Учреждения, обеспечивающие получение высшего образования.

Деятельность СППС учреждения, обеспечивающего получение высшего образования, должна быть направлена на оказание помощи студентам в решении таких проблем, как социальная адап-тация, организация жизнедеятельности (включая жилищно-бытовые вопросы), организация само-подготовки. Она осуществляется совместно с кураторами учебных групп, воспитателями общежи-тий, заместителями деканов по воспитательной работе.

Особое место в работе службы занимают вопросы по адаптации первокурсников: самостоятельное проживание без родителей, самостоятельное ведение бюджета и преодоление возможных материальных трудностей, интенсивность и загруженность учебного процесса, организация самоподготовки, налаживание отношений с проживающими в одной комнате общежития и т. д.

Системного подхода требует работа по решению вопросов социальной поддержки студентов, профилактике противоправного поведения. Помощь специалистов СППС нужна для предупреж-дения стрессов (в том числе и предэкзаменационных), депрессий, сложностей в межличностных отношениях.

Важной задачей СППС является и содействие в организации досуга студентов.

Особое внимание должно уделяться работе со студентами из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.

Интернатные учреждения. Работа СППС должна строиться с учетом следующих принци-пов: целостности; полного охвата вниманием всех воспитанников. Приоритетом в работе СППС в интернатном учреждении должно быть: создание благоприятного микроклимата; установление доверительных отношений с детьми; комплексный анализ причин попадания ребенка в интернат-ное учреждение; осуществление индивидуального подхода к детям; выстраивание гипотезы и проектирование будущего ребенка; формирование его приемлемых интересов; выявление и развитие творческих способностей детей; подготовка воспитанников к профессиональной деятельности и семейной жизни; поддержка контактов воспитанника с родственниками; постинтернатное сопровождение. В условиях интернатного учреждения основополагающим является индивидуальный подход.

Важное содержание деятельности СППС учреждения — гуманизация процесса социальной реабилитации несовершеннолетних, содействие формированию позитивного сотрудничества между воспитанниками и их окружением, гибкое использование многообразия методов реабилитации.

Работа с воспитанниками предполагает оказание им помощи в осознании себя личностью, в выявлении и развитии их потенциальных возможностей, в становлении самосознания, в самоут-верждении и самореализации общественно значимых функций, в формировании чувства собст-венного достоинства, уважения к окружающим, к миру в целом.

Социально-педагогические учреждения. Основные задачи социально-педагогических учреждений и их функции широко представлены в Положении о социально-педагогическом учреждении (далее — СПУ). Важными составляющими работы социально-педагогических центров (далее — СПЦ) и детских социальных приютов (далее — ДСП) являются восстановление детско-родительских отношений, оказание индивидуально ориентированной социально-педагогической, психолого-педагогической, социально-правовой помощи несовершеннолетним и их родителям. Работа педагога социального и педагога-психолога, как и других специалистов СПУ, организуется в соответствии со следующими государственными задачами: профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, семейного неблагополучия и социального сиротства, предотвращение вытеснения ребенка из семьи, сохранение и развитие его в биологической семье; защита прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в государственной защите; развитие семейных форм устройства детей на воспитание и сопровождение замещающих семей.

Для решения этих задач от специалистов СППС помимо профессиональных знаний, умений и навыков потребуются способности к организации творческой деятельности, как собственной, так и совместной, с заинтересованными учреждениями и организациями, к системному анализу трудных жизненных ситуаций ребенка и его семьи, к выработке планов помощи и поэтапному их выполнению, к координации усилий всех участников социально-психолого-педагогического сопровождения и реабилитации.

Специалисты СППС социально-педагогического учреждения зачастую имеют дело с экс-тремальной ситуацией в жизни ребенка и его семьи, что вызывает большие эмоциональные на-грузки. Для решения сложных проблем детей и их семей специалисты СППС должны не только обладать развитой эмпатией и проявлять профессиональный интерес к своим подопечным, но и уметь контролировать состояние собственного психологического здоровья.

Педагоги-психологи ДСП могут руководствоваться в своей работе методическими реко-мендациями «Основные направления работы педагога-психолога детского социального приюта» (Зб.НД МО РБ, 2006, № 22)

Наши рекомендации