Специфические методы физического воспитания
Методы физического воспитания
План:
1. Определение понятий «метод», «методика», «методический прием».
2. Специфические методы физического воспитания.
3. Неспецифические методы физического воспитания.
4. Методы воспитания физических качеств.
1. Определение понятий «метод», «методика», «методический прием»
Метод – это способ применения физических упражнений. Например, в зависимости от поставленной задачи такое упражнение, как бег, можно применять с помощью различных методов.
Методика – система средств и методов, направленных на достижение определенного результата в процессе физического воспитания.
Методический прием– это вспомогательный прием, позволяющий более эффективно использовать тот или иной метод.
Общая система методов, используемых в процессе физического воспитания, представлена в схеме.
Методы физического воспитания
специфические неспецифические
Строго игровой соревновательный словесного наглядного
регламентированного метод воздействия воздействия
упражнения
метод
методы обучения круговой
двигательным тренировки
действиям
метод метод
целостного расчлененного методы
упражнения упражнения воспитания
физических
качеств
Специфические методы физического воспитания.
Специфические методы физического воспитания бывают:
А. Методы обучения двигательным действиям
В. Методы воспитания физических качеств
Методы строго регламентированного упражнения:
Для обучения двигательным действиям используются методы строго регламентированного упражнения. Их два вида:
1. Метод целостного упражнения (изучения действия в целом, используется при обучении простым упражнениям или сложным не поддающимся членению на отдельные фазы).
Для успешного применения этого метода используют следующие методические приемы:
· Обучение необходимо начинать с упрощенных форм движения
· Использовать подводящие и имитационные упражнения
· Оказание дополнительной помощи (подталкивание в кувырке)
· Создание облегченных условий (например, подкидной мостик)
Ценной чертой этого метода является то, что техника действия осваивается при постоянном взаимодействии его частей, это позволяет сохранить ритм действия и его общую структуру.
Недостатком этого способа является:
v Преподаватель не в состоянии одновременно исправлять все ошибки
v Неоднократное повторение двигательного действия целиком при начальном обучении может быстро приводить к утомлению.
2. Метод расчлененного упражнения – изучение действия по частям. Для успешного применения этого метода необходимо:
· Начинать обучение с целостного показа, и только потом делить упражнение на отдельные части
· Выделенные части движения изучить отдельно и только потом объединить в одно целое.
3. Методы воспитания физических качеств
4. Методы сопряженного воздействия (с наибольшими нагрузками)
Игровой метод
Игровой метод имеет большое значение для воспитания чувства коллективизма, смелости, активности, настойчивости, чаще используется в младшем школьном возрасте. Характерные признаки:
· Ярко выраженная эмоциональность
· Чрезмерная изменчивость условий выполнения
· Высокие требования к творчеству, творческой инициативе
· Отсутствие строгой регламентации действий
· Комплексное проявление разнообразных двигательных навыков и качеств
· Всегда сюжетное содержание.
Соревновательный метод
В соревновательном методе отсутствует сюжетное содержание. Характерные признаки:
· Максимальное проявление физических и психических сил в борьбе за первенство, за высокие спортивные достижения
· Подчинение всей деятельности задаче победить
· На уроке используется в виде эстафет.
Обязательное условие при использовании метода: подготовленность занимающихся к выполнению упражнения.
Метод круговой тренировки.
Метод характеризуется выполнением упражнений по станциям, расположенным по кругу. Упражнения выполняются с или без интервала отдыха.