Для переписки1 19002, Мо)2, Москва, а/я 9. тел./факс(495) 585 0 587
Ulla Kiesling
Sensorische Integration im Dialog
Улла Кислинг
Сенсорная интеграция в диалоге
Понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие
Под редакцией Е.В. Клочковой
Verlag modernes lernen - Dortmund Москва Теревинф 2010
УДК 159.922.7:159.939.93 ББК 88.8 К44
Кислинг, Улла. Сенсорная интегртеграция в диалоге : понять ребенка, распознать проблему, помочэмочь обрести равновесие / Улла Кислинг; под ред. Е.В. Клочковой; |юй; [пер. с нем. К.А. Шарр]. - М.: Теревинф, 2010. - 240 с. ISBN 97N 978-5-4212-0003-1.
"Книга немецкого терапевта Уллы Кислинг продолжает публикации, посвященные сенсорно - интегративной терапии. Автор - специалист с огромным опытом практической работы - рассказывает читателям о своих находках и о том, как теоретические принципы сенсорной интеграции могут быть применены в конкретных ситуациях."
Книга адресованввана родителям и специалистам - неврологам, психологам, реабилитологам, педагогам и др.
Перевод с немецкяецкого Ксения Шарр
Фотографии УллаУлла Кислинг, Имке Кордтс, цирк Миньон
Дизайн и верстка стка Н.Э. Бернштейн
Научный редакторктор Е.В. Клочкова
Литературный реД редактор М.И. Соколова
Редактор М.С. ДиЛ. Дименштейн
Корректор Н.С. СсС. Самбу
Подписано в печать 26.10.16.10.2009. Формат 60x84/16
Гарнитура NewCentury Schcy Schoolbook. Печ. л. 15. Бумага офсетная. Заказ 8310
Издательство «Теревинф» шф»
для переписки1 19002, Мо)2, Москва, а/я 9. тел./факс(495) 585 0 587
эл. почта[email protected] cinf.ru сайтwww.terevinf.ru
Отпечатано в ОАО «ИПК «ИПК «Ульяновский Дом печати»
432980, г. Ульяновск, ул. Г(, ул. Гончарова, 14.
ISBN 978-5-4212-0003-1 (р)3-1 (рус.) ISBN 978-3-8080-0446-3 (нем.)
© «Теревинф», перево;ревод, оформление, 2009 © verlag modernes lens lernen, Dortmund, 2007
Содержание
Предисловие к русскому изданию.............................................. 8
Предисловие Инге Флемиг......................................................... 9
Неповторимое Я.................................................................... 11
Введение.............................................................................. 12
Основы сенсорной интеграции в диалоге.................................. 15
Вестибулярная система =
система поддержания равновесия................................................. 18
Тактильная система =
система кожной чувствительности =
экстероцепция...................................................................................... 26
Проприоцептивная система =
система кинестетического восприятия (мышечно-суставное чувство) =
восприятие собственной позы и движения.................................. 34
Кинестетическое восприятие и язык................................................... 42
Диалог................................................................................. 44
Кому может помочь терапия
по методу сенсорной интеграции в диалоге?......................... 58
Первая встреча - «наблюдающая диагностика».......................... 61
Характеристики поведения...................................................... 76
Младенец.................................................................................................... 76
Ребенок дошкольного возраста............................................................ 76
Ребенок школьного возраста................................................................ 76
Возможные причины нарушений............................................ 80
Идеальное помещение для проведения терапевтических занятий
по методу сенсорной интеграции в диалоге........................... 83
Размеры помещения................................................................................ 83
Свет, цвет и атмосфера в помещении для занятий......................... 84
Крупные терапевтические снаряды................................................... 86
«Ароматные вещества»
в помещении для терапевтических занятий................................ 93
Занятия в учебном бассейне................................................................. 94
Занятия на природе......................................................... 96
Использование музыки
на занятиях сенсорной интеграцией в диалоге.......... 96
Правила игры и границы
обеспечивают безопасность, уверенность
и помогают ориентироваться в пространстве.................. 98
Первое занятие.................................................................. 108
Доверие.......................................................................... 109
Значимость ошибки........................................................... 113
Примеры работы............................................................... 120
а) Беньямин, 1,2 года
(сильное отставание в развитии).............................. 120
б) Мартин, 2,5 года (по заключению врача,
здоровый ребенок, нездорова мать?)....................... 131
в) Флориан, 7 лет (проблемы в обучении,
нарушение поведения, гиперактивность)................. 139
г) Филипп, 7 лет («умственная отсталость»,
стереотипии, тики).................................................... 150
д) Амира, 14 месяцев (аутизм, эпилепсия,
задержка развития).................................................... 157
е) Пауль, 5 лет............................................................... 168
«Прислушиваться к мелодии ребенка».............................. 172
Отсутствие результата на занятиях? Развитие вспять?..... 174
Роль терапевта................................................................. 181
Роль родителей в терапии................................................ 186
Сотрудничество с воспитателями, учителями,
другими терапевтами и врачами.................................... 193
Мои мнимые уловки.......................................................... 198
Как найти подходящего терапевта?................................... 201
Идеальная детская комната для развития......................... 203
Сенсорная интеграция в диалоге
за пределами терапевтического кабинета..................... 205
Где лучше отдыхать..................................................... 212
Какие виды терапии разумно дополняют
сенсорную интеграцию в диалоге?................................ 215
Логопедия, коррекция речи.......................................... 215
Физическая терапия, эрготерапия................................ 216
Мартин Кливер (Гамбург).
Амбулаторный кабинет лечебной педагогики......................... 216
Мартин Кливер (Гамбург).
Занятия по раннему развитию на дому..................................... 217
Мартин Кливер (Гамбург). Лечебная эвритмия............................ 218
Метод Фельденкрайза.......................................................................... 219
Двигательная терапия - психомоторика......................................... 220
Терапевтические игры в воде............................................................. 221
Лечебная верховая езда (иппотерапия)........................................... 221
Кинезиология.......................................................................................... 222
Рейки.......................................................................................................... 222
Лотар Урсинус (гомеопат, Гамбург). Натуропатия.................... 223
Иоахим Купце (институт Томатиса в Гамбурге).
Метод доктора Томатиса............................................................... 226
Габриэле Каэхеле (Гамбург). Шиатсу для детей -
шиатсу в диалоге.............................................................................. 228
Интегративный
лечебно-педагогический/терапевтический цирк..................... 229
Когда заканчивается терапия?............................................... 231
«Финиш».................................................................................................... 233
Редко речь идет о том............................................................................ 234
Литература................................................................................................ 235
Введение
Пришло время, и я наконец решилась издать свои материалы по Сенсорной интеграции в диалоге в формате небольшой книги: желание писать не раз появлялось у меня после выступлений перед родителями, терапевтами и педагогами.
Я разрабатываю и применяю этот метод уже 16 лет. Я особенно благодарна Инге Флемиг, которая когда-то заставила меня «прыгнуть в холодную воду» и с тех пор много раз беседовала со мной, будучи необыкновенным наставником-супервизором. За те несколько недель, когда я проходила практику на ее врачебных приемах, она очень быстро заметила, что мне удается интуитивно установить диалог с детьми с тяжелыми нарушениями поведения и общения. Первым аутичным ребенком, с которым она позволила мне проводить терапию, была Ронни. Инге Флемиг тогда сказала мне: «Работайте интуитивно, собирайте материал. Позже, работая осознанно, вы поймете, что именно вы делаете».
Так началось приключение, которому, казалось, не будет конца.
Чтобы добиться более объективного контроля и получить возможность анализировать свою терапевтическую деятельность, я попросила доктора Рольфа Флемига как можно чаще снимать мои терапевтические занятия на видео. Вскоре мы стали работать так слаженно, что ни детям, ни мне присутствие камеры уже не мешало.
Те, кто видел на моих выступлениях некоторые из этих записей (всего их около трехсот), - могут это подтвердить. Огромный такт и глубокое понимание работы терапевта со стороны Рольфа Флемига позволяют зрителям участвовать в работе так, как если бы они присутствовали на занятиях. Сердечное ему за это спасибо!
Эти записи помогли мне больше узнать о том, что, собственно, делала я, и о том, что делали дети. Интуитивный метод работы хорош, но он таит в себе определенные опасности. Хоро-
ший терапевт не может ограничиваться одним лишь интуитивным методом.
Работать интуитивно и все же отдавать себе отчет в том, что ты делаешь, - нет ли здесь противоречия? Интуиция - это результат взаимодействия знания и опыта. И то и другое нам, терапевтам и педагогам, нужно накопить. Я думаю, что путь учения бесконечен.
За первые пять месяцев тесного сотрудничества с Инге Фле-миг я познакомилась со многими детьми с самыми разными проблемами. Инге Флемиг взяла меня с собой на семинар по повышению квалификации и попросила представить нашу работу выступлением и наглядными примерами. Я смонтировала первое видео о терапии посредством диалога и, сильно волнуясь, выступила на семинаре. Начался новый важный этап моей жизни.
Теперь мне нужно было яснее представлять себе, что именно я делаю, чтобы подробно отвечать на бесконечные вопросы родителей и терапевтов. Новая форма понимания начала приобретать определенные черты. Мне стало ясно, как плохо информированы родители и как мало они узнают о занятиях, пока ждут своих детей в коридоре. Сколько возможностей побольше узнать о своих детях они при этом упускают! До сих пор я считаю, что терапевты ущемляют права родителей, если не допускают их к детям, а детей - к ним во время занятий.
Мы слишком высоко замахиваемся, если за сорок пять минут терапевтического сеанса (раз в неделю) хотим добиться достаточного положительного воздействия на нарушения, от которых страдают дети!
Еще одно сердечное спасибо - всем родителям. Постоянно задавая важные вопросы, они помогли мне лучше понять мою собственную работу.
И все же моими лучшими учителями были дети. Вас я хочу поблагодарить за доверие на нашем общем отрезке жизненного пути. Все большие и маленькие проблемы, с которыми мы сталкивались по дороге, помогли нам подрасти.
Кристине Урсус я благодарна за ее дружескую поддержку и за то, что она помогла мне изложить на бумаге мои мысли и
13
идеи. Без практических советов Коры Бессер-Зигмунд о том, «как начать писать», эта книга никогда бы не состоялась. Миха-эла Цайсинг, Инго Вюртель и мой кузен Экхард Вестфаль трудились не покладая рук, чтобы выловить все назойливые орфографические и пунктуационные ошибки. Им тоже сердечное спасибо!
Некоторые читатели, наверное, хотели бы познакомиться и с научно обоснованными высказываниями и заключениями о работе нервной системы. Я не являюсь специалистом в этой области, а специалисты написали на эту тему уже много книг. Я прошу вас обратиться к ним.
Я пишу эту книгу без претензий на научность. Это ориентированное на практику обобщение моего личного опыта. Теоретической базой для всего, что здесь изложено, являются книга Джин Айрес «Ребенок и сенсорная интеграция»*, а также многочисленные прослушанные мною курсы. Уже более десяти лет я именую свою работу «Сенсорной интеграцией в диалоге».
Моя цель - связать упрощенное и доходчивое изложение теории с многочисленными практическими примерами.
* A. JeanAyres. Sensory Integration and the Child. Los Angeles: Western Psychological Association, 1979 - Э. Джин Айрес. Ребенок и сенсорная интеграция: Понимание скрытых проблем развития / Пер. с англ. Ю. Даре. М.: Теревинф, 2009. -Примеч. пер.