения поведения подростка-школьника — это отставание в учебе. С него начинаются неудачи в жизни. Не каждый подросток в состоянии справиться с усвоением объема знаний, предусмотренных программой. Существующая практика механического заучивания, методы коллективного обучения, ориентир на среднего ученика не дают возможности отстающим учащимся подняться до общего уровня.
Методы коррекции в работе с семьей, с родителями предполагают изменение отношений родителей и детей, родителей к процессу воспитания.
Методы перевоспитания.Перевоспитание — это педагогическое воздействие, направленное на предупреждение и преодоление отклонений в поведении личности.
Существуют две разновидности этого педагогического процесса: собственно перевоспитание — перестройка всей структуры личности и исправление — преодоление отдельных недостатков.
Перевоспитание ставит цель сформировать личность, которая отвечала бы требованиям общественной морали.
Перевоспитание осуществляется по следующим направлениям:
восстановление положительных качеств;
вовлечение воспитанника в занятия спортом и трудом, чтобы не оставалось времени на антиобщественные занятия;
стимулирование положительных поступков, вытеснение тем самым отрицательных качеств;
создание положительного опыта;
научение анализу своих поступков.
Воспитатель составляет программу перевоспитания, для этого изучает среду, в которой вращается подросток, коллектив, где будет проходить процесс перевоспитания, а затем определяет конкретные меры воздействия на него.
В перевоспитании используются следующие методы:
метод переубеждения. К нему следует хорошо подготовиться, чтобы предоставить воспитаннику достаточно убедительные аргументы;
метод переучивания предполагает заполнение досуга воспитанника новым нравственным опытом;
метод переключения требует вовлечения подростка в новую общественную деятельность, занятия трудом, полезным делом, спортом, туризмом;
метод «взрыва», по А. С. Макаренко, состоит в сильном психологическом воздействии на подростка, что в корне изменяет поведение личности.
Используя методы перевоспитания, социальному педагогу полезно вспомнить слова И. Г. Песталоцци: «Чтобы изменить людей, их надо любить. Влияние на них пропорционально любви к ним».
Метод самовоспитания.В процессе развития личности следует обратить внимание на.важность самовоспитания. Самовоспитание — это процесс сознательного преобразования человеком самого себя, своих телесных, душевных сил и свойств, социальных качеств личности.
Это социальный процесс изменения человека, его физическое, духовное, нравственное, социальное и творческое совершенствование. Поэтапно процесс самовоспитания можно представить следующим образом:
выяснение проблем, которые мешают человеку в жизни, выбор пути преодоления;
желание выбрать самому эту цель, т.е. освободиться от страха, что не достигнет ее;
убедить себя, что цель достижима, поверить в свои силы;
сосредоточить все свои силы для достижения этой цели;
периодически оценивать достигнутое, исправлять ошибки и неудачи;
четко контролировать свои поступки, свои отношения с окружающими.
Соответственно, сложным является и педагогический процесс побуждения ребенка к самовоспитанию. Как заставить воспитанника взять ответственность за свое развитие на себя? Как побудить его к деятельности по самовоспитанию?
Потребность в самовоспитании является высшей формой развития личности. Она не возникает одновременно у детей одного возраста, так как личность не всегда готова воспринимать требования общества. Потребность в самовоспитании проявляется в подростковом возрасте. Она зависит от идеалов, волевых свойств подростка и той значимости, которую он придает среде сверстников. Важным является умение подростка анализировать, реально оценивать свои качества и поступки. Но для этого процесс социального воспитания нужно строить так, чтобы он способствовал накоплению у ребенка положительного опыта и соответствующего поведения. Педагог логикой убеждения заставляет подростка задуматься над своим поведением, обликом, поступками; понять, что он должен измениться. А это значит включить все механизмы личности — сознание, волю, эмоции, — чтобы человек хотел и старался быть лучше2.
В процессе самовоспитания важно уметь организовать свое время. Человек не может изменить заданные природой и обществом скорости, поэтому, стремясь овладеть наукой и искусством, вписаться в общий ритм жизни, он должен овладеть собственным ритмом жизни, уметь организовать свое время.
Все проступки подростка объясняются отсутствием жизненной перспективы. Многое изменяется в его поведении, когда ставится цель, определяется смысл жизни, когда он понимает цену времени. Он связывает время со своей жизнью и начинает ценить его; составляет режим дня, пересматривает свои взгляды, уточняет свои возможности.
Педагогическое руководство самовоспитанием должно быть гибким. Трудных подростков следует убеждать в необходимости самовоспитания. И еще раз следует напомнить: важно, чтобы подросток поверил в свои силы, способности.
Методы самоорганизации. Чаще всего социальному педагогу приходится сталкиваться с трудными, неорганизованными подростками, которые не могут руководить собственными поступками.
Широко применяемый в воспитании самоорганизации — метод воспитания культуры времени, который предполагает умение планировать свою жизнь, настоящую и будущую, оценивать свои возможности, принимать решения. Метод «перспективных линий» А.С.Макаренко (ближняя, средняя и дальняя перспективы) был основан именно на воспитании культуры времени.
Методы, применяемые в воспитании самоорганизации, предполагают изучение ребенка: его жизни, учебной деятельности, отношения со сверстниками, увлечений, материального положения, ценностных ориентаций — и, далее, постановку целей и соотнесение их с фактором времени, организацию жизни воспитанника.
Методы делового общения. Культура делового общения предполагает в первую очередь необходимость работать над собой, своим умением вести разговор, способность знать, что, где, когда и как сказать. Помнить о собственном достоинстве и достоинстве своего партнера по общению и многое другое. Воспитанники педагога, придерживающегося этих правил, обычно без труда овладевают культурой делового общения, которая является весьма ценным качеством в их дальнейшей социальной адаптации.
Метод тренинга. Этот метод предполагает развитие наблюдательности, умения разбираться в явлениях внутреннего мира человека. Самым распространенным является психологический тренинг, во время которого актуализируются переживания человека. Подросток анализирует и представляет самого себя в определенной деятельности («какой я?»). Он узнает мнение окружающих («какой ты?»). В результате он изменяет свое поведение и отношения с окружающими, принимает и закрепляет новое поведение
Положительным в проведении психологического тренинга является то, что подросток находится в группе сверстников, и это дает возможность получения обратной связи и поддержки от тех, у кого такие же проблемы, и кто находится в той же ситуации.
Подросток может проверять верность выбранного стиля поведения, сопоставлять его с поведением других.
В ходе тренинга проводится упражнение-игра на развитие таких качеств, как самоанализ.
Существуют и другие методы тренинга. Так проводится проигрывание с детьми экстремальных ситуаций и поведения в них ребенка; тренинг сложных социальных ситуаций, рефлексивный тренинг — снятие стереотипа в формах поведения, в отношениях с окружающими; организационный тренинг, направленный на развитие навыков подчинения и руководства другими.
Метод социометрии — применяется для специальной математической обработки данных по конкретному вопросу. Этот метод предполагает предварительный отбор материала бесед, опроса, анкетирования, оценки кризисного состояния ребенка и т.п.
Метод мониторинга — отслеживание информации, наблюдение, оценка, анализ социально-педагогической ситуации.
Метод генерации настроений — метод диагностики, анализа причин поступка и настроения, решение проблем психического состояния ребенка.
Биографический метод — исследование жизненного пути воспитанника для прогнозирования его дальнейшего развития.
Метод убеждения — эмоциональное и глубокое разъяснение сущности проблемы, анализ и выстраивание перспектив.
Метод музыкотерапии, в том числе пение, проведение под музыку занятий по рисованию, игровой психотерапии, широко применяется в работе социальных педагогов с детьми в интернатных учреждениях, летних лагерях отдыха. Пение и игра на музыкальных инструментах, прослушивание музыки благоприятно влияют на эмоциональное состояние детей, способствует снятию раздражительности и возбудимости. Они способствуют самоутверждению ребенка, преодолению неуверенности в себе. Этот метод относится к методам лечебной педагогики, но его возможно использовать в обучении и воспитании здоровых детей.
Технологии социальной работы. Их виды, принципы разработки и реализации. Требование к технологиям социальной работы.
Социальные технологии – способы качественного преобразования и регулирования социальных процессов и отношений, а также сама деятельность в данном направлении, позволяющая решить социальную проблему.
Социальные технологии – единственный процесс (в отличие от технологий, например, производственных, где приходится иметь дело с неживой природой), который основан на отношениях не объекта и субъекта, а в значительной степени на отношениях «человек» - «человек», т.е. «специалист» - «клиент». Без содействия участников социального процесса, без понимания и согласия индивида, семьи, группы, которым оказывается профессиональная помощь, невозможно реализация социальной технологии.
Так, взяв за основу (один из параметров) сферу применениясоциальной технологии, можно выделить:
· социально-экономические;
· социально-политические;
· социальные;
· духовные.
Технологии социальной работы – одна из отраслей социальных технологий, направленных на удовлетворение социально гарантированных и личностных интересов и потребностей различных групп населения, особенно социально уязвимых. Это идеальная модель решения, представляющая собой алгоритм действий и операций, основанный на определенных социальных, экономических, психолого-педагогических и правовых механизмах.
Применительно к социальной работе как к виду практической деятельности, технологии социальной работы - это совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых социальными службами, отдельными учреждениями социального обслуживания, социальными работниками и направленных на оказание людям социальной помощи, поддержки, защиты, социальных услуг, особенно так называемым социально незащищенным слоям и группам населения, и решение разного рода социальных проблем. Эти технологии социальной работы носят тактическую направленность.
Если говорить о социальной работе в широком смысле слова, то ее технологии направлены на социальную защиту всех слоев населения,на создание таких условий (что связано с сущностью и содержанием социальной политики), которые бы способствовали снижению доли населения, нуждающегося в помощи и поддержке, которые помогали бы населению самостоятельно решать свои проблемы. Данные технологии –стратегической направленности.
Последние должны носить упреждающий, профилактический характер. Цель таких технологий (в деятельности государства, всех социальных институтов) - предупреждение «социальных болезней». Это означает: не просто оказывать помощь безработным, а создавать условия для уменьшения или ликвидации безработицы, обучения и переобучения людей, развития производства, создания рабочих мест, реорганизации, перепрофилирования производства и т.д.
Для успешного осуществления социальной работы необходимо сочетать упреждающие технологии стратегического характера с технологиями тактической направленности.
Например, для ослабления такой социальной патологии, как социальное сиротство, недостаточно реализовать частные технологии оказания конкретной помощи детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей; важно разработать и осуществить технологии, направленные на снятие причин, ведущих к социальному сиротству (на уровне властных структур, взаимодействия всех общественных институтов).
1.Универсальными, «сквозными» (базовыми, общими) можно назвать технологии, которые могут применяться в социальной работе с любым клиентом, семьей, группой, категорией, общностью:
· технология социальной реабилитации;
· технология социального консультирования;
· технология социальной профилактики;
· технология социальной адаптации;
· технология социального обслуживания;
· технология социальной диагностики;
· технология опеки и попечительства;
· социальное страхование;
· социальное обеспечение.
2.Следующая группа технологий социальной работы – конкретные (частные) технологии взаимодействия с определенной категорией клиентов (с пожилыми людьми, инвалидами, семьями, несовершеннолетними и т.д.). В этой достаточно обширной группе можно выделить подгруппы. Например, конкретная технология работы с семьей может включать в себя технологию работы с неблагополучной семьей или технологию работы с молодой семьей и т.д.
Содержание блоков технологии социальной работы
1. Диагностический блок – выявление и учет на подведомственной территории групп, семей и отдельных граждан, относящихся к категории социального риска, сбор и изучение информации о клиенте (ах), о динамике социальных процессов, из анализ, постановка социального диагноза, в котором уточняется степень «социальной недостаточности» клиента (ов), определяется уровень нуждаемости в различных видах и формах социальной поддержки, помощи, социальном обслуживании, формулируется социальная проблема.
2. Целевой блок – постановка цели (ей) взаимодействия с клиентом или решения социальной проблемы в соответствии с социальным диагнозом, прогнозирование изменений, результата. Формулировка задач деятельности, их ранжирование, форм, методов, способов социальной работы, которые приведут к достижению цели, получению ожидаемых результатов.
3. Блок управления технологическим процессом – разработка плана, алгоритма действий по решению проблем клиента, социальной проблемы (возможно, в форме проекта), определение видов и сроков контроля за деятельностью сотрудников, продумывание вариантов в случае корректировки алгоритма, возможных рисков, корректировка деятельности, мотивации коллектива (специалиста), назначение координатора или координирующего органа, формирование межведомственных и междисциплинарных групп, комиссий, мобильных команд, разработка и заключение необходимых договоров и соглашений, проведение информационных и рекламных кампаний и т.д.).
4. Функциональный блок – осуществление конкретных действий по решению проблем(ы) клиента, социальной проблемы в соответствии с разработанным алгоритмом, планом, программой.
5. Блок обратной связи – предполагает наличие возможности показать результат, промежуточный или итоговый (например, это может быть контрольный патронаж, экспертная оценка работы, текущие диагностические тесты, анализ, отзывы клиента (ов), конференции, круглые столы и т.д.).
6. Обеспечивающий блок. Наличие данного блока – непременное условие как разработки, так и функционирования технологии социальной работы. Он включает в себя следующие обязательные элементы:
· методическое обеспечение: методическая литература, рекомендации, диагностические методики, тесты, опросники, анкеты, формы учетно-отчетной документации, образцы разработанных технологий социальной работы, методик социологических исследований и т.д.;
· кадровое обеспечение: наличие профессионально подготовленных специалистов, имеющих возможность комплексно подойти к решению социальных проблем клиента (ов), возможность привлечения к совместной работе специалистов других ведомств, социальных институтов;
· информационное обеспечение: владение информацией о социальной ситуации, возможность запроса и получения полной и объективной информации, необходимой для постановки социального диагноза (например, из правоохранительных или административных органов, учреждений здравоохранения и т.п.), для планирования и выполнения работы; возможность информировать сообщество об аспектах социальной работы, социальных проблемах и способах их решения через СМИ.
· материально-техническое обеспечение: наличие необходимых оснащенных помещений, оборудования, транспорта, компьютерных программ, множительной техники, доступа к компьютерной сети и т.д.;
· нормативно-правовое обеспечение: наличие нормативов, стандартов, документации, правил, инструкций, положений, законодательных актов, регламентирующей деятельность специалистов, социальных структур.
Особенности технологий социальной работы:
Технологии социальной работы носят интегративный, взаимопроникающий характер. Так, технология социальной диагностики на разных уровнях присутствует во всех взаимодействиях социального работника и клиента, семьи, группы, т.е. во всех технологиях. Например, социальное проектирование возможно использовать как часть технологии социальной реабилитации или социальной профилактики.
2. Технологии социальной работы являются междисциплинарными, поскольку вся социальная работа ориентирована на решение комплекса проблем клиента, семьи, группы клиентов и осуществляется с помощью разных специалистов: психологов, юристов, медицинских работников, социологов, педагогов.
3. В технологии социальной работы, как никакой другой социальной технологии, большое значение имеет личностный, человеческий фактор. Социальный работник должен осознавать, что он работает с «объектом», наделенном собственной волей и разумом, поступки и чувства которого сложно просчитать, на которые порой трудно воздействовать.
Социальному работнику необходимо владеть этим сложнейшим механизмом воздействия на людей для того, чтобы преобразовывать их поведение, социальные связи, самооценку или структуру личности.
Технологии социальной работы существуют не обособленно, а как часть деятельности конкретного учреждения социального обслуживания, конкретного специалиста, поэтому их необходимо адаптировать и корректировать в соответствии с существующими потребностями, возможностями, дополнять и разрабатывать собственные.
Технологии социальной работы должны быть тесно увязаны с планами, программами экономического и социального развития территорий, регионов. В этом случае реальным становится результативное и оперативное и скоординированное взаимодействие общественных, административных и ведомственных структур, четкое распределение функций, возложение ответственности.
6. Технологии социальной работы не могут существовать в «чистом» виде, т.е. быть изолированными; их реализация в практической деятельности чаще всего возможна в связи с технологиями смежных наук и областей (технологии медицинские, психологические, правовые, технологии осуществления связей с общественностью, технологии менеджмента и т.д.).
В общем виде структура технологии социальной работы представляет несколько этапов:
1.Предварительный этап.
На этом этапе осуществляется операция выявления, оценка проблемы, выяснение факторов, обусловивших ее возникновение.
2.Этап целеполагания.
Это этап формулировки первичной целевой установки деятельности социальных работников, которая позволяет определиться с выбором средств и способов ее достижения. В целевой установке – только замысел и намерения.
3.Этап диагностики.
Сбор дополнительной информации, постановка социального диагноза.
4.Планирование деятельности.
Социальный диагноз позволяет уточнить или конкретизировать цель, разработать систему оценки эффективности, план или программу действий.
5. Функциональный этап.
Предполагает последовательную реализацию намеченных мер социального воздействия.
6.Этап анализа и контроля.
Этот этап прежде всего необходим для того, чтобы совершенствовать как технологию, так и саму деятельность. Вид и форма анализа, контроля зависят от поставленной цели: либо это подведение итогов, либо получение обратной связи, либо оценка факторов, способствовавших позитивному разрешению социальных проблем, либо, напротив, выявление причин, препятствующих решению задач, и поиск решений по их устранению, либо анализ с точки зрения эффективности, например, организации работы механизма межведомственного взаимодействия и т.д.
Оценка эффективности технологии социальной работы. Применительно к социальной работе оценка эффективности той или иной технологии может осуществляться различными методами. Общепринятым является метод сравнения (параметрический – сравниваются ключевые параметры), например, каким было состояние клиента, семьи, социальной проблемы до воздействия на них и каким стало после. В данном случае критерием оценки станет разница между этими параметрами. Ясно сформулированная цель технологии будет содействовать четкому определению ожидаемых результатов и измерению того, какова степень достижения поставленной цели, насколько совпадают (не совпадают) ожидаемые результаты.
Если цель технологии, например, патронажа семьи – выведение ее из трудной жизненной ситуации, а в ожидаемых результатах – повышение материального уровня семьи, улучшение внутрисемейных отношений, то этот результат можно измерить как качественными, так и количественными критериями.
Другим важным критерием оценки эффективности технологии можно считать степень удовлетворенности членов семьи качеством, например, социальных услуг, которые ей были оказаны в рамках определенной технологии, то есть своевременностью, полнотой, результативностью услуги.
При оценке эффективности технологии важно учитывать ее затратность. Во-первых, затраты должны быть адекватны результату деятельности. Во-вторых, затраты необходимо соотносить с соответствующими показателями, обозначенными в нормативах или достигнутыми ранее: улучшились или ухудшились, возросли или уменьшились; сохранились в прежних объемах.
Достаточно важно при оценке эффективности технологии соотнести примененные в ней методы социальной работы с результатами их применения.