Терминологический комментарий. Научная парадигма (Куна) – «теория (или модель постановки проблем), принятая в качестве образца решения исследовательских задач» (Философский

Научная парадигма (Куна) – «теория (или модель постановки проблем), принятая в качестве образца решения исследовательских задач» (Философский энциклопедический словарь, с. 460).

Послетекстовые задания

1. Выпишите из статьи слова, значение которых вам непонятно. Используя известные вам словари, определите дефиниции этих слов.

2. Какая парадигма доминирует в современной лингвистике?

3. Каким образом формируются аксиомы лексикологии? Для чего они нужны?

4. Перечислите основные аксиомы лексикологии. Какие из них вам были (хотя бы в какой-то степени) известны?

5. Чем отличаются друг от друга аксиомы, закономерности и гипотезы?

6. Назовите основные закономерности, описанные в тексте статьи. Какие из них вам уже были известны?

ИТОГОВЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Типы лексического значения слова, типология сем – классификации семантических единиц, представляющие различные подходы к понятию «лексическое значение слова». Укажите соответствия, которые можно обнаружить между этими и другими известными вам классификациями.

Например, можно обнаружить связь между такими единицами: свободное/связанное значение – потенциальная сема (проявляется только в определенном контексте) – синтагматическое измерение слова – лексико-семантическая валентность. Все эти единицы связаны с синтагматическими отношениями в лексике.

2. Рассмотрите различные методы анализа лексического значения слова, используемые разными авторами. Обратите внимание на то, как необходимо оформлять в тексте примеры употребления лексемы, значение слова.

3.Докажите что семантическая информация может по-разному быть представлена в различных словарях:

а) соотношение полисемии и омонимии в толковом словаре и словаре омонимов;

б) толкование синонимов в толковом словаре и словаре синонимов;

в) толкование антонимов в толковом словаре и словаре антонимов.

Найдите цитаты из статей, подтверждающие некоторую субъективность лексикографической информации.

4. Какие имена лексикологов вам известны? Что вы о них знаете?

5. Какие разделы связаны между собой? Как эта связь проявляется в реферируемых вами источниках?

6.Какие лексикографические проблемы становятся источником эволюции лексикологии и лексической семантики? В каких статьях есть указание на эту взаимосвязь?

7.В каких отношениях находятся лексическая семантика и лексикология (с традиционной точки зрения, с точки зрения современной науки).

8.Рассмотрите статьи, предложенные для реферирования, с точки зрения представленности в них позиций лексикологии; лексической семантики.

9.Проанализируйте лингвистический комментарий. Если вам неизвестен лингвистический термин, к каким лексикографическим источникам вы можете обратиться?

10.Опишите основные тенденции, характерные для современной лексической системы.

11.Назовите основные проблемы современной лексикологии и лексической семантики.

ПРИЛОЖЕНИЕ. ОБРАЗЦЫ РАЗБОРОВ

Наиболее компактно лексико-семантическая информация может быть представлена в таблицах и схемах. Способ организации материала лексико-семантического анализа многозначного слова, омонимов, синонимов и антонимов описан в учебнике (Е.И. Дибровой и др. Современный русский язык. Ростов-на-Дону, 1997), страницы соответственно 143-144, 151, 156, 163.

Таблица 1. Лексико-семантический анализ многозначного слова.

Слово Лексико-семантические варианты (ЛСВ) Типы ЛЗ Зависимости ЛСВ
прям./ перен. мотив./немот.. своб./связ.
золото     радиальная связь   Терминологический комментарий. Научная парадигма (Куна) – «теория (или модель постановки проблем), принятая в качестве образца решения исследовательских задач» (Философский - student2.ru Терминологический комментарий. Научная парадигма (Куна) – «теория (или модель постановки проблем), принятая в качестве образца решения исследовательских задач» (Философский - student2.ru   1. ‘Драгоценный металл желтого цвета, употр. как мерило ценностей’     2. ‘Собир. монеты или изделия из этого металла’   3. ‘Позолоченные шелковые нити’     4. ‘О ком-чем-н., имеющем большие достоинства, дорогом для кого-н.’     прям.     перен.   перен.   перен. немот.     мотив.   мотив.   мотив. своб.     своб.   своб.   Связ., синтаксичекси ограничено   -     2 ® 1   3 ®1   4 ®1  

Типы семантических отношений ЛСВ Семный состав ЛСВ и семные связи ЛСВ Виды семной связи Способы выражения семной связи ЛСВ
Типы переноса Разновидности переноса
-     метоним.   метафора   метафора   -     материал ® изделия из этого материала     перенос по сходству цвета   перенос по сходству эмоцион. оценки   металл’ ‘драгоценный’ ‘желтого’цвета’ ‘мерило’ ‘ценностей’   ‘изделия’ ‘из’ ‘этого’ ‘металла’ ‘нити’ ‘позолоченные’ ‘шелковые’   ‘о’‘ком-чем-н.’ ‘имеющем’ ‘большие’ ‘достоинства’ ‘дорогом’ ‘для’ ‘кого-н.’   -     гиперо-гипони мическая связь     гипо-гипони мическая связь   -     эксплицитная     эксплиц.  

Лексический анализ слова (ЛСВ)

1. Используя толковый словарь (С.И. Ожегова, МАС, БАС), определите узуальное значение слова.

2. Сравните узуальное значение слова со значением, используемым автором; на основании анализа сделайте вывод об узуальности / окказиональности значения, используемого автором.

3. Дайте лексический анализ ЛСВ с точки зрения происхождения, активного и пассивного словарного запаса, употребления, экспрессивно-стилистической окраски.

Образец:

Глаголом жечь сердца людей (А.С. Пушкин).

Глагол – 2. Речь, слово (стар.) (Словарь русского языка С.И. Ожегова); узуальное;

1) заимствовано из цслав. вм. русск. *гологол (Этимологический словарь русского языка М. Фасмера); 2) пассивного словарного запаса, устаревшее, архаизм, лексико-семантический архаизм; 3) общеупотребительное; 4) окрашено, кн., высок.

Только затих народ в ауле, Жилин полез под стену, выбрался (Л.Н. Толстой).

Аул – селение (на Кавказе, в Средней Азии) (Словарь русского языка С.И. Ожегова); узуальное;

1) заимствовано из тюркских языков – тат., казах. (Этимологический словарь русского языка М. Фасмера); экзотизм; 2) активного словарного запаса; 3) общеупотребительное; 3) нейтральное.

И вдруг подходит развратной походкой к блюду и цоп с кремом и жрет(М. Зощенко).

Жрать – Жадно есть (о животных; о человеке – просторечие) (Словарь русского языка С.И. Ожегова); узуальное;

1) исконно русское, общеславянское (Этимологический словарь русского языка М. Фасмера); 2) активного словарного запаса; 3) общеупотребительное; 4) окрашено, грубо-просторечное – вульгаризм.

Она кушает, а я с беспокойством по карманам шарю, смотрю рукой, сколько у меня денег (М. Зощенко)

Смотреть – Направлять взгляд, чтобы увидеть кого-что-н. (Словарь русского языка С.И. Ожегова); в данном контексте – щупать, т.е. направлять действия руки, чтобы подсчитать деньги в кармане (выделены общие с узуальным значением компоненты), окказиональный перенос.

1) исконно русское; 2) пассивного словарного запаса, окказионализм; 3) общеупотребительное; 4) окрашено, просторечие.

Наши рекомендации