Требования к оформлению курсовой работы. Текст работы следует печатать, соблюдая следующие общие требования: Объект унификации Параметры унификации Формат листа А
Текст работы следует печатать, соблюдая следующие общие требования:
Объект унификации | Параметры унификации |
Формат листа | А 4 |
Название и размер шрифта | Times New Roman, 14 кегль |
Начертание шрифта | Обычное (не полужирное!) |
Цвет шрифта | Чёрный |
Плотность, контрастность | Равномерная во всём документе |
Размер полей: | верхнее, нижнее – 20 мм, левое – 30 мм, правое – 10 мм |
Выравнивание текста | По ширине |
Абзацный отступ | 1,25 мм |
Интервал межстрочный | Полуторный |
Отступ между заголовком и текстом | 2 пустые строки (не менее 15 мм) |
Акцентирование отдельных элементов | Одним из способов: курсивом или р а з р я д к о й во всей работе |
Объект унификации | Параметры унификации |
Нумерация страниц | Сквозная, арабскими цифрами вверху в правом углу. Титульная страница и содержание не имеют номера страниц, отсчёт следует начинать со страницы, на которой располагается введение |
Количество строк на листе | 28–30 |
Объём курсовой работы без списка используемой литературы и приложений. | 30–35 листов |
ГОСТ Р 7.0.11.–2011 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу.
Следует избегать избыточных пробелов во всем тексте работы. Текст работы (за исключение заголовков и подзаголовков) должен быть выполнен с выравниванием по правому краю и с переносами в словах
Оформление заголовков.Заголовки структурных элементов «СОДЕРЖАНИЕ», «ВВЕДЕНИЕ», «РАЗДЕЛ II. …», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ» служат заголовками первого уровня. Заголовки первого уровня набираются без абзаца прописными (большими) буквами, обычным начертанием, без подчёркивания, без точки в конце, с выравниванием по центру.
Заголовки подразделов (параграфов), пунктов и подпунктов следует печатать с абзацного отступа строчными (маленькими) буквами кроме первой прописной, без точки в конце, обычным начертанием, не подчёркивая. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Переносы слов в заголовках не допускаются.
Такие структурные элементы, как введение, раздел, заключение, список литературы, приложения, начинаются с нового листа. Подразделы (и более мелкие элементы) является продолжением текста.
Расстояние между заголовком и последующим текстом составляет две пустые строки. Расстояние между последней строкой текста подраздела (пункта) и заголовком последующего подраздела (пункта) составляет две-три пустые строки. Межстрочный интервал в оформлении заголовков структурных элементов такой же, как и во всей работе – полуторный.
Не допускается разделение длинных заголовков на разные страницы и отделение заголовка от основного текста. Нельзя также оставлять название раздела, подраздела, пункта в конце страницы, если после него на листе размещено только одна-две строки текста. На странице после заголовка должно размещаться не менее трёх строк текста, в противном случае заголовок переносится на новую страницу.
Оформление приложений. Вверху посередине страницы указывается слово «ПРИЛОЖЕНИЕ», напечатанное прописными буквами. Каждому приложению присваивается буквенный индекс (прописные буквы русского алфавита, кроме Ё, З, Й, О, Ч) и содержательный заголовок, который записывается отдельной строкой посередине листа без абзаца с прописной буквы.
Оформление ссылок.Ссылки приводят ко всем материалам, имеющим количественную, фактическую и персональную информацию. Библиографическую ссылку приводят арабскими цифрами в квадратных скобках и располагают в строку с текстом сразу после цитаты или упоминания труда. Точка ставится в конце предложения после квадратных скобок.
Ссылка на труды, которые в работе упоминаются только как источник информации, то запись предусматривает указания конкретных страниц, например: «Изучением данного вопроса занимались такие учёные, как М. М. Гродзинский [25], М. С. Строгович [36] и многие другие». Порядковый номер указывает, под каким номером цитируемые труды располагаются в Списке использованных источников и литературы.
Если объектов ссылки несколько (ряд авторов или несколько работ одного и того же автора), то их оформляется комплексная библиографическая ссылка, где в алфавитном порядке отмечаются порядковые номера нужных источников, разделённые точкой с запятой. Например: «Исследованиями ряда авторов [15; 38; 103] установлено, что…»
При ссылке на конкретный фрагмент текста указывают сначала порядковый номер источника в списке, затем через запятую – номер страницы (страниц). Например, в тексте: [10, с. 81] или [10, с. 101–102].
В списке:
10. Бердяев Н. А. Смысл истории / Н. А. Бердяев. – М. : Мысль, 1990. – 175 с.
В случаях, когда необходимо указать страницы цитируемых работ в сочетании с общими номерами остальных источников, применяются комбинированные ссылки, например: «Как видно из исследований последних лет [12; 34; 52, с. 14–19; 64, с. 21–23]».
Если авторское примечание относится к отдельному слову, то знак ссылки должен стоять непосредственно у этого слова, если же к предложению (или группе предложений), то в конце. Знак ссылки ставится перед запятой и точкой, но после многоточия, вопросительного и восклицательного знаков. Желательно, чтобы информация, приведённая в квадратных скобках, располагалась на одной строке. Избежать разрыва данных, приводимых в ссылке, можно используя неразрывный пробел. При невозможности расположить объёмную ссылку на одной строке, следует объединить неразрывным пробелом данные одного источника, т. е. не разрывать номер в списке и страницы из этого издания.
Оформление цитат. Научный этикет требует точного воспроизведения цитируемого текста: без изменения его смысла и с сохранением оригинальных грамматических форм, правописания и пунктуации, наличествующих в первоисточнике. Цитирование не допускает также произвольного сокращения авторского текста. Если пропуск слов, предложений, абзацев всё же необходим, то авторский текст не должен быть искажён. Пропуски в процессе сокращения цитаты (в начале, внутри или в конце) обозначаются многоточием, заключённым в угловые скобки (<...>). Если перед изъятым текстом или за ним стоял знак препинания, то он не сохраняется.
Текст цитаты заключается в кавычки. Если цитату оформляют как прямую речь с сопровождением словами автора ВКР, то применяют соответствующие знаки препинания по схеме: «Цитата, – слова автора, – цитата».
В случае необходимости использовать цитату, на которую ссылается исследователь, труд которого вы прорабатываете, но вы не можете обратиться к первоисточнику, возможно размещение цитаты со ссылкой на другого автора, которая сопровождается пометой: «цит. по:» с указанием ссылки на источник заимствования, например: [цит. по: 22, с. 45].
Если автор, приводя цитату, курсивом или разрядкой выделяет в ней некоторые слова, то после цитаты в круглых скобках приводится пояснение характера выделения с указанием инициалов (имени и фамилии) того, кто внёс изменения в цитату, например: (курсив наш. – Л. И.) или (разрядка автора).
Кавычки также употребляются для оформления на письме прямой речи, названий и отдельных слов, употреблённых не в своём обычном значении, используемых в ироническом смысле и т. п.
По рисунку различают следующие виды кавычек:
1) французские кавычки («ёлочки»);
2) немецкие кавычки („лапки“);
3) английские двойные кавычки (“ ”);
4) машинописные (компьютерные) двойные кавычки (" ").
Кавычки, традиционно используемые в русском языке, это французские «ёлочки», а для внутренних кавычек — немецкие „лапки“. Но возможны и другие комбинации технических вариантов написания кавычек, главное, единообразие во всей работе. При «вложении» закавыченного текста кавычки одного рисунка не повторяются: «Наиболее ранняя формулировка, Парадокса лжеца: „Я всегда лгу“».
В работе допускается использование внутритекстовых и подстрочных сносок, в основном для перевода слова, разъяснения его этимологии или иной информации не библиографического характера. Подстрочная сноска нумеруется арабскими цифрами, причем нумерация начинается с начала каждой страницы, на которой такая сноска имеется. Текст сноски выполняется в том же виде, что и основной текст работы, размер кегля шрифта 12, одинарный межстрочный интервал.
Оформление инициалов. В тексте работы не допускается использование фамилий без инициалов (одиночных или двойных). Инициалы всегда (кроме списка использованных источников) должны стоять перед фамилией через пробел (например, И. И. Иванов). Пробелом разделяются и сами инициалы. Инициалы не разбиваются и не отделяются от фамилии при переносе на новую строку, поэтому в их наборе рекомендуется использовать неразрывный пробел. Фамилию следует переносить вместе с инициалами. Единообразие в использовании одного из написаний фамилии – с двумя инициалами (В. В. Иванов) или с одним (В. Иванов) – обязательно в официальных текстах, а в научно-исследовательских работах эта норма носит рекомендательный характер.
Оформление библиографического списка. Компетентно составленный и грамотно оформленный список литературы является в определённой мере выражением научной культуры и научной этики.
В ВКР список литературы оформляется по следующим правилам:
1) нумерация сквозная, арабскими цифрами;
2) печать каждой позиции с абзацного отступа;
3) в конце каждого библиографического описания – точка;
4) расположение записей алфавитное (наиболее популярное) – по алфавиту заголовков (авторов или заглавий), либо по упоминанию в тексте.
При группировке материала на источники и литературу, источники можно выделить из общего списка в самостоятельную условную часть, сохраняя сквозную нумерацию. Авторский комплекс (т. е. произведения одного автора) составляют по алфавиту заглавий. Авторов-однофамильцев располагают в алфавите их инициалов. Упоминание источника в списке однократное, независимо от частоты ссылок на него в тексте работы.
Библиографическая запись в списках использованных источников состоит из заголовка и библиографического описания и в списке оформляются следующим образом:
Описание целого документа | ||
Описание официальных документов | Конституция Российской Федерации [Текст] : офиц. текст. – М. : Маркетинг, 2013. – 39 с. О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы [Текст] : Указ от 31.12.2005 № 1574 // Российская газета. – 2006. – 12 января. – С. 10–12. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014). – М. : Омега-Л, 2014. – 134 с. О рынке ценных бумаг [Электронный ресурс] : ФЗ от 22.04.1996 № 39-ФЗ, ред. от 06.12.2006. – Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc;base=LAW;n=148531. | |
Описание целого документа | ||
Книга одного автора | Сычёв М. С. История Астраханского казачьего войска : учеб. пособие / М. С. Сычёв. – Астрахань : Волга, 2009. – 231 с. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования. От деятельности к личности : учеб. пособие для студ. обуч. по направлению и спец. психологии [Текст] / С. Д. Смирнов. – 3-е изд., стер. – М. : Aкадемия, 2007. – 394 с. | |
Книга двух или трёх авторов | Сенько Ю. В. Педагогика понимания : учеб. пособие для слушателей системы дополнительного профессионального пед. образования / Ю. В. Сенько, М. Н. Фроловская. – М. : Дрофа, 2007. – 191 с. Белякова Л. И. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи / Л. И. Белякова, Н. Н. Гончарова, Т. Г. Шишкова. – М. : Книголюб, 2005. – 55 с. | |
Описание книги четырёх и более авторов | Маркетинговые исследования в строительстве : учеб. пособие для студентов спец. «Менеджмент организаций» / О. В. Михненков, И. З. Коготкова, Е. В. Генкин, Г. Я. Сорока. – М. : Гос. ун-т управления, 2005. – 59 с. Педагогика : в 2 ч. : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Б. З. Вульфов [и др.]; под ред. П. И. Пидкасистого. – Ч. 1 : Педагогика. – М. : Высш. образование, 2007. – 431 с. | |
Описание тома из многотомного издания | Большая Российская энциклопедия : в 30 т. / Ред. Ю. С. Осипов, С. Л. Кравец. – М. : Большая Рос. энцикл., 2008. – Т. 12 : Исландия–Канцеляризмы. – 767 с. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. / Л. С. Выготский. — М. : Педагогика, 1983-1984. – Т. 6 : Научное наследство / Под ред. М. Г. Ярошенко. –1984. – 400 с. | |
Сборник статей | Труды по русской истории : сб. статей в память о 60-летии Игоря Васильевича Дубова / ред. Ю. Г. Алексеев [и др.]. – М. : Парад, 2007. – 614 с. | |
Описание диссертации и автореферата диссертаций | Сиротко В. В. Медико-социальные аспекты городского травматизма в современных условиях : дис. … канд. мед. наук : 14.00.33 / Сиротко Владимир Викторович. – Витебск, 2006. – 183 с. – Библиогр.: с. 176–183. Сиротко В. В. Медико-социальные аспекты городского травматизма в современных условиях : автореф. дис. … канд. мед. наук : 14.00.33 / Сиротко Владимир Викторович. – Витебск, 2006. – 17 с. | |
Описание книги на иностранном языке | Spears R. A. Dictionary of American Slang and Colloquial Expressions / R. A. Spears. – Special ed. – London : Oxford-Press, 1991. – 528 p. |
Описание составной части документа (статей) | ||
Описание статьи из журнала | Самойлюк Л. А. К проблеме компенсации заикания в подростковом возрасте / Л. А. Самойлюк // Дефектология. – 2009. – № 5. – С. 29–28. Потапова Р. К. К опыту создания баз данных неологизмов молодёжной речи конца ХХ – начала ХХI в. / Р. К. Потапова, В. В. Потапов, К. А. Тихонова // Вестник МГУ. Сер. «Филология». – 2003. – № 5. – С. 117–127. | |
Описание газетной статьи | Кригер И. Бумага стерпит / И. Кригер // Новая газета. – 2009. – 1 июля. | |
Статья из сборника | Рудакова Л. В. Развивающее общение в процессе обучения математике / Л. В. Рудакова // Педагогическая культура «Школы практического гуманизма». – М., 2008. – С. 128–134. Добродомов И. Г. Ещё раз об этимологии слова олух / И. Г. Добродомов // Этимология. 2000-2002 / РАН; отв. ред. Ж. Ж. Варбот. – М. : Наука, 2003. – С. 120–126. |
Электронные ресурсы | ||
Материал, имеющий электронную и печатную версии | Выготский Л. С. Собрание сочинений : в 6 т. / Л. С. Выготский; под ред. М. Г. Ярошенко. – М. : Педагогика, 1984. – Т. 6 : Научное наследство. – 400 с.; То же [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://elib.gnpbu.ru/text/vygotsky_ss-v-6tt_t6_1984/fs,1/. | |
Ресурсы локального доступа | Александр и Наполеон: история двух императоров [Электронный ресурс] / Музей-панорама «Бородинская битва», Интерсофт. – М. : Интерсофт, сор., 1997. – 1 электрон, опт. диск (CD-ROM). Интернет шаг за шагом : интерактивный учеб. [Электронный ресурс]. – СПб. : ПитерКом, 1997. – (CD-ROM). | |
Ресурсы удалённого доступа | Российская государственная библиотека [Электронный ресурс] / Центр информ. технологий РГБ; ред. Т. В. Властенко; Web-мастер Н. В. Козлова. – Электрон, дан. – М. : Рос. гос. б-ка, 1997. – Режим доступа: http//www.rsl.ru. Филиппова Л. Я. Создание контента (содержания) библиотечных веб-сайтов учебных заведений (из зарубежного опыта) [Электронный ресурс] // Научные и технические библиотеки. – 2002. – № 2. – С. 30–34. – Режим доступа: http://www.gpntb.ru/win/ntb/2002/2/f02_10.htm. Яковлев В. Путь к безвизовым соглашениям [Электронный ресурс] // ФМС России [Офиц. сайт]. 27.02.2009 г. – Режим доступа: http://www.fms.gov.ru/press/publications/news_detail.php?ID=27272. О жилищных правах научных работников [Электронный ресурс]: постановление ВЦИК, СНК РСФСР от 20 авг. 1933 г. (с изм. и доп., внесенными постановлениями ВЦИК, СНК РСФСР от 1 нояб. 1934 г., от 24 июня 1938 г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». Лэтчфорд Е. У. С Белой армией в Сибири [Электронный ресурс] // Восточный фронт армии адмирала А. В. Колчака: [сайт]. [2004]. URL: http://east-front.narod.ru/memo/latchford.htm (дата обращения: 23.08.2007). В ссылках на ресурсы удаленного доступа, обязательно указание даты Вашего последнего обращения к указанному интернет адресу. |
Во введении указывается актуальность темы исследования и в целом исследуемой проблемы. Это одно из важнейших требований к выпускным квалификационным работам, свидетельствующее об их теоретической и/или практической значимости. Актуальность выявляется в свете современного состояния развития юридической науки и потребностей судебно-следственной практики.
Цель исследования предполагает чёткое понимание того, зачем выполняется работа по данной теме, какую проблему (объект исследования) работа должна решить. Задачи исследования - это то, что необходимо сделать в работе, для решения проблемы, указанной в цели. Цель и задачи должны быть конкретными и ясными. Для этого рекомендуется использовать такие глагольные формы и речевые обороты, как «изучить», «рассмотреть», «установить», «провести анализ», «создать модель», «выявить связь», «оценить уровень» и др. Описание задач должно представлять собой определённую последовательность: вначале, обычно, даётся оценка использованных источников (обзор литературы, которую студент изучил самостоятельно), затем описывается ход исследования, анализ данных, подведение итогов наблюдений и умозаключений. Цель и задачи должны быть конкретными и ясными. Для их формулировки рекомендуется использовать такие глагольные формы и речевые обороты, как «изучить», «рассмотреть», «установить», «провести анализ», «создать модель», «выявить связь», «оценить уровень» и др.
Методологическая основа исследования
Теоритическая основа исследования
Научная новизна
5. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ является наиболее важным и трудоёмким разделом, она составляет примерно 70-80% текста. Исследовательская часть состоит из нескольких разделов. В основной части работы выделяются, по крайней мере, два раздела, каждый имеет название и состоит из подразделов (параграфов). Рекомендуется курсовую работу выполнять в виде двух-трёх разделов. Разделы при необходимости могут делиться на подразделы. Все разделы должны быть примерно равны по объёму. Заголовки разделов и подразделов отделяются от последующего текста пробелами.
Название разделов должно быть отличным от названия темы и не повторять название раздела. Содержание подразделов и параграфов должно иметь внутреннюю логическую связь, а его раскрытие следует вести последовательно и аргументированно. Содержание должно соответствовать заявленной теме, быть фактологически верным и аргументированным.
Первый раздел, как правило, носит общетеоретический характер: раскрывает историю вопроса, содержит описание проблем, анализ существующих теорий, концепций, методик исследования. Второй раздел обычно носит аналитический характер. В нём раскрывается основное содержание исследуемой темы, анализируются и систематизируются данные источников и литературы по выбранной теме, а также рассматривается собранный фактический материал. Третий раздел носит собственно исследовательский характер. В нём подводится итог, фиксируются конкретные результаты, к которым пришёл автор в ходе проведённых изысканий. Также излагаются конкретные предложения, направленные на дальнейшее более глубокое изучение затронутых в работе теоретических и практических вопросов. Все разделы должны быть примерно равны по объёму.
Каждый раздел рекомендуются заканчивается краткими выводами.
6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. В Заключении приводятся главные выводы, характеризующие в сжатом виде итоги проведённого исследования. Заключение оформляется в виде связного текста, разделённого на абзацы в соответствии с содержанием работы. Выводы должны быть чёткими, содержательными, а по форме – краткими и лаконичными и носить аналитический характер. В Заключении не допускается повторение содержания введения и основной части, в частности, выводов, сделанных в конце разделов. В заключении содержится оценка проведённого исследования, говорится о том, насколько достигнута цель и решены задачи, поставленные во введении. При описании полученных результатов делается заключение о том, насколько они расширяют или дополняют уже существующие теоретические положения, опровергают или подтверждают их. В завершающей части заключения следует наметить возможные перспективы дальнейших исследований по проблеме, а также дать рекомендации по применению результатов исследования.
7. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ – является частью справочного аппарата курсовой работы, в нём заключена библиографическая информация о научно-исследовательских трудах, которые стали объектами ссылки. Список располагается после Заключения и предшествует Приложениям. Так же, как Введение, Заключение и Приложения этот структурный элемент работы не нумеруется и располагается на новой странице. Список использованных источников может формироваться по мере упоминания в тексте либо в алфавитном порядке. Допускается список использованных источников условно разделить на несколько частей: Список нормативно-правовых актов, Список литературы, Список архивных материалов и материалов практики. При составлении списка нормативно-правовых актов, последние приводятся в зависимости от их юридической силы. Нормативно-правовые акты, имеющие одинаковую юридическую силу приводятся в алфавитном порядке либо по дате принятия. Нумерация списка использованных источников и литературы – сквозная, не зависимо от разделения на условные части. Ориентировочное количество использованных в ВКР источников – 20-25 шт.