Я всегда стараюсь поступать так, чтобы не подвести людей, которые меня окружают. Этому я хочу научить своих учеников.
Н.М. Золотарёва
ПРАВИЛА НАШЕЙ ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ
(Мастерская о нормах поведения для подростков)
Мастерская проводилась в классе, где много проблем с дисциплиной, и поэтому была выбрана тема «Правила нашей школьной жизни».
Входя в класс, учащиеся выбирали жетоны зелёного, красного, синего и жёлтого цветов, на основе которых они объединились в четыре группы.
Учащимся было предложено рассмотреть фотографии, на которых запечатлены дорожно-транспортные происшествия, и ответить на вопрос: Почему такие события могли произойти? Почувствовав затруднение учащихся, которые подбирали определение к слову «правило» раздаем набор карточек-подсказок. Группа, закончившая работу первой, прочитала: «Правило - постановление, предписание, устанавливающее порядок работы чего-нибудь».
Затем учащиеся вспоминают, известные им правила. Ответы записываются на доске.
Правила:
- поведения в общественных местах;
- русского языка;
- перевозки грузов;
- дорожного движения;
- техники безопасности;
- пожарной безопасности;
- содержания животных;
- внутреннего распорядка в больнице;
- гигиены.
После этого предлагаем ответить на вопрос:
- Для чего нужно выполнять эти и многие другие правила?
Учащиеся делятся своими соображениями и приходят к выводу, что выполнение правил помогает создать условия для успешной и безопасной жизни и работы. Далее каждая группа, перечитав правила для учащихся нашей школы, выписывает 3-4 наиболее важные пункта и аргументирует свой выбор.
По окончании группы обмениваются своими работами по часовой стрелке, читают выбранные правила и объясняют свой выбор. Авторы, прослушав комментарий, говорят, совпали ли точки зрения соседей с их собственными. В результате мы выяснили, что мнения участников о том, почему нужны те или иные правила в разных группах, совпали.
Затем было предложено обсудить вопрос:
- Для чего нужно выполнять правила для учащихся?
Во время выступления учащиеся не должны были повторять аргументы своих товарищей. Ученики отметили, что правила для учащихся нужны для того, чтобы в школе и в классе был порядок, чтобы была обеспечена безопасность для жизни учеников и учителей, условия для успешной учебы, для сохранения здоровья.
Следующим этапом работы была разработка 5-6 правил жизни нашего класса. Ученики работали в группах, оформляя правила на отдельных листках, которые затем были вывешены на доске.
После этого представители от каждой группы соединили все правила в один документ. Остальные в это время анализировали свое поведение: на однойполовине листа перечислили правила, которые они выполняют, на второй - записали те, над которыми надо еще предстоит работать. Учащиеся сами решали, подписывать ли работы, но оказалось только две анонимных работы. Большинство оценило себя объективно, особенно порадовало то, что и «трудные» проанализировали своё поведение самокритично.
В это время редакционная группа, закончив работу, прочитала правила 8 «г» класса:
1. Соблюдаем дисциплину.
2. Ценим достоинство своё и товарищей.
3. Дорожим честью класса.
4. Помогаем друг другу.
5. Уважаем старших.
6. Бережно относимся к имуществу школы и товарищей.
7. Выполняем требования классного руководителя.
8. Не грубим учителям.
9. Соблюдаем гигиену и порядок в классе.
10. Не опаздываем и не прогуливаем уроки.
11. Не ленимся.
12.Принимаем активное участие в жизни класса.
13. Мастерская закончилась ответом на вопрос:
- Что ты думаешь о смысле проделанной работы? Вот некоторые из ответов:
- Мне понравилось, что мы вместе работали (Павел Л.).
- Мне было интересно работать над правилами нашего класса (Юля Л.).
- Я чувствовала себя комфортно, потому что мы работали дружно (Марина Ш.).
- Я думаю, что правила, которые мы составили, помогут нам лучше учиться (Аня Б.).