Понятие ведущей деятельности. Виды в.д. на разных этапах онтогенеза

В 1930 складывается две психологические школы: С.Л. Рубинштейна и А.М. Леонтьева. Рубинштейн сформулировал основополагающий теоретический принцип Д.П, - единство сознания и деятельности. Разработки принципа условно делят на 6 групп:

1) в филогенетических исследованиях разрабатывалась проблема возникновения психического отражения в эволюции и выделение стадий психического развития животных в зависимости от их деятельности (А.Н, Леонтьев, А.В. Запорожец, К.Э. Фабри);

2) в историко-антропологических исследованиях в конкретно-психологическом плане рассматривалась проблема возникновения сознания в процессе трудовой деятельности (Рубинштейн, Леонтьев), психические различия между орудиями труда у человека и вспомогательными средствами деятельности у животных (Гальперин),

3) в социогенетических исследованиях рассматриваются различия отношений деятельности и сознания в условиях разных исторических эпох и разных культур (А.Н. Леонтьев, Лурия, М. Коул),

4) из онтогенетических исследований выросли деятельностно ориентированные теории ( теория периодизации психического развития Д.Б.Эльконин, теории развивающего обучения В.В. Давыдов, теория формирования перцептивных действий А.В. Запорожца…).

5) функционально-генетические исследования на основе принципа единства сознания и деятельности (развитие психических процессов в короткие временные отрезки) представлены работами Леонтьева, Рубинштейна . Теплова, Ананьева…,

6) пато- и нейропсихологические исследования распада высших психических функций и роли конкретных форм деятельности в их восстановлении (А.Р. Лурия, Е.Д. Хомская, Л.С. Цветкова, Б.В. Зейгарник).

В рамках перечисленных направлений исследований Д.П. был разработан ряд важнейших теоретических проблем: проблема макро и микро структуры человеческой деятельности (деятельность-действие-операция-функциональный блок), проблема строения сознания, проблема интериоризации, как важнейшего механизма формирования сознания, проблема периодизации психического развития с использованием понятия «ведущая деятельность»

Деятельность является необходимым условием формирования личности и в то же время зависит от уровня развития личности, выступающей как субъект этой деятельности.

В общем виде под деятельностью понимается активность живого организма, направленная на удовлетворение потребностей и регулирующая

осознанной целью. В процессе деятельности устанавливается тесное взаимодействие человека с окружающей средой.

Как конечный результат деятельности выступает цель, которая может представлять собой реальный предмет, создаваемый человеком, определенные знания, умения, навыки, творческий результат.

Побудителем к деятельности выступает мотив. Именно мотив придает деятельности определенную специфику в отношении выбора средств и способов достижения цели. Мотивами могут быть разнообразные потребности, интересы, установки, привычки, эмоциональные состояния. Многообразие деятельности человека порождает и многобразие мотивов. В зависимости от мотивов люди по-разному относятся к своей деятельности. Цель деятельности не равнозначна ее мотиву, хотя иногда мотив и цель совпадают.

Сознательная деятельность человека коренным образом отличается от поведения животных. Эти отличия относятся к следующему: не обязательно связана с биологическими мотивами, не определяется только наглядными впечатлениями, формируется путем усвоения общественного опыта.

В.В.Давыдов высказал идею о том, что основой психического развития «является именно смена деятельности, которая с необходимостью детерминирует процесс становления новых психологических образований». Ведущий тип деятельности - это такая деятельность, «развитие которой обуславливает главнейшие изменения в психических процессах и психологические особенности личности на данной стадии развития». Признаком перехода от одной стадии к другой является именно изменение ведущего типа деятельности, ведущего отношения ребенка к действительности. Леонтьев указал 3 главных признака ведущего типа деятельности:

1.внутри ведущей деятельности появляются и развиваются другие, новые виды деятельности, которые сами могут приобрести ведущее значение в дальнейшем на следующей ступени развития (дидактическая игра - учебная деятельность).

2.в ведущей деятельности формируются и развиваются психические процессы (в игре - мышление. воображение,..),

З.от ведущей деятельности зависит формирование личности ребенка, ее основные изменения в данный период.

Д.Б. Эльконин создал периодизацию психического развития ребенка, положив в ее основу смену ведущего типа деятельности. Он выделил две группы:

1.группа-деятельность в системе «ребенок - общественный взрослый», внутри которой происходит интенсивная ориентация в основных смыслах человеческой деятельности о освоение задач, мотивов, норм отношений ,происходит развитие мотивационно - потребностной: - младенчество –непосредственно - эмоциональное общение, дошкольное детство - игровая деятельность подростковый период – интимно - личностное общение.

2.группа-деятельность в системе «ребенок - общественный предмет, внутри которой происходит усвоение общественно выработанных способов действий с предметами, формируются интеллектуально - познаваемые силы, операционно-технические возможности: раннее детство - предметное манипулирование, младший школьный - учебная деятельность, ранняя юность - учебно-профессиональная деятельность.

Таким образом, каждый возраст характеризуется социальной ситуацией развития, ведущей деятельностью, возрастными новообразованиями, формирующимися в конце периода, среди которых выделяется центральное, наиболее значимое. Границами возрастов служат кризисы - переломные моменты в развитии ребенка.

Наши рекомендации