Парадигма (от греч. рагас/е'щта — пример, образец) — теория (модель, тип построения проблемы), принятая в качестве образца решения исследовательской задачи.
Педагогическая парадигма — теоретические положения, позволяющие сформулировать и внедрить в практику целостные модели образования, принципиальные для научно-педагогического сообщества ученых^теоретиков и педагогов-практиков, их создающих, развивающих и воплощающих в жизнь.
Личностно отчужденная парадигма строится на признании приоритета культуросообразных характеристик образования. Логика образовательного процесса может быть представлена как движение от определенных взрослым программ — к ребенку. Основная цель школы — передача максимально возможного количества из всех накопленных человечеством научных, технических, исторических, социальных знаний, опыта и т.п. Возможности, желания, потребности личности ребенка учитываются в меньшей степени (или не учитываются).
Личностно ориентированная парадигма опирается на антропологический подход, в основе которого лежит принцип природо-сообразности. Здесь логика образовательного процесса противоположна: от ребенка — к программам. Школа должна руководствоваться природой ребенка, его задатками и способностями, возможностями, интересами, потребностями. Ребенок -— центр, начало и конец всего. Аспект его личности и характера много важнее содержания учебного предмета. Знания не внедряются извне, учение есть процесс активный, основывающийся на органической ассимиляции, исходящий изнутри. Не программа, а ребенок должен определять количество и качество обучения.
ФУНКЦИИ Не менее сложным для общества остается вопрос о ведущей функции школы. Традиционно определяется приоритетность трех основных составляющих — обучения, воспитания, развития.
Принципиальные расхождения по вопросу о ведущей функции школы оформились в дискуссию о роли, возможности и не-
обходимости формирования коллективизма («общественности», как отмечал русский мыслитель и педагог П.Ф.Каптерев). Известно, что собственно обучение более эффективно, когда оно индивидуально. С другой стороны, вся внешкольная и будущая жизнь ребенка связаны с существованием в многочисленных коллективах (обществе в целом). Учебное заведение, считал философ В. В. Зеньковский, должно быть «органом социального воспитания», цель которого — привитие учащемуся высших идеалов общественности и воспитания, «вкуса» к социальной деятельности, способной поднимать человека над эгоистично-личным, имеющим интенцией дух общечеловеческой солидарности.
Альтернативная точка зрения сформулирована представителями критической педагогики: П.Фрейре (Бразилия), А.Жиро, П. Макларен, М. Грин, Дж. Козол (США) и др. К понятию «школа» близки понятия «школение», «испытание школой», «дорога смирения», сопряженные с понятием «несовпадение с жизнью». Отечественные педагоги и ученые подчеркивают, что спутники школьного образования — принятие учащимися социальных норм мышления ценой отречения, отказа от своего «Я» и подчинения его логике иного; наполнение учащегося отчужденными знаниями.
Представители критической педагогики указали еще на один предмет разногласий: оценку возможностей школы по подготовке человека к реальной жизни и позицию школы по отношению к существующим социальным условиям. Известны различные суждения:
а) школа оторвана от реальных процессов, происходящих в обществе, от жизни. Ее задача — сохранять и транслировать бесспорные, проверенные временем истины и ценности. «Добродушные писатели, мечтающие о торжестве новых идей посредством школы, упускают из виду только одно крошечное обстоятельство, именно то, что школа везде и всегда составляет самую крепкую и неприступную цитадель всевозможных традиций и предрассудков, мешающих обществу мыслить и жить сообразно с его действиями и потребностями. Все члены общества, питающие искреннюю или притворную нежность к традициям и предрассудкам, охраняют школу от влияния новых идей так же старательно, как старая нянька охраняет своего питомца от дурного глаза. Все бескорыстные или корыстные приверженцы укоренившихся заблуждений понимают как нельзя лучше, что если новая идея заберется в школу и успеет в ней утвердиться, тогда эта новая идея по прошествии двух-трех десятилетий, а может быть и раньше, охватит своим влиянием все жизненные отправления и стремления общества», — писал Д. И. Писарев1;