Принципы, отражающие специфические закономерности построения физического воспитания.

Специфические принципы – совокупность специфических закономерностей физического воспитания и правила его системного построения.

1.Принцип непрерывности процесса физического воспитания. Процесс ФВ является целостной системой, в которой предусматривается последовательность в проведении занятий физическими упражнениями. Реализация этого положения в процессе физического воспитания определяется дидактическими правилами: «от легкого к трудному», «от простого к сложному», «от освоенного к неосвоенному», «от знаний к умениям». Их грамотное выполнение обеспечивает успех в решении образовательных задач физического воспитания. Обеспечение постоянной преемственности эффекта занятий, устранение больших перерывов между ними с целью исключения разрушающего воздействия того, что было приобретено ранее в процессе занятий физическими упражнениями. При обучении двигательным действиям и воспитании физических качеств эффект от проведенного занятия должен наслаиваться на эффект предыдущих занятий с тем, чтобы в конечном итоге произошла кумуляция этих эффектов. Степень кумуляции эффекта занятий будет зависеть от продолжительности интервалов времени, разделяющих каждое отдельное занятие. Следовательно, перерыв между занятиями должен быть оптимальным.

2.Принцип системного чередования нагрузок и отдыха. Системное чередование нагрузок и отдыха в процессе физического воспитания - важное положение, от которого в конечном итоге зависит суммарный эффект занятий.

Для сохранения повышенного уровня функционирования различных систем организма нужны повторные нагрузки через строго определенные интервалы отдыха. При длительном интервале отдыха между нагрузками произойдет реадаптация – возможность организма вернуться к прежнему уровню. Наилучшим оптимальным интервалом отдыха будет такой промежуток времени между нагрузками, который потребуется для появления фазы сверхвосстановления (суперкомпенсации). Специфическим для реализации принципа системного чередования нагрузки и отдыха в физическтм воспитании является построение четкой системы и последовательности воздействий с учетом «следовых» явлений.

3.Принцип постепенного наращивания развивающе-тренирующих воздействий. Предусматривает планомерное увеличение и обновление заданий в сторону их усложнения, увеличения объема и интенсивности нагрузки по мере роста функциональных возможностей организма.

4.Принцип адаптированного сбалансирования динамики нагрузок. Суммарная нагрузка, используемая в процессе физического воспитания, должна быть такой, чтобы ее применение не вызывало негативных отклонений в здоровье.

По мере адаптации к применяемой нагрузке, т.е. перехода приспособительных изменений в стадию устойчивого состояния,необходимо очередное увеличение параметров суммарной нагрузки. Чем выше достигнутый уровень подготовленности, тем значительнее увеличение параметров нагрузки.

5.Принцип циклического построения занятий. Процесс физического воспитания – это замкнутый круговорот определенных занятий и этапов, образующих циклы:

а)микроциклы (недельные), характеризующиеся повторностью применения упражнений одновременно с их разнонаправленностью, чередованием нагрузки и отдыха;

б)мезоциклы (месячные), включающие в себя от двух до шести микроциклов, в которых меняются содержание, порядок чередования и соотношение средств;

в)макроциклы (годичные), в которых разворачивается процесс физического воспитания на протяжении долговременных стадий.

Построение системы занятий должно осуществляться с учетом и в рамках завершенных циклов, а также с учетом прогрессирования кумуляции эффекта занятий, общего хода физического воспитания и поступательного развития общей и специальной подготовленности занимающихся.

6.Принцип возрастной адекватности направлений физического воспитания. Последовательное изменение направленности физического воспитания в соответствии с возрастными этапами и стадиями человека. Направленность физического воспитания должна предусматривать общие широкие физические воздействия на организм занимающегося. Это выражается в формировании широкого круга двигательных умений и навыков и в разностороннем физическом развитии. Этот принцип является основополагающим при использовании физического воспитания в процессе многолетних занятий физическими упражнениями.Специфические принципы физического воспитания – это единство принципиальныхсметодических положений, взаимно обусловленных и дополняющих друг друга. Отступление от одного из принципов может разладить весь сложный процесс физического воспитания и сделать почти бесплодным большой труд преподавателя и его учеников.

29 Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования по физической культуре (общее положение: цель и задачи: содержание: двигательные действия, телесные функции, оздоровительные системы, оценка выполнения).

Стандарты по ФК предусматривают такую организацию ФВ (она более узкая, чем ФК), когда на одной ступени школы – учащиеся касаются всех возможных для данного региона форм двигательной деятельности. Вторая ступень – 4-9 классы вступает в учет дифференциация – индивидуальный подход, т.о., чтобы она отвечала интересам учащихся. Поэтому занятия целесообразно организовывать целыми классами. Третья ступень – 9-11 класс- организация уроков ФК т.о., чтобы создать возможность учащимся самостоятельно создавать программы и реализовывать их на уроках.

Упражнения атлетической гимнастики – мальчики, ритмическая гимнастика и стрейчинг – девочки

Программа по предмету ФК - государственный документ, определяющий систему нормативных требований к созданию и организации физического воспитания на уроке физической культуры, к уровню физического воспитания и физической подготовленности учащихся. Состоит из отдельно оформленных и взаимосвязанных программ.

Теоретический материал представлен разделом « Основы знаний », который обеспечивает идеологическую направленность учебно-воспитательного процесса, способствует формированию интереса и сознательного отношения к физическому совершенствованию.

Практический материал представлен в программе каждого класса несколькими разделами, изложенными под общей рубрикой « Навыки, умения, развитие двигательных качеств ».

В конце программы каждого класса приведены таблицы « Учебные нормативы по освоению навыков, умений, развитию двигательных качеств » (в ней представлены контрольные упражнения) и « Требования к учащимся, окончившим неполную среднюю и полную среднюю школы ».

Учебные программы составляет учитель, утверждает педсовет.

В помощь учителю для создания авторской программы составляются примерные программы по ФК.

Авторская программа содержит:

1. основные требования ГОСТов.

2. Двигательная деятельность

3. Оценка уровня двигательной подготовленности:

1-ая ступень - ГОСТ(60%) и творчество учителя(40%)

2-ая ступень - ГОСТ (50%) и творчество учителя(50%)

3-ая ступень - ГОСТ (30%) и творчество учителя(70%)

Учитель приглашается на работу советом школы в лице директора, исходя из его индивидуальных особенностей. Учитель выбирает направление образования и, согласно этому, проводит программу.

Наши рекомендации