Раздел VI. Формирование жизненной позиции. Развитие способности к индивидуальному выбору жизненного пути
Назначение человека в жизни: мыслить («homo sapiens»), содействовать благу других («homo movalis»), созидать («homo faber») — как принципиальное отличие человека от животного. Мир в его целостном восприятии. Гармония мира и единство. Формирование вкуса к жизни в процессе целостного его восприятия. Общение с миром как таковым. Преодоление раздвоенности и односторонности в оценивании жизни на земле. «Остранение» действительности как способ ее познания и оценки. Общие закономерности человеческой жизни, отраженные философским воззрением на мир.
«Я» в мире и мир в моем «Я»: неповторимость отражений. «Присвоение» мира и забота об устройстве жизни на земле. Участие каждого человека в течение жизни, влияние его на судьбы окружающих. Позиция как дистанция, сопереживание и мера участия по отношению к окружающей действительности. Выявление позиции в поступке. Различие жизненных позиций мужчины и женщины: природное предназначение, иерархия интересов, склад физический и духовный.
Образ человека и образ жизни.
Смерть как прекращение жизни, ее итог как знак конца жизни и фактор ее ценности. Понятие счастья, совести, долга, свободы как характеристик реальной жизни человека.
Судьба и человек как хозяин судьбы. Способность выстраивать судьбу. Черты, необходимые для управления своей судьбой: интеллект, воля, эмпатия. Развитие данной способности в практической деятельности.
Человек как философ: способность отдавать отчет в собственной жизни.
ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКА
«Первоклассник»
Commune est. quod natura optimum feci
Лат.: «Все лучшее в природе принадлежит всем вместе»
Воспитание первоклассника — очень ответственный этап общего воспитательного процесса. Здесь важно «не навредить», не поломать тонкую душу малыша.
Опорой в его школьном формировании должна стать природа, столь удивительная для маленького человека и столь близкая ему пока еще. Но природа должна выступить для первоклассника какдом человечества и его собственный дом, в котором он проживает и будет проживать, — не столько объект любознательного изучения, сколько объект формирующегося отношения.
Фундаментальным основанием в общем отношении к миру является отношение к природе. Учитывая, что первичные впечатления малыша очень глубоки (импринтинг!), можно надеяться в будущем, что отношение к природе обусловит и отношение к жизни как таковой.
Задача-доминанта в период первого года обучения школьника — формировать будущее уважительное отношение к жизни и ко всему живому как проявлению жизни. Воспитывая отношение к природе, педагог закладывает основы будущего такого осознанного ценностного отношения к жизни.
Мир природы разворачивается в своем удивительном многообразии, в своей поразительной гармонии, красоте, единстве и целостности. Но сам ребенок не способен к осознанию связи всего живого, он может миновать общение с природой, не увидеть ее за ширмой предметно-вещного пространства.
Ни в коем случае не заменяя обучения, не расширяя границ урочной работы, педагог выходит с детьми на свободное осмысление природы не как объекта научного исследования (это производится в процессе обучения), а как дома, в котором обитает жизнь самых, разных форм и, в том числе, жизнь человечества.
Отношение к природе формируется через призму вопроса жизни и — главное! — вопроса сопряжения жизни, природы и жизни Человека.
Проблемы жизни | и вопросы текущей жизни |
Природный мир вокруг человека. Человек как часть природы. Суровые законы природы в жизни человека. | Обнаружить себя окруженным природой: небо, земля, облака, ручьи, деревья, трава, птицы, червяки, рыбы, камни... Увидеть себя помещенным в природное пространство: воздух, свет, ветер, снег, дождь... Потребности в еде, питье, сне, движении — природой данные потребности. Особенности конституции тела — природой данные особенности: рост; цвет кожи, глаз, волос; пропорции тела... Ритмы природной жизни в человеческой жизни: активность — отдых; бодрствование — сон; наплыв энергии — угасание сил; и т.д. Сходство человеческой жизни с жизнью природного существа: пробуждение — рост — цветение — созревание семени — увядание — смерть. |
Жизнь леса. Человек в лесу. | Картины леса. Ароматы леса. Звуки леса. Птичий оркестр. Дары леса. Человек собирает дары, его поведение. Лес как дом животных. Вторжение человека в этот дом. Поведение по отношению к жителям леса. |
Жизнь реки и моря. Человек у реки. Человек и море. | Вода в жизни Человека. Природные бассейны воды. Самочувствие человека около воды. Красота водных бассейнов и водных просторов. От ручейка до океана. Большой человек около маленького ручейка. |
Горы и человек. Стремление человека подняться в горы. | Холмы, предгорья, горы. Картины, ощущения, переживания у человека, поднявшегося в горы (на холм). Поведение человека в горах. Подготовка к путешествию в горы. |
Жизнь поля, степи. Человек в поле. | Картины полей, лужаек, степей. Ароматы. Звуки. Горизонты. Жители поля и степи. Осторожность человека по отношению к ним. Травы, цветы, степи и поля. Разнотравье. Красоты широких степных просторов. Состояние человека в степи. Дорожки, дороги, шоссе через поле и степь. |
Жизнь растений. Человек и флора Земли. | Бесконечное многообразие флоры. Взаимодействие растений и животных, растений и климатических условий. Этапы жизни растительного мира: пробуждение; рост; цветение; плодоношение; образование семени; умирание (засыпание). Связь жизни человека с растительным миром. |
Жизнь животных. Человек в отношении к фауне Земли. | Животный мир в природном доме. Особенность животного и особенность его природного дома. Гармония жизни животных и жизни растений. Появление человека среди фауны. Поведение человека по отношению к живым существам природы. |
Человек и небо. Солнце, луна и звезды в их влиянии на Человека. | Солнце как источник жизни. Планеты, как соседи Земли в космосе. Звезды на небе, как свет далеких миров. Самочувствие человека при восходе солнца. Самочувствие человека при появлении луны. Звездные имена. Красота ночного неба. Человек поднимает глаза к звездам. |
Природно-погодные условия жизни человека. | Различия климатических условий на земле. Приспособление к условиям климата флоры и фауны, а также человека. Различия поведения в разных погодных условиях: дождя, снега, мороза, жары, засухи, метели, бурана, грозы, ливня. |
Элементы природы в культуре человеческого обустройства жизни. | Элементы природы как украшение дома. Природный дизайн двора, дачного участка, сада, парка, сквера, городской и сельской улицы. Бережное отношение человека к «природе рядом». Неживая природа в культуре жизни: камни, вода, песок. |
Общение человека с природой. Отображение природы в искусстве. | Умение видеть и слышать природу. Учиться воспринимать природу через восприятия произведений искусства. Наблюдения за явлениями природы как школа жизни для человека. |
Один день природы. Один день человека в доме природы. | Утро природы как пробуждение. День природы как полная и сильная жизненная активность. Сумерки природы как медленное затихание. Ночь природы как прекрасный сон. |
«Младшеклассник»
Leges mori serum/it
Лат.: «Законы служат обычаю.»
Программа «Младшеклассник» строится на учете возрастной психологической особенности детей этого периода, а именно, на ортодоксальности неопытного малыша, стремительно входящего в контекст социальной жизни и не знающего законов этой жизни, поэтому напрямую исполняющего то, что ему предписывается. А подражательность, как природная склонность в этот период, способствует принятию социально заданного.
Норма социальной культурной жизни осваивается, усваивается и присваивается малышом начальной школы. В этих новообразованиях залог личностного развития младшеклассника 2—4-го классов. В течение трех лет педагог вправе решать, будет ли он работать с детьми по программе, используя принцип концентрический, то есть, охватывая ежегодно всю совокупность норм, но углубляя каждый год их освоение, усвоение и присвоение, либо будет работать по принципу линейности, то есть, последовательное овладение данными нормами от года к году.
Обратясь к социальным нормам и организуя жизнедеятельность в согласии с этими нормами, педагог, тем не менее, направляет внимание школьника на значение и личностный смысл осваиваемых, усваиваемых и присваиваемых социальных норм, указывая на жизненные последствия внедрения их в жизнь человека.
Проблемы жизни и | вопросы текущей жизни |
Социальные нормы жизни как общественный договор, позволяющий сохранить, улучшить, продолжить жизнь людей. | Один день в жизни человека, отражающий всю систему социальных норм жизни. |
Гигиена как условие сохранения здоровья и жизни. Гигиена как условие уважительного отношения к окружающим людям. Гигиена как условие силы и красоты тела. Гигиена как условие благоприятного состояния. | Ежедневный уход за телом: утренний и вечерний туалет, уход за волосами, руками, лицом в течение дня. Зеркало как гигиенический помощник. Осанка, походка, поза как условия здоровья и успехов. Гимнастика как упражнение для мелких мышц и как отдых для тела. Уход за одеждой, обувью. Соответствие одежды погодным условиям и виду деятельности. Предметы гигиенической помощи: носовой платок, расческа, салфетки. Умение пользоваться общественным туалетом. Соблюдение гигиенических условий окружающего пространства. |
Этические нормы жизни как регулятор поведения людей. | Уважение Другого — условие уважения каждого. Этикет как регламентированные формы уважительного отношения к другому человеку. Его уровни. Его содержание. Привычка ориентироваться на присутствие Другого и состояние Другого. Привычка оказывать внимание и помощь с разрешения Другого. Привычка быть приветливым, доброжелательным. Речевой этикет как форма отношения к человеку. Отношение к грубой речи, к жаргону, к арго, как отношение к человеку низкого уровня развития. Освоение товарищеских норм отношения: забота друг о друге; выделение достоинств каждого; взаимопомощь; сочувствие. |
Трудовые нормы жизни: бытовой труд; учебный труд; труд по благоустройству окружающей среды; помощь взрослым в труде. Труд как способ создавать материальные ценности, сохранять и преумножать их. | Привычка ухаживать за местом работы: приводить в порядок инструменты, сохранять их рабочее состояние. Привычка убирать и украшать учебную комнату в школе, школьный двор и школьные помещения. Привычка соблюдать порядок, сохраняя результаты трудовых усилий. |
Труд как отношение к людям и себе. Отношение к труду Другого. | Труд как постоянная забота о человеке и о себе. Физический труд и умственная работа. Их союз. Признание ценности человека как «работника», «мастера своего дела», «умельца», «труженика». Первые пробы создания материальных ценностей. |
Правовые нормы жизни. | Неприкосновенность предметно-вещной собственности человека: не касаться, не использовать, не присваивать предмет, принадлежащий другому. Уважительное отношение к общественной собственности. Бережливость, скаредность, честность, щепетильность по отношению к собственности Другого. Духовная неприкосновенность человека: внимательность, деликатность, чуткость, великодушие, такт. Честность как норма культурного человека. |
Нормы учебно-познавательной деятельности. Познание как содержание жизни современного человека. Познание как развитие человека. Познание как свобода человека. | Книга — постоянный спутник жизни. Правила ознакомления с книгой. Правила чтения, хранения книги. Газеты и журналы как периодическая печать и источник текущего познания. Правила чтения газет и журналов. Размышления об информации: сопоставление известного в опыте жизни и узнанного; сопоставление хода жизни и полученного сообщения. Отражение познания в рисунке, речи, действиях, поведении. Беседа как обмен познавательным материалом. Окружающий мир как предмет познания: вещи, дома, хозяйство, небо, звезды, погода, животные, человек, события. Технические средства в познавательной деятельности человека: калькулятор, компьютер, инструменты, пишущие средства. Отношение к ним. |
Финансово-денежные нормативы жизни. | Деньги как эквивалент человеческого труда и материальной ценности. Бережливое и уважительное отношение к деньгам. Деньги и родительский труд. Финансовая несамостоятельность детей и финансовая свобода взрослых. Способ заработать деньги, созидание ценности. Попрошайничество как низкий способ приобретения денег. Воровство как преступный способ добывания денег. Финансовая чистоплотность человека. |
Эстетические нормативы жизни человека современной культуры. | Умение воспринимать красоту природы. Умение беречь красоту. Умение создавать красоту. Уважение эстетических вкусов другого человека. Общие законы красоты: ритм, гармония, композиционный центр, единство фактуры и назначения, «ничего лишнего», пропорциональность. Использование законов красоты в повседневности. |
Нормы поло-ролевого поведения человека современной культуры. | Особенности поведения мужчин и женщин в обществе. Отличительные черты занятий и интересов мальчиков и девочек. Правила поведения, осваиваемые будущими мужчинами. Правила поведения, осваиваемые юными дамами. Нежность и изящество поведения девочек. Деятельность и готовность к помощи любому человеку мальчиков. |
«Младший подросток»
Homo sum
Лат.: «Я — человек».
Главная особенность младшего подростка — острое осознание своего «Я», развитие способности воспринимать себя как сторонний объект и оценивать этот объект — субъект в его связях с окружающим миром.
Процесс этот обязательно проходит для большого количества детей, переходящих из детства в отрочество. Утвердить свое «Я», показать свое «Я», проверить свое «Я» — лейтмотив поведения младшего подростка.
Педагогическое содействие личностному развитию будет заключаться на данном этапе жизни школьника в формировании образаЧеловека как феномена мира. Педагогическая тактика носит явный скрытый характер: организуется осмысление «вообще человека», «вообще достойного человека», решаются проблемы человека в его отличие от животных, но и в его отличие от «другого человека». Но именно эта скрытая позиция позволяет укреплять духовные силы школьника, развивая его самостоятельное мышление и самостоятельный выбор: он сопоставляет образ достойного человека и образ своего «Я», и тем самым он уже поставлен в ситуацию выбора.
Бесспорно, педагог не избегает открытой помощи и открытого осмысления конкретных индивидуальных проявлений, однако основной его тактической позицией является постоянное воссоздание перед детьми образа человека. Так чтобы ощущение, восприятие себя человеком и оценка себя как человека становились духовным фундаментом будущего достоинства как отношения к себе.
Веселому, подвижному, энергичному, любознательному младшему подростку предлагается соответственно его возрастной психологии деятельность, и в процессе ее взращивается способность быть человеком всегда, в любых жизненных ситуациях и обстоятельствах.
Проблемы жизни и | вопросы текущей жизни |
Существенные отличия человека от животного. Способность быть «homo sapiens», «homo moralis», «homo faber». | Обыденное мышление, «здравый смысл» и научное мышление в практической жизни человека. Способность предвидеть последствия. Способность ориентироваться на Другого, соотносить свои действия с учетом окружающих людей. Созидательность человека в ходе жизни: в работе, поведении, общении, деятельности и т.д. |
Три существенных отличия человека в одном акте поведения. Появление обозначений человека, таких как «зомби», «намби», «новые русские», — как попытка охарактеризовать отсутствие существенных признаков человека в человеке. | |
Внешний и внутренний портрет человека. Физическое и духовное. Тело и душа. | Единство и противоречие формы и содержания. Противоречия физического и духовного. Облик человека, образ человека, имидж человека. Жизнь души. Влияние духовного на внешность. Красота человека: мужская и женская, детская и юношеская, молодости и старости. Красота животного и красота человека. |
Достойный человек. Культурный человек. Великий человек. Маленький человек. Популярный человек. | Достоинства и недостатки человека в их тесной связи. Достоинство как характеристика качества. Достоинство как осознание себя человеком. Отношения с культурными людьми, самочувствие в среде культурных. Мечта о роли великого человека. Судьба великого. Роль рядовых «маленьких людей» в жизни. Общение с «маленьким человеком». Маленький великий человек. Суетность жизни популярного. Случайность и удача, драма и трагедия популярного. |
Человек в общении с другими людьми. Предметная и духовная связь. Совесть как регулятор отношений. | Знакомство, приятельство, товарищество, дружба как различия связи «человек — человек». Незнакомые, посторонние, чужие, далекие люди. Отношения с близкими и далекими людьми. Гуманизм как принятие другого человека как ттенности. |
Формы гуманистического отношения: сопереживание; сочувствие; сострадание; соучастие; содействие; самоотвержение. Речь как форма отношения к человеку. Совесть — со-ведание состояния души другого человека. | |
Личностное пространство человека: предметное пространство; пространство общения; пространство влияния. | Место, которое занимает человек на земле: дом, комната, учебный стол, стул, кресло театра, скамейка в транспорте... Место, которое занимает человек в душах других людей. Необходимость человека для других людей. Влияние его на самочувствие окружающих. |
Индивидуальность человека как своеобразие отношений с миром. Умение принять другого как данность. | Внешняя непохожесть людей. Различия в темпах и содержании развития. Различие интересов, желаний, стремлений, целей. ^ Различия в восприятии мира. Ау-диалы, визуалы, кинестетики. Различия психологические: свойства, процессы, качества. Неповторимость и уникальность каждой личности. Неудобство для окружающих некоторых отличий. Быть индивидуальностью и казаться индивидуальностью. |
Мужские и женские особенности человека. | Отличительная роль мужчины в обществе: «лидер», «сильный», «почитатель женщины». Отличительная роль женщины в обществе : « слабая », « ведомая », «прекрасная». Особенности поведения, продиктованные ролью. |
Женские роли в поведении «девочки», «девушки», «дамы», «девицы», «девки», «бабы». Мужские роли в поведении «мальчика», «юноши», «парня», «молодца», «мужика», «мужчины». | |
Возрастание роли человека и особенность жизнедеятельности возраста. | Возрастные этапы: младенчество — детство — отрочество — юность — зрелость — старость. Взрослость и ее признаки. Черты взрослости в детстве. Черты детства во взрослом. Духовная и физическая подготовленность человека ко взрослой жизни. |
Деятельность как способ жить и развиваться. Деятельность как способ выразить себя для других. | Деятельность живого человека и покой покойника. Развитие способностей в деятельности. Талант, одаренность, гениальность как высоты развитых способностей человека. |
- | Роль активных усилий в достижении успеха деятельности. Успех, удача, карьера как формы результативной деятельности. Поиск «дела жизни». Мастерство и профессионализм как достоинство человека. Признание и непризнание другими деятельных заслуг человека. Радость любимого дела и уныние принудительной деятельности. Деятельность предметная. Деятельность одухотворенная. Профессиональный труд как средство заработка и как радость созидания. |
День достойного человека как зеркало его достойной жизни. | Содержание прожитого дня. Общение в течение одного дня. Система дел, полезных и интересных. Расширение своего личностного пространства в ходе дня. День как часть истории человека. День как часть прожитого будущего. Понятие «потерянного дня». Итоги дня: впечатления, оценка, изменения в человеке. |
«Старший подросток»
Salus pubUca supremo, lex
Лат.: «Народное благо — высший закон».
Прежде всего, отбросим распространенное мнение о старшем подростке как самом «трудном» школьнике, хотя для поверхностного взгляда данная характеристика очевидна: он шумлив, несдержан, вызывающего поведения, драчлив, насмешлив, циничен... Но мы скажем иначе:
старшим подросткам «трудно», они сами для себя «трудные», потому что они уже не дети, но они еще не юноши, и в этом противоречивом положении и напряженном состоянии («Вдруг они примут меня за ребенка?!» и «Они же должны мне помочь, они же взрослые!») они находияся полтора-два года.
Работа с подростком в этот период включает в себя скрытую помощь: анализируя социальные проблемы, педагог инициирует самостоятельное осмысление подростком себя «среди других».
Предметом осмысления старшего подростка становится общество как феномен современной культуры во всех его проявлениях.
Острое ощущение себя «среди других», постоянное стремление утвердить свое «Я», но, при этом, страх перестать «быть, как все» превращают два года старшего подростка очень часто в мучительные годы. И столь же часто подросток не справляется с противоречием данного плана.
В эти годы нарастания физических сил, переизбытка энергии и потенциальной конфликтное со взрослыми и с самим собою социальная ориентация позволяет акцентировать его внимание на духовных проблемах, а главное, постоянно возвращаться к трудному для подростка вопросу «Я и ОНИ». Входя в общность, старший подросток ещё не справился с проблемой осознания себя как человека и индивидуальности, а ему приходится решать новые проблемы. Работа с ним по программе — это взращивание взрослости.
Проблемы жизни и | вопросы текущей жизни |
Сообщество как условие жизни человека. Человек как общественное существо. | Стадо, стая как форма жизни общественных животных. Упорядоченность их жизни. Толпа, масса, сборище, тусовка как формы случайно собранного множества людей. Человек массы в его действиях. Человек тьмы в его оценках. Стадность. Конформизм. «Тусовка» как бегство от индивидуальной свободы. Регулятивные нормы любого вида сообщества, безусловное повиновение человека этим нормам в толпе, массе, тусовке. Первые табу первобытно-общинного объединения как осознания нужды в регуляции общественной жизни. |
Общество как социально-производственное регулятивное объединение людей, обеспечивающее выживание, развитие, условия для счастливой жизни че- | Взаимосвязь функций, деятельности, интересов, занятий и их взаимодополняемость как условие благоприятного существования человека. Регулятивные функции общества. Контроль, оценка, коррекция жизнедеятельности человека. |
Человек в системе общественных связей. Выполнение им социальных норм и нарушение общепринятого. Согласованность действий и деятельности людей в обществе. Общепринятые ценности жизни .как основа социального развития. Различие положений в обществе взрослых, детей и стариков, мужчин и женщин, здоровых и инвалидов, созидателей и потребителей. Коллективизм как наивысший принцип общественного устройства. Примитивное понимание коллективизма и его трагический исход. Личность как человек в его социальных связях в обществе. | |
Отечество (Родина) как место, где человек родился и познал счастье жизни. | Понятие родины. Содержание понятия: люди, язык, нравы, история, события, природа, традиции, привычки и мировоззрение. Край, город, село, улица, дом, школа — моя Родина. Скрытое чувство патриотизма. Знание Родины, ее людей, ее истории. Гордость за Родину. Забота о Родине. Сопереживание успехам и неуспехам Отечества. Содействие (споспешест-вование) благу Отчизны. Подвиг как ежедневное содействие благу Отчизны. Труд на благо родины. Человек как патриот своей Родины. |
Государство как система органов управления и как система регулирования обустройства, хозяйства и собственности граждан. | Государство по отношению к отдельному человеку: регуляция, контроль, принуждение, забота, поощрение, наказание. |
Проблема свободы человека и государственного принуждения. Мечта о государственном устройстве на основании равенства, братства, справедливости. Поиски и эксперименты в истории человечества. Основная государственная проблема — проблема собственности. Человек как гражданин в его отношении к государству. Критерий оценки государственного устройства — интересы группы людей, которые оно защищает. | |
Семья человека в контексте жизни общества. / | Любовь как основа семейной жизни. Семья как защищенность человека. Человек защищает свою семью. Мать и отец — безусловная ценность для каждого человека. Родословная. Корни семьи. Традиции семьи. Забота каждого о каждом. Семейные роли человека: мать — жена; отец — муж; дети — сын, дочь; бабушка, дедушка. Ответственность за семью каждого члена семьи. Значение каждого члена семьи для ее благополучия и счастья. |
Человек в группе. Взаимное влияние человека и группы. Влияние отдельного человека на общественную жизнь и на культуру общества. | Выбор группы: случайный, сознательный. Насильственная принадлежность к группе. Уровень развития группы и уровень развития человека. Поведение человека в группе. Умение общаться с группой. Товарищество как закон группы. Право каждого на свое индивидуальное проявление. |
Группы подавляющие: группы риска, преступные группировки, маргинальные группы. Группы учебные, по интересам, по проведению досуга, по профессиональным занятиям, творческие, идеологические. Умение человека сохранить свое «Я» в группе. Достойный человек занимает достойное место в достойной группе. | |
Человек как представитель своего поколения. «Я» как продукт и как часть общества. | Ход истории человечества как смена поколений. Новые характеристики нового поколения. Конфликт поколений. Осознанный выбор поведения в рамках своего поколения. Судьба обогнавшего свое поколение. Судьба отстающего от своего поколения. Внешние атрибуты поколения и внутренние сущностные признаки. Разные типы людей в одном поколении. Один тип человека в разных поколениях. |
Один день человека как социального существа. | Человек в роли личности, гражданина, патриота, семьянина, члена дружеской, учебной и производственной группы в течение одного дня, наполненного событиями: его поведение, его мысли, его отношения, его оценки. |
«Старшеклассник»
Modus uivendi
Этот возрастной период — один из самых благодатных в становлении личности человека. Ранняя юность устремлена к осознанию своей жизни в целом, к осмыслению общих законов мироздания, к оценке реального конкретного мира. Ранняя юность прекрасна мировоззренческой устремленностью, а значит, желанием изменить и переустроить этот дурно живущий мир. Неопытность юности придает ей смелость в суждениях и безоглядность в критике окружающей жизни.
Именножизнь как отдельный особенный объект является постоянным предметом осмысления старшеклассника. Но не просто жизнь как отсутствие смерти и существование на земле, а — жизнь, достойная Человека в его качестве наивысшей ценности.
В раннюю юность, благодаря социально-психологической природе этого возраста, складывается некий образ жизни. Он становится образцом для повседневной реальности, он выступает как модель для уже сегодня начатого построения собственной жизни. Поэтому чрезвычайно важно активизировать все духовные силы старшеклассника, для создания идеального представления: что есть жизнь, которая достойна моего «Я»? Что есть жизнь, которую ведет современный достойный человек?
Безусловно, такая работа требует развитости абстрактного мышления. Но к этому времени старшеклассник обладает абстракцией, и видеть жизнь как некий отдельный феномен и анализировать ее, а следовательно, выстраивать свою сегодняшнюю жизнь в согласии с этим идеальным представлением под силу старшекласснику.
Проблемы жизни и | вопросы текущей жизни |
Жизнь животная и жизнь человеческая: принципиальное отличие. Человек, постоянно решающий пробле-мм жизни. | Содержание жизни и средства жизни. Добыча средств существования как содержание жизни животных. Зара-батывание средств существования в жизни человека. Осмысление способов заработка и способность преобразовать работу в радость у человека. Содержание жизни — проживание отношений к миру, решение проблем вплоть до момента смерти. |
Материальное и духовное в жизни человека: «Есть, чтобы жить?» или «Жить, чтобы есть?» | Уважительное отношение к материальным ценностям. Материальные ценности и уровень духовной развитости. Неприкосновенность чужой собственности и вещно-предметного пространства. |
Бессмертие как вечная мечта человека. Дело жизни и след в жизни — путь к бессмертию. | Желание человека расширить пространство своей личности. Влияние человека на окружающий мир. Попытка оставить память о себе, и ложные способы оставить после себя след. Жизнь великого человека как жизнь бессмертного человека. |
Этапы жизни человека: детство, отрочество, юность, зрелость, старость. Смысл последовательности этапов. | Особенности жизни возраста; уважение всех возрастов; драма несоответствия возрасту; подготовленность к возрастному периоду жизни. |
Сферы жизни человека: семья; профессиональная деятельность; свободное общение; общественная деятельность; отдых; путешествия; свободная творческая деятельность; спорт и любительская художественная самодеятельность. | Роль семьи в жизни человека и роль отдельного человека в жизни семьи. Выбор профессии: мотивы; предвидение последствий; способности; круг профессионального общения. Особенности поведения человека в разных сферах жизни и при разных социальных ролях. Последствия ошибочного поведения. |
Социальные роли человека: гражданина, труженика, потребителя, избирателя, обывателя и др. | |
Жизнь мужская. Жизнь женская. Различия и общее. | Специфика полового восприятия жизни. Специфика характера деятельности мужчины и женщины. Половое предназначение мужчины и женщины. Половые различия как основа гармонии половых отношений. |
Одиночество как момент изоляции внутренней жизни человека. | Виды одиночества как отъединенно-сти разного характера. Значение одиночества в становлении личности и ходе жизни. Одиночество как разорванность связей с людьми: причины такого разрыва. |
Образ жизни как соотношение деятельности и ценностей. Ценности жизни и ценностные отношения. | Деятельность как условие жизни и развития личности. Характер деятельности и характер развития личности. Деятельность созидательная и деятельность разрушительная. Паразитарное существование, последствия. Преступная жизнь и ее последствия. Жизнь — наслаждение и расплата за нее. Жизнь созидателя и ее последствия. Образ жизни, отраженный в образе человека. Деловая жизнь, личная жизнь, публичная жизнь, творческая жизнь, светская жизнь, бытовая жизнь ... — характеристики жизни по доминирующему содержанию ее. |
Наивысшие ценности жизни человека. Место цены в системе ценностей. Характеристика достойной жизни: добро, истина, красота. Достойная жизнь животного и достойная жизнь человека. | |
Один день как отражение образа жизни человека. | Содержание дня. Режим дня. Духовные, физические и материальные достижения человека в течение одного дня. Круг людей за один день. Палитра чувств и многообразие мыслей за день. «Пустой» день. Насыщенный день. Человек конструирует свой день. |
«Выпускник»
Suae quisque fortunae fabe.
Лат.: «Каждый — творец своей судьбы».
Выпускной класс — особая группа школьников, нуждающаяся в новом воспитательном акценте своей ученической жизнедеятельности.
Выпускник — молодой человек, стоящий на рубеже новой жизни; за этим рубежом нет приготовленной программы и обрисованного пути; свободный выбор станет теперь определять ход его жизни. Последний школьный год чрезвычайно важен, «Я» школьника несет ответственность за свое будущее.
Все предыдущие годы развивали в подрастающей личности ее субъектность как способность осознавать себя носителем воли, сознания, отношения. Теперь перед субъектом впервые в своей полноте предстает его собственная жизнь как продукт его усилий. И центральным ценностным объектом духовного осмысления становится «Моя жизнь и мое «Я» как субъект этой жизни».
Задачей — доминантой выступает формирование жизненной позиции, то есть, общего отношения к жизни как таковой и своему «Я» как строителю этой жизни. Педагог содействует интенсивному осознанию юношеством свободного выбора, который производится ими, и на конкретно организованной предметной деятельности приобщает к реальным шагам по конструированию содержания собственной жизни.
Данная задача выдвигает целую систему проблем, к решению которых педагог готовит воспитанников: он ставит проблемы и помогает искать решения. При этом, решения могут быть не найдены. Тут главное — чтобы выпускник знал и принимал эти проблемы, готовясь к индивидуальному выбору, но и чтобы он видел эти проблемы сейчас, в своей реальной жизни, и свой выбор обозначал своими действиями и поведением.
Проблемы жизни и | вопросы текущей жизни |
Мое «Я» как отдельный внутренний мир. Гармония и дисгармония моего «Я». | Осмысление своих целей. Соотношение цели и мечты. Способность к саморегуляции поведения и состояния. Корректировка формы поведения в согласии с внутренним миром. Планы деятельности как движение к цели. |
Взаимодействие моего «Я» с миром: как принимает меня мир; как я принимаю мир. | Форма и содержание моего «Я». Речь, мимика, пластика, одежда, манеры как средства внешнего портрета моего «Я». Открытость и доброжелательность в союзе со сдержанностью и корректностью поведения. |
Жизненная позиция в ее разновидностях: мое отношение к жизни как таковой. | Позиция «иметь»; позиция «быть»; позиция «творить». Полярные позиции: «довольствоваться», « существовать », « разрушать». Способность отдавать себе отчет в исходе занятой жизненной позиции. |
День моего «Я» как ступень жизни. История моей жизни, в которой ничего не сотрешь. | Прошлое и будущее. Настоящее как создание прошлого и проживание уменьшающегося будущего. Анализировать прошлое. Планировать будущее. |
Жизненный путь человека. Кризис жизненного пути. Обстоятельства жизни и судьба человека. | Социальное окружение моего «Я». Анализировать обстоятельства моей жизни. Продумать роль моего «Я» в сложившейся судьбе. |
Творчество жизни и конструирование жизненного пути. Человек как творец жизни. | Способность противостоять обстоятельствам. Отношение к дурным привычкам и низким традициям. Осмысление роли «белой вороны». Поиск собственного пути и индивидуальных форм поведения. Понятие духовной силы человека. Ошибки моей жизни. Исправление ошибок. Отношение к ошибкам жизни. Мои слабости и моя сила. Мои попытки изменить обстоятельства, окружающую среду. |
Счастье жизни. Страдание жизни. Человек как кузнец своего счастья. Смысл жизни. | Оценить мои представления о счастье. Осмыслить характер моего счастья как состояние души и как итоговой оценки жизни. Отношение к неприятностям, неудачам, невзгодам, горю и страданию. |
Умение оценивать истоки неприятностей. Страдание как предупреждение о несчастье. Смысл жизни в поисках смысла. | |
Конструирование индивидуальной жизни. | «Быть, как все» и «Не быть, как все» — вечная проблема человека. Умение быть скромным и гордым — обладать достоинством. |
ПРИМЕЧАНИЯ
Примечание 1. Практическая реализация Программы воспитания проявляется, в первую очередь, в поведении детей и их внешнем облике. Затем — в интересах и деятельности. Потом — в их мировоззренческих установках и выборе жизненного пути. Разумеется, мера результативности индивидуальна для отдельного региона, школы, класса, отдельного ребенка. Не следует отчаиваться при слабых достижениях, но следует неуклонно вести детей к высотам человеческой жизни, все дальше и дальше от дикости и варварства.
Примечание 2. Реализация Программы воспитания осуществляется всем педагогическим коллективом. В работе принимает участие каждый педагог, начиная с директора школы. К обслуживанию Программы целесообразно пригласить технический и обслуживающий персонал школы.
Примечание 3. Можно было бы сказать и так: работа по Программе — это организованная интересная разнообразная жизнь с хорошо расставленными акцентами на ее ценностях. Как полотно, растянутое на проблемные гвоздики (образ заимствован у А. Блока).