Ситуации выбора: выбора деятельности, общения, позиции, социальной роли.

Ситуации выбора являются одним из механизмов «воспитания в свободе». О.Газман ввёл даже понятие «свободоспособность человека»,- т.е. способность самостоятельно строить свою судьбу, реализовывать свои планы, осуществлять собственный индивидуальный выбор. Он же считал, что на смену педагогике необходимости должна прийти педагогика свободы целью которой является «выращивание» индивидуальности каждого ребёнка через самопознание и самостроительство.

Свободу же ребёнка С.И.Гессен назвал даже не целью воспитания, а его заданием. То есть вопрос, как смоделировать такое воспитание

(взаимодействие, деятельность, отношения, общение, «дух школы», … что-то ещё?), что бы оно, воспитание, воспитывало свободоспособного человека,- этот вопрос становится в школе ведущим. Ответ на него крайне сложен. Для его решения Караковский В.А. предлагает создавать в школьной практике такие ситуации, проживая которые, ребёнок:

- в большей степени осознавал бы себя, свои сущностные характеристики,

- рефлексировал бы свои отношения и деятельность,

- учился бы делать нравственный выбор,

- учился бы самостоятельно принимать решения и их реализовывать, -

то есть, ситуации, которые помогали бы (не мешали) выстраивать личностный процесс достижения свободы.

Понимая, что любой внешний контроль даёт власть над любой ситуацией, и что чем больше наблюдения за ребёнком, тем меньше у него свободы, педагоги-новаторы считают, что в жизни ребёнка (как и любого человека) обязательно должно быть некое пространство, где он становится «ненаблюдаемым», куда не проникает ничей взор, где он прислушивается к себе и учится самостоятельно мыслить, выбирать, решать, делать.

Самыми распространёнными из разряда «ненаблюдаемых» являются ситуации выбора, в первую очередь,- наедине с собой. Они же являются своеобразным механизмом «воспитания в свободе».

Среди ситуаций выбора исследователи выделяют:

1)- ситуации выбора деятельности (учебной, внеклассной, и пр.),

2)- ситуации выбора общения (деловое-межличн., одно-разновозрастное)

3)- ситуации выбора позиции,

4)- ситуации выбора социальной роли (лидер, орган-ор, исполнитель).

Ситуации выбора деятельности хорошо иллюстрируются технологией коллективной творческой деятельности: шесть стадий КТД позволят «проиграть» алгоритм коллективного выбора предстоящей деятельности. Можно также использовать схему сбора коллективного планирования, или выбора на уроке способов решения задачи или доказательства гипотезы.

Ситуации выбора общения. Для педагога необходимо хорошо представлять стили и модели общения, обладать педагогическим тактом и уметь выстраивать логику основных этапов общения (см.ранее). Что касается детей, то для них наиболее эффективными являются специальные упражнения /тренинги на развитие навыков эмпатии, общения, взаимодействия.

Ситуации выбора позиции. Их можно проиллюстрировать игрой-дискуссией «Калоши счастья», или «Да-Нет-Не знаю», а также- решением т.н. дилемм Кольберга. Американский педагог Л.Кольберг считал, что необходимо формировать «моральное сознание» личности через инициирование и обсуждение с детьми разнообразных ситуаций (реальных и вымышленных), требующих личного нравственного выбора и решения. Он считал, что моральное сознание личности, понимание того, что надо сделать, а от чего следует отказаться,- понимание этого является важнейшим фактором активности личности, позволяющим не идти на компромисс со своей совестью, не подчиняться требованиям извне, если человек сомневается в их правильности.

(Примеры дилемм: Гребенюк О.С. Научно-методическое обеспечение курса общей педагогики.- Калининград, 1997, С. 71-76.

Примеры ситуаций выбора: Щуркова Н.Е. Классное руководство: игровые методики.- М.: 2002).

Ситуации выбора социальной роли. Это игровые ситуации, в которых ставится групповая задача, и в процессе её решения естественным путём выделяются лидеры и исполнители.

СРС 4: Подготовьте к «проигрыванию» на занятии примеры всех 4х видов ситуаций выбора (по командам).Прокомментируйте технологию их организации.

(См. также: Соловцова И.А. Духовное воспитание в православной и светской педагогике.-В-д.: Перемена, 2006. С.186-198, -о ситуациях выбора.)

Наши рекомендации