Рекомендуемые виды деятельности на этапах урока
Этапы урока | Время, мин | Нагрузка | Деятельность |
1. Врабатывание | Относительно невелика | Репродуктивная, переходящая в продуктивную, повторение | |
2.Максимальная работоспособность | 20-25 | Максимальная, снижение работоспособности с 15-й (20-й) мин | Продуктивная, творческая, изучение нового материала |
3. Конечный порыв | 10-15 | Небольшое повышение работоспособности | Репродуктивная, отработка узловых моментов пройденного |
Факторы организации и методики проведения урока, провоцирующие раннее наступление утомления:
· профессиональные ошибки и низкий уровень компетенции учителя;
· негативные особенности традиционной системы школьного обучения;
· перегруженность школьных программ и интенсификация учебного процесса;
· переполненность классов учащимися, затрудняющая индивидуализацию учебно-воспитательного процесса;
· несоблюдение санитарно-гигиенических условий в классах и школе;
· нарушение организационно-педагогических требований к образовательному процессу.
· Надо учитывать и то, что у школьников с ослабленным здоровьем утомление наступает быстрее даже при умеренной учебной нагрузке.
· Визуальный и психологический контроль наступления утомления учителем должен быть обязательным условием здоровьесберегающего урока.
Внешние проявления утомления учащихся:
· ослабление внутреннего торможения - двигательное беспокойство, частые отвлечения, рассеянность внимания;
· появление чувства усталости;
· снижение скорости и ритмичности выполнения заданий с увеличением числа ошибок;
· шум в классе;
· нетерпеливое ерзанье в ожидании звонка;
· изменение почерка;
· динамизм телодвижений (кривляние);
· вегетативные реакции - потливость рук, покраснение лица, изменение частоты пульса;
· жалобы на головную боль, неприятные ощущения в животе;
· попытки учащихся младших классов помочь себе сосредоточиться «внешней» речью (прогова-риванием текста).
Общие и характерные симптомы утомления проявляются у школьников ощущениями физиологического дискмфорта:
· болями и неприятными ощущениями в разных частях тела;
· развитием отрицательных эмоций, раздражимости, нервозности, чувства бессилия, иногда агрессии;
· ухудшением внимания;
· изменением отношения к работе и появлением желания отдохнуть.
У учащихся, заканчивающих занятия с сильным и выраженным утомлением, постепенно развивается переутомление, лежащее в основе многих психосоматических заболеваний. Поэтому предупреждение явного утомления, умелый контроль, поддержание и восстановление работоспособности школьников в процессе обучения - важные меры сбережения их здоровья. Но трудно ожидать, что активная умственная деятельность на уроке не будет давать утомления. Нормой считается, если его признаки появляются не ранее чем за 5-10 мин до окончания урока.
Темп и особенности окончания урока. Желательно, чтобы завершение урока было спокойным, учащимся была предоставлена возможность задать учителю вопросы, а учитель мог прокомментировать задание на дом и попрощаться со школьниками.
Нежелательные характеристики окончания урока:
· неоправданно быстрый темп заключительной части, ее скомканность;
· отсутствие времени на вопросы учащихся;
· необходимость торопливой, практически без комментариев, записи домашнего задания;
· задержка учащихся в классе после звонка на перемену.
Плотность урока - важный показатель не только активности школьников при выполнении учебной работы, но и критерий адекватности умственной нагрузки. Плотность урока рассчитывается как отношение времени, затраченного учеником на все виды учебной деятельности, ко всему времени урока, рассчитанное в процентах.
К учебной деятельности во время урока относятся: участие в опросе, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач, практические занятия и др. Нормальной считается плотность урока в диапазоне от 60 до 75%. Но надо учитывать, что ее оптимальные значения сугубо индивидуальны для каждого школьника.
Благоприятный психологический климат на уроке служит одним из показателей успешности его проведения.) Урок неполноценен, если в ходе него не было эмоционально-смысловых разрядок: улыбок, уместных остроумных шуток, использования поговорок, афоризмов, музыкальных минуток и т.д. Наличие в процессе урока неоправданных стрессов, отрицательных эмоций, значительного психофизического напряжения, чувства взаимной неприязни и т.п. может провоцировать развитие дидактогений.
Интегральным показателем эффективности урока можно считать состояние и вид учеников, выходящих с урока: спокойно-деловое, удовлетворенное, умеренно-возбужденное или утомленное, растерянное, агрессивное, фрустрированное, взвинченное. Не меньшее значение имеет состояние учителя.
Физкультурно-оздоровительный компонент. Этот компонент реализуется через оптимизацию двигательного режима учащихся непосредственно в образовательном учреждении.
Умелое чередование умственных и мышечных нагрузок призвано не только предупредить нарушения здоровья школьников (осанки, зрения, дыхания, иммунитета, кровообращения и пр.), но и восстановить их умственную работоспособность. Для этого можно использовать различные средства и формы организации двигательной активности:
· гимнастика до занятий способствует более организованному их началу, позволяет повысить активность психических процессов, лежащих в основе обучения (восприятие, внимание, память и др.);
· физкультминутки при первых признаках наступающего утомления 1-2 раза в ходе урока в течение 1-1,5 мин;
· физкультпаузы при обычной структуре урока проводятся в течение 2-3 мин приблизительно на 25-30-й мин урока.