Раздел VI. Формирование жизненной позиции. Развитие способности к индивидуальному выбору жизненного пути

Назначение человека в жизни: мыслить («homo sapiens»), содействовать благу других («homo movalis»), со­зидать («homo faber») — как принципиальное отличие че­ловека от животного. Мир в его целостном восприятии. Гармония мира и единство. Формирование вкуса к жизни в процессе целостного его восприятия. Общение с миром как таковым. Преодоление раздвоенности и односторонности в оценивании жизни на земле. «Остранение» действительности как способ ее познания и оценки. Общие закономер­ности человеческой жизни, отраженные философским воз­зрением на мир.

«Я» в мире и мир в моем «Я»: неповторимость отра­жений. «Присвоение» мира и забота об устройстве жиз­ни на земле. Участие каждого человека в течение жизни, влияние его на судьбы окружающих. Позиция как дис­танция, сопереживание и мера участия по отношению к окружающей действительности. Выявление позиции в поступке. Различие жизненных позиций мужчины и женщины: природное предназначение, иерархия интересов, склад физический и духовный.

Образ человека и образ жизни.

Смерть как прекращение жизни, ее итог как знак конца жизни и фактор ее ценности. Понятие счастья, со­вести, долга, свободы как характеристик реальной жизни человека.

Судьба и человек как хозяин судьбы. Способность вы­страивать судьбу. Черты, необходимые для управления своей судьбой: интеллект, воля, эмпатия. Развитие данной способности в практической деятельности.

Человек как философ: способность отдавать отчет в соб­ственной жизни.

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКА

«Первоклассник»

Commune est. quod natura optimum feci

Лат.: «Все лучшее в природе принадлежит всем вместе»

Воспитание первоклассника — очень ответственный этап общего воспитательного процесса. Здесь важно «не на­вредить», не поломать тонкую душу малыша.

Опорой в его школьном формировании должна стать природа, столь удивительная для маленького человека и столь близкая ему пока еще. Но природа должна высту­пить для первоклассника какдом человечества и его собст­венный дом, в котором он проживает и будет прожи­вать, — не столько объект любознательного изучения, сколько объект формирующегося отношения.

Фундаментальным основанием в общем отношении к миру является отношение к природе. Учитывая, что пер­вичные впечатления малыша очень глубоки (импринтинг!), можно надеяться в будущем, что отношение к природе обу­словит и отношение к жизни как таковой.

Задача-доминанта в период первого года обучения школьника — формировать будущее уважительное от­ношение к жизни и ко всему живому как проявлению жизни. Воспитывая отношение к природе, педагог за­кладывает основы будущего такого осознанного ценност­ного отношения к жизни.

Мир природы разворачивается в своем удивительном многообразии, в своей поразительной гармонии, красоте, единстве и целостности. Но сам ребенок не способен к осознанию связи всего живого, он может миновать общение с природой, не увидеть ее за ширмой предметно-вещного пространства.

Ни в коем случае не заменяя обучения, не расширяя границ урочной работы, педагог выходит с детьми на сво­бодное осмысление природы не как объекта научного исследования (это производится в процессе обучения), а как дома, в котором обитает жизнь самых, разных форм и, в том числе, жизнь человечества.

Отношение к природе формируется через призму во­проса жизни и — главное! — вопроса сопряжения жизни, природы и жизни Человека.

Проблемы жизни и вопросы текущей жизни
Природный мир вокруг человека. Человек как часть при­роды. Суровые законы природы в жизни чело­века. Обнаружить себя окруженным при­родой: небо, земля, облака, ручьи, деревья, трава, птицы, червяки, ры­бы, камни... Увидеть себя помещенным в природ­ное пространство: воздух, свет, ве­тер, снег, дождь... Потребности в еде, питье, сне, движении — приро­дой данные потребности. Особенности конституции тела — природой данные особенности: рост; цвет кожи, глаз, волос; пропорции тела... Ритмы природной жизни в человече­ской жизни: активность — отдых; бодрствование — сон; наплыв энер­гии — угасание сил; и т.д. Сходство человеческой жизни с жиз­нью природного существа: пробуж­дение — рост — цветение — созре­вание семени — увядание — смерть.
Жизнь леса. Человек в лесу. Картины леса. Ароматы леса. Звуки леса. Птичий оркестр. Дары леса. Человек собирает дары, его поведение. Лес как дом животных. Вторжение человека в этот дом. Поведение по отношению к жителям леса.
Жизнь реки и моря. Человек у реки. Чело­век и море. Вода в жизни Человека. Природные бассейны воды. Самочувствие чело­века около воды. Красота водных бассейнов и водных просторов. От ручейка до океана. Большой че­ловек около маленького ручейка.
Горы и человек. Стрем­ление человека под­няться в горы. Холмы, предгорья, горы. Картины, ощущения, переживания у человека, поднявшегося в горы (на холм). Поведение человека в горах. Подго­товка к путешествию в горы.
Жизнь поля, степи. Че­ловек в поле. Картины полей, лужаек, степей. Ароматы. Звуки. Горизонты. Жители поля и степи. Осторожность человека по отношению к ним. Травы, цветы, степи и поля. Разно­травье. Красоты широких степных просто­ров. Состояние человека в степи. Дорожки, дороги, шоссе через поле и степь.
Жизнь растений. Чело­век и флора Земли. Бесконечное многообразие флоры. Взаимодействие растений и живот­ных, растений и климатических ус­ловий. Этапы жизни растительного мира: пробуждение; рост; цветение; плодо­ношение; образование семени; уми­рание (засыпание). Связь жизни человека с раститель­ным миром.
Жизнь животных. Че­ловек в отношении к фауне Земли. Животный мир в природном доме. Особенность животного и особен­ность его природного дома. Гармония жизни животных и жизни растений. Появление человека среди фауны. Поведение человека по отношению к живым существам природы.
Человек и небо. Солн­це, луна и звезды в их влиянии на Человека. Солнце как источник жизни. Плане­ты, как соседи Земли в космосе. Звезды на небе, как свет далеких миров. Самочувствие человека при восходе солнца. Самочувствие человека при появле­нии луны. Звездные имена. Красота ночного неба. Человек поднимает глаза к звездам.
Природно-погодные ус­ловия жизни человека. Различия климатических условий на земле. Приспособление к условиям климата флоры и фауны, а также человека. Различия поведения в разных погод­ных условиях: дождя, снега, мороза, жары, засухи, метели, бурана, гро­зы, ливня.
Элементы природы в культуре человеческого обустройства жизни. Элементы природы как украшение дома. Природный дизайн двора, дачного участка, сада, парка, сквера, город­ской и сельской улицы. Бережное отношение человека к «природе рядом». Неживая природа в культуре жизни: камни, вода, песок.
Общение человека с природой. Отображение природы в искусстве. Умение видеть и слышать природу. Учиться воспринимать природу через восприятия произведений искусства. Наблюдения за явлениями природы как школа жизни для человека.
Один день природы. Один день человека в доме природы. Утро природы как пробуждение. День природы как полная и сильная жизненная активность. Сумерки природы как медленное за­тихание. Ночь природы как прекрасный сон.

«Младшеклассник»

Leges mori serum/it

Лат.: «Законы служат обычаю.»

Программа «Младшеклассник» строится на учете воз­растной психологической особенности детей этого периода, а именно, на ортодоксальности неопытного малыша, стре­мительно входящего в контекст социальной жизни и не знающего законов этой жизни, поэтому напрямую испол­няющего то, что ему предписывается. А подражательность, как природная склонность в этот период, способствует принятию социально заданного.

Норма социальной культурной жизни осваивается, ус­ваивается и присваивается малышом начальной школы. В этих новообразованиях залог личностного развития младшеклассника 2—4-го классов. В течение трех лет педагог вправе решать, будет ли он работать с детьми по програм­ме, используя принцип концентрический, то есть, охваты­вая ежегодно всю совокупность норм, но углубляя каждый год их освоение, усвоение и присвоение, либо будет рабо­тать по принципу линейности, то есть, последовательное овладение данными нормами от года к году.

Обратясь к социальным нормам и организуя жизнедея­тельность в согласии с этими нормами, педагог, тем не ме­нее, направляет внимание школьника на значение и лич­ностный смысл осваиваемых, усваиваемых и присваивае­мых социальных норм, указывая на жизненные последст­вия внедрения их в жизнь человека.

Проблемы жизни и вопросы текущей жизни
Социальные нормы жиз­ни как общественный договор, позволяющий сохранить, улучшить, продолжить жизнь лю­дей. Один день в жизни человека, отра­жающий всю систему социальных норм жизни.
Гигиена как условие со­хранения здоровья и жизни. Гигиена как ус­ловие уважительного отношения к окружаю­щим людям. Гигиена как условие силы и кра­соты тела. Гигиена как условие благоприятного состояния. Ежедневный уход за телом: утренний и вечерний туалет, уход за волосами, руками, лицом в течение дня. Зеркало как гигиенический помощ­ник. Осанка, походка, поза как условия здоровья и успехов. Гимнастика как упражнение для мелких мышц и как отдых для тела. Уход за одеждой, обувью. Соответст­вие одежды погодным условиям и виду деятельности. Предметы гигиенической помощи: носовой платок, расческа, салфетки. Умение пользоваться общественным туалетом. Соблюдение гигиенических условий окружающего пространства.
Этические нормы жиз­ни как регулятор пове­дения людей. Уважение Другого — условие ува­жения каждого. Этикет как регламентированные формы уважительного отношения к другому человеку. Его уровни. Его содержание. Привычка ориентироваться на при­сутствие Другого и состояние Друго­го. Привычка оказывать внимание и помощь с разрешения Другого. Привычка быть приветливым, доб­рожелательным. Речевой этикет как форма отноше­ния к человеку. Отношение к грубой речи, к жарго­ну, к арго, как отношение к челове­ку низкого уровня развития. Освоение товарищеских норм отно­шения: забота друг о друге; выделе­ние достоинств каждого; взаимопо­мощь; сочувствие.
Трудовые нормы жизни: бытовой труд; учебный труд; труд по благоуст­ройству окружающей среды; помощь взрос­лым в труде. Труд как способ созда­вать материальные цен­ности, сохранять и пре­умножать их. Привычка ухаживать за местом ра­боты: приводить в порядок инстру­менты, сохранять их рабочее состоя­ние. Привычка убирать и украшать учеб­ную комнату в школе, школьный двор и школьные помещения. Привычка соблюдать порядок, со­храняя результаты трудовых усилий.
Труд как отношение к людям и себе. Отноше­ние к труду Другого. Труд как постоянная забота о чело­веке и о себе. Физический труд и умственная рабо­та. Их союз. Признание ценности человека как «работника», «мастера своего дела», «умельца», «тружени­ка». Первые пробы создания материаль­ных ценностей.
Правовые нормы жиз­ни. Неприкосновенность предметно-вещ­ной собственности человека: не ка­саться, не использовать, не присваи­вать предмет, принадлежащий дру­гому. Уважительное отношение к общест­венной собственности. Бережливость, скаредность, чест­ность, щепетильность по отношению к собственности Другого. Духовная неприкосновенность чело­века: внимательность, деликатность, чуткость, великодушие, такт. Честность как норма культурного че­ловека.
Нормы учебно-познава­тельной деятельности. Познание как содержа­ние жизни современно­го человека. Познание как развитие человека. Познание как свобода человека. Книга — постоянный спутник жиз­ни. Правила ознакомления с книгой. Правила чтения, хранения книги. Газеты и журналы как периодиче­ская печать и источник текущего по­знания. Правила чтения газет и журналов. Размышления об информации: со­поставление известного в опыте жизни и узнанного; сопоставление хода жизни и полученного сообще­ния. Отражение познания в рисунке, ре­чи, действиях, поведении. Беседа как обмен познавательным материалом. Окружающий мир как предмет по­знания: вещи, дома, хозяйство, небо, звезды, погода, животные, человек, события. Технические средства в познаватель­ной деятельности человека: кальку­лятор, компьютер, инструменты, пишущие средства. Отношение к ним.
Финансово-денежные нормативы жизни. Деньги как эквивалент человеческо­го труда и материальной ценности. Бережливое и уважительное отноше­ние к деньгам. Деньги и родитель­ский труд. Финансовая несамостоя­тельность детей и финансовая свобо­да взрослых. Способ заработать деньги, созидание ценности. Попрошайничество как низкий спо­соб приобретения денег. Воровство как преступный способ добывания денег. Финансовая чистоплотность человека.
Эстетические нормати­вы жизни человека со­временной культуры. Умение воспринимать красоту при­роды. Умение беречь красоту. Уме­ние создавать красоту. Уважение эстетических вкусов дру­гого человека. Общие законы красоты: ритм, гар­мония, композиционный центр, единство фактуры и назначения, «ничего лишнего», пропорциональ­ность. Использование законов красоты в повседневности.
Нормы поло-ролевого поведения человека со­временной культуры. Особенности поведения мужчин и женщин в обществе. Отличительные черты занятий и интересов мальчи­ков и девочек. Правила поведения, осваиваемые бу­дущими мужчинами. Правила пове­дения, осваиваемые юными дамами. Нежность и изящество поведения де­вочек. Деятельность и готовность к помощи любому человеку мальчи­ков.

«Младший подросток»

Homo sum

Лат.: «Я — человек».

Главная особенность младшего подростка — острое осознание своего «Я», развитие способности воспринимать себя как сторонний объект и оценивать этот объект — субъект в его связях с окружающим миром.

Процесс этот обязательно проходит для большого коли­чества детей, переходящих из детства в отрочество. Утвердить свое «Я», показать свое «Я», проверить свое «Я» — лейтмотив поведения младшего подростка.

Педагогическое содействие личностному развитию бу­дет заключаться на данном этапе жизни школьника в фор­мировании образаЧеловека как феномена мира. Педагоги­ческая тактика носит явный скрытый характер: организу­ется осмысление «вообще человека», «вообще достойного человека», решаются проблемы человека в его отличие от животных, но и в его отличие от «другого человека». Но именно эта скрытая позиция позволяет укреплять духов­ные силы школьника, развивая его самостоятельное мыш­ление и самостоятельный выбор: он сопоставляет образ достойного человека и образ своего «Я», и тем самым он уже поставлен в ситуацию выбора.

Бесспорно, педагог не избегает открытой помощи и от­крытого осмысления конкретных индивидуальных прояв­лений, однако основной его тактической позицией является постоянное воссоздание перед детьми образа человека. Так чтобы ощущение, восприятие себя человеком и оценка себя как человека становились духовным фундаментом будуще­го достоинства как отношения к себе.

Веселому, подвижному, энергичному, любознательному младшему подростку предлагается соответственно его воз­растной психологии деятельность, и в процессе ее взращи­вается способность быть человеком всегда, в любых жиз­ненных ситуациях и обстоятельствах.

Проблемы жизни и вопросы текущей жизни
Существенные отличия человека от животного. Способность быть «ho­mo sapiens», «homo moralis», «homo faber». Обыденное мышление, «здравый смысл» и научное мышление в прак­тической жизни человека. Способ­ность предвидеть последствия. Способность ориентироваться на Другого, соотносить свои действия с учетом окружающих людей. Созидательность человека в ходе жизни: в работе, поведении, обще­нии, деятельности и т.д.
    Три существенных отличия человека в одном акте поведения. Появление обозначений человека, таких как «зомби», «намби», «новые русские», — как попытка охаракте­ризовать отсутствие существенных признаков человека в человеке.
Внешний и внутренний портрет человека. Фи­зическое и духовное. Тело и душа. Единство и противоречие формы и содержания. Противоречия физиче­ского и духовного. Облик человека, образ человека, имидж человека. Жизнь души. Влияние духовного на внешность. Красота человека: муж­ская и женская, детская и юноше­ская, молодости и старости. Красота животного и красота человека.
Достойный человек. Культурный человек. Великий человек. Ма­ленький человек. По­пулярный человек. Достоинства и недостатки человека в их тесной связи. Достоинство как характеристика качества. Достоин­ство как осознание себя человеком. Отношения с культурными людьми, самочувствие в среде культурных. Мечта о роли великого человека. Судьба великого. Роль рядовых «маленьких людей» в жизни. Обще­ние с «маленьким человеком». Маленький великий человек. Суетность жизни популярного. Слу­чайность и удача, драма и трагедия популярного.
Человек в общении с другими людьми. Предметная и духовная связь. Совесть как ре­гулятор отношений. Знакомство, приятельство, товари­щество, дружба как различия связи «человек — человек». Незнакомые, посторонние, чужие, далекие люди. Отношения с близки­ми и далекими людьми. Гуманизм как принятие другого человека как ттенности.
    Формы гуманистического отноше­ния: сопереживание; сочувствие; со­страдание; соучастие; содействие; самоотвержение. Речь как форма от­ношения к человеку. Совесть — со-ведание состояния ду­ши другого человека.
Личностное пространст­во человека: предметное пространство; простран­ство общения; про­странство влияния. Место, которое занимает человек на земле: дом, комната, учебный стол, стул, кресло театра, скамейка в транспорте... Место, которое занимает человек в душах других людей. Необходимость человека для других людей. Влияние его на самочувствие окружающих.
Индивидуальность че­ловека как своеобразие отношений с миром. Умение принять друго­го как данность. Внешняя непохожесть людей. Раз­личия в темпах и содержании разви­тия. Различие интересов, желаний, стремлений, целей. ^ Различия в восприятии мира. Ау-диалы, визуалы, кинестетики. Раз­личия психологические: свойства, процессы, качества. Неповторимость и уникальность ка­ждой личности. Неудобство для ок­ружающих некоторых отличий. Быть индивидуальностью и казаться индивидуальностью.
Мужские и женские особенности человека. Отличительная роль мужчины в об­ществе: «лидер», «сильный», «почи­татель женщины». Отличительная роль женщины в об­ществе : « слабая », « ведомая », «прекрасная». Особенности поведе­ния, продиктованные ролью.
    Женские роли в поведении «девоч­ки», «девушки», «дамы», «девицы», «девки», «бабы». Мужские роли в поведении «мальчи­ка», «юноши», «парня», «молодца», «мужика», «мужчины».
Возрастание роли чело­века и особенность жизнедеятельности воз­раста. Возрастные этапы: младенчество — детство — отрочество — юность — зрелость — старость. Взрослость и ее признаки. Черты взрослости в детстве. Черты детства во взрослом. Духовная и физическая подготов­ленность человека ко взрослой жиз­ни.
Деятельность как спо­соб жить и развиваться. Деятельность как спо­соб выразить себя для других. Деятельность живого человека и по­кой покойника. Развитие способностей в деятельно­сти. Талант, одаренность, гениальность как высоты развитых способностей человека.
- Роль активных усилий в достижении успеха деятельности. Успех, удача, карьера как формы ре­зультативной деятельности. Поиск «дела жизни». Мастерство и профессионализм как достоинство человека. Признание и непризнание другими деятельных заслуг человека. Радость любимого дела и уныние принудительной деятельности. Деятельность предметная. Деятель­ность одухотворенная. Профессио­нальный труд как средство заработка и как радость созидания.
День достойного чело­века как зеркало его достойной жизни. Содержание прожитого дня. Обще­ние в течение одного дня. Система дел, полезных и интересных. Рас­ширение своего личностного про­странства в ходе дня. День как часть истории человека. День как часть прожитого будущего. Понятие «потерянного дня». Итоги дня: впечатления, оценка, из­менения в человеке.

«Старший подросток»

Salus pubUca supremo, lex

Лат.: «Народное благо — высший закон».

Прежде всего, отбросим распространенное мнение о старшем подростке как самом «трудном» школьнике, хотя для поверхностного взгляда данная характеристика оче­видна: он шумлив, несдержан, вызывающего поведения, драчлив, насмешлив, циничен... Но мы скажем иначе:

старшим подросткам «трудно», они сами для себя «труд­ные», потому что они уже не дети, но они еще не юноши, и в этом противоречивом положении и напряженном состоя­нии («Вдруг они примут меня за ребенка?!» и «Они же должны мне помочь, они же взрослые!») они находияся полтора-два года.

Работа с подростком в этот период включает в себя скрытую помощь: анализируя социальные проблемы, педа­гог инициирует самостоятельное осмысление подростком себя «среди других».

Предметом осмысления старшего подростка становится общество как феномен современной культуры во всех его проявлениях.

Острое ощущение себя «среди других», постоянное стремление утвердить свое «Я», но, при этом, страх перестать «быть, как все» превращают два года старшего под­ростка очень часто в мучительные годы. И столь же часто подросток не справляется с противоречием данного плана.

В эти годы нарастания физических сил, переизбытка энергии и потенциальной конфликтное со взрослыми и с самим собою социальная ориентация позволяет акцентиро­вать его внимание на духовных проблемах, а главное, посто­янно возвращаться к трудному для подростка вопросу «Я и ОНИ». Входя в общность, старший подросток ещё не спра­вился с проблемой осознания себя как человека и индивиду­альности, а ему приходится решать новые проблемы. Работа с ним по программе — это взращивание взрослости.

Проблемы жизни и вопросы текущей жизни
Сообщество как условие жизни человека. Чело­век как общественное существо. Стадо, стая как форма жизни обще­ственных животных. Упорядочен­ность их жизни. Толпа, масса, сборище, тусовка как формы случайно собранного множест­ва людей. Человек массы в его действиях. Че­ловек тьмы в его оценках. Стад­ность. Конформизм. «Тусовка» как бегство от индивидуальной свободы. Регулятивные нормы любого вида сообщества, безусловное повиновение человека этим нормам в толпе, мас­се, тусовке. Первые табу первобытно-общинного объединения как осознания нужды в регуляции общественной жизни.
Общество как социаль­но-производственное ре­гулятивное объедине­ние людей, обеспечи­вающее выживание, развитие, условия для счастливой жизни че- Взаимосвязь функций, деятельности, интересов, занятий и их взаимодо­полняемость как условие благопри­ятного существования человека. Регулятивные функции общества. Контроль, оценка, коррекция жиз­недеятельности человека.
    Человек в системе общественных связей. Выполнение им социальных норм и нарушение общепринятого. Согласованность действий и деятель­ности людей в обществе. Общепри­нятые ценности жизни .как основа социального развития. Различие положений в обществе взрослых, детей и стариков, мужчин и женщин, здоровых и инвалидов, созидателей и потребителей. Коллективизм как наивысший принцип общественного устройства. Примитивное понимание коллекти­визма и его трагический исход. Лич­ность как человек в его социальных связях в обществе.
Отечество (Родина) как место, где человек ро­дился и познал счастье жизни. Понятие родины. Содержание поня­тия: люди, язык, нравы, история, со­бытия, природа, традиции, привычки и мировоззрение. Край, город, село, улица, дом, школа — моя Родина. Скрытое чувство патриотизма. Зна­ние Родины, ее людей, ее истории. Гордость за Родину. Забота о Родине. Сопереживание успехам и неуспехам Отечества. Содействие (споспешест-вование) благу Отчизны. Подвиг как ежедневное содействие благу Отчизны. Труд на благо родины. Человек как патриот своей Родины.
Государство как систе­ма органов управления и как система регули­рования обустройства, хозяйства и собственно­сти граждан. Государство по отношению к отдель­ному человеку: регуляция, контроль, принуждение, забота, поощрение, наказание.
    Проблема свободы человека и госу­дарственного принуждения. Мечта о государственном устройстве на основании равенства, братства, справедливости. Поиски и экспери­менты в истории человечества. Основная государственная пробле­ма — проблема собственности. Человек как гражданин в его отно­шении к государству. Критерий оценки государственного устройства — интересы группы лю­дей, которые оно защищает.
Семья человека в кон­тексте жизни общества. / Любовь как основа семейной жизни. Семья как защищенность человека. Человек защищает свою семью. Мать и отец — безусловная ценность для каждого человека. Родословная. Корни семьи. Тради­ции семьи. Забота каждого о каж­дом. Семейные роли человека: мать — жена; отец — муж; дети — сын, дочь; бабушка, дедушка. Ответст­венность за семью каждого члена се­мьи. Значение каждого члена семьи для ее благополучия и счастья.
Человек в группе. Вза­имное влияние челове­ка и группы. Влияние отдельного че­ловека на обществен­ную жизнь и на куль­туру общества. Выбор группы: случайный, созна­тельный. Насильственная принад­лежность к группе. Уровень разви­тия группы и уровень развития че­ловека. Поведение человека в груп­пе. Умение общаться с группой. Товарищество как закон группы. Право каждого на свое индивидуаль­ное проявление.
    Группы подавляющие: группы рис­ка, преступные группировки, марги­нальные группы. Группы учебные, по интересам, по проведению досуга, по профессио­нальным занятиям, творческие, идеологические. Умение человека сохранить свое «Я» в группе. Достойный человек зани­мает достойное место в достойной группе.
Человек как предста­витель своего поколе­ния. «Я» как продукт и как часть общества. Ход истории человечества как смена поколений. Новые характеристики нового поколения. Конфликт поколений. Осознанный выбор поведения в рамках своего по­коления. Судьба обогнавшего свое поколение. Судьба отстающего от своего поколе­ния. Внешние атрибуты поколения и внутренние сущностные признаки. Разные типы людей в одном поколе­нии. Один тип человека в разных поколениях.
Один день человека как социального существа. Человек в роли личности, граждани­на, патриота, семьянина, члена дру­жеской, учебной и производственной группы в течение одного дня, напол­ненного событиями: его поведение, его мысли, его отношения, его оцен­ки.

«Старшеклассник»

Modus uivendi

Этот возрастной период — один из самых благодатных в становлении личности человека. Ранняя юность устрем­лена к осознанию своей жизни в целом, к осмыслению об­щих законов мироздания, к оценке реального конкретного мира. Ранняя юность прекрасна мировоззренческой уст­ремленностью, а значит, желанием изменить и переустро­ить этот дурно живущий мир. Неопытность юности прида­ет ей смелость в суждениях и безоглядность в критике ок­ружающей жизни.

Именножизнь как отдельный особенный объект явля­ется постоянным предметом осмысления старшеклассника. Но не просто жизнь как отсутствие смерти и существова­ние на земле, а — жизнь, достойная Человека в его качест­ве наивысшей ценности.

В раннюю юность, благодаря социально-психологичес­кой природе этого возраста, складывается некий образ жизни. Он становится образцом для повседневной реально­сти, он выступает как модель для уже сегодня начатого по­строения собственной жизни. Поэтому чрезвычайно важно активизировать все духовные силы старшеклассника, для создания идеального представления: что есть жизнь, кото­рая достойна моего «Я»? Что есть жизнь, которую ведет современный достойный человек?

Безусловно, такая работа требует развитости абстракт­ного мышления. Но к этому времени старшеклассник об­ладает абстракцией, и видеть жизнь как некий отдельный феномен и анализировать ее, а следовательно, выстраивать свою сегодняшнюю жизнь в согласии с этим идеальным представлением под силу старшекласснику.

Проблемы жизни и вопросы текущей жизни
Жизнь животная и жизнь человеческая: принципиальное отли­чие. Человек, постоян­но решающий пробле-мм жизни. Содержание жизни и средства жизни. Добыча средств существования как содержание жизни животных. Зара-батывание средств существования в жизни человека. Осмысление спосо­бов заработка и способность преобра­зовать работу в радость у человека. Содержание жизни — проживание отношений к миру, решение проблем вплоть до момента смерти.
Материальное и духов­ное в жизни человека: «Есть, чтобы жить?» или «Жить, чтобы есть?» Уважительное отношение к матери­альным ценностям. Материальные ценности и уровень духовной разви­тости. Неприкосновенность чужой собственности и вещно-предметного пространства.
Бессмертие как вечная мечта человека. Дело жизни и след в жиз­ни — путь к бессмер­тию. Желание человека расширить про­странство своей личности. Влияние человека на окружающий мир. По­пытка оставить память о себе, и ложные способы оставить после себя след. Жизнь великого человека как жизнь бессмертного человека.
Этапы жизни человека: детство, отрочество, юность, зрелость, ста­рость. Смысл последо­вательности этапов. Особенности жизни возраста; уваже­ние всех возрастов; драма несоответ­ствия возрасту; подготовленность к возрастному периоду жизни.
Сферы жизни челове­ка: семья; профессио­нальная деятельность; свободное общение; об­щественная деятель­ность; отдых; путеше­ствия; свободная твор­ческая деятельность; спорт и любительская художественная само­деятельность. Роль семьи в жизни человека и роль отдельного человека в жизни семьи. Выбор профессии: мотивы; предвиде­ние последствий; способности; круг профессионального общения. Особенности поведения человека в разных сферах жизни и при разных социальных ролях. Последствия ошибочного поведения.
Социальные роли чело­века: гражданина, тру­женика, потребителя, избирателя, обывателя и др.    
Жизнь мужская. Жизнь женская. Различия и общее. Специфика полового восприятия жизни. Специфика характера дея­тельности мужчины и женщины. Половое предназначение мужчины и женщины. Половые различия как основа гар­монии половых отношений.
Одиночество как мо­мент изоляции внут­ренней жизни человека. Виды одиночества как отъединенно-сти разного характера. Значение одиночества в становлении личности и ходе жизни. Одиночество как разорванность свя­зей с людьми: причины такого раз­рыва.
Образ жизни как соот­ношение деятельности и ценностей. Ценности жизни и цен­ностные отношения. Деятельность как условие жизни и развития личности. Характер дея­тельности и характер развития лич­ности. Деятельность созидательная и деятельность разрушительная. Паразитарное существование, по­следствия. Преступная жизнь и ее последствия. Жизнь — наслаждение и расплата за нее. Жизнь созидателя и ее последствия. Образ жизни, отраженный в образе человека. Деловая жизнь, личная жизнь, пуб­личная жизнь, творческая жизнь, светская жизнь, бытовая жизнь ... — характеристики жизни по домини­рующему содержанию ее.
    Наивысшие ценности жизни челове­ка. Место цены в системе ценностей. Характеристика достойной жизни: добро, истина, красота. Достойная жизнь животного и дос­тойная жизнь человека.
Один день как отраже­ние образа жизни чело­века. Содержание дня. Режим дня. Духо­вные, физические и материальные достижения человека в течение од­ного дня. Круг людей за один день. Палитра чувств и многообразие мыс­лей за день. «Пустой» день. Насыщенный день. Человек конструирует свой день.

«Выпускник»

Suae quisque fortunae fabe.

Лат.: «Каждый — творец своей судьбы».

Выпускной класс — особая группа школьников, нуж­дающаяся в новом воспитательном акценте своей учениче­ской жизнедеятельности.

Выпускник — молодой человек, стоящий на рубеже новой жизни; за этим рубежом нет приготовленной про­граммы и обрисованного пути; свободный выбор станет те­перь определять ход его жизни. Последний школьный год чрезвычайно важен, «Я» школьника несет ответственность за свое будущее.

Все предыдущие годы развивали в подрастающей лич­ности ее субъектность как способность осознавать себя но­сителем воли, сознания, отношения. Теперь перед субъек­том впервые в своей полноте предстает его собственная жизнь как продукт его усилий. И центральным ценност­ным объектом духовного осмысления становится «Моя жизнь и мое «Я» как субъект этой жизни».

Задачей — доминантой выступает формирование жиз­ненной позиции, то есть, общего отношения к жизни как таковой и своему «Я» как строителю этой жизни. Педагог содействует интенсивному осознанию юношеством свобод­ного выбора, который производится ими, и на конкретно организованной предметной деятельности приобщает к ре­альным шагам по конструированию содержания собст­венной жизни.

Данная задача выдвигает целую систему проблем, к решению которых педагог готовит воспитанников: он ста­вит проблемы и помогает искать решения. При этом, ре­шения могут быть не найдены. Тут главное — чтобы выпу­скник знал и принимал эти проблемы, готовясь к индиви­дуальному выбору, но и чтобы он видел эти проблемы сей­час, в своей реальной жизни, и свой выбор обозначал свои­ми действиями и поведением.

Проблемы жизни и вопросы текущей жизни
Мое «Я» как отдельный внутренний мир. Гар­мония и дисгармония моего «Я». Осмысление своих целей. Соотноше­ние цели и мечты. Способность к саморегуляции пове­дения и состояния. Корректировка формы поведения в согласии с внутренним миром. Планы деятельности как движение к цели.
Взаимодействие моего «Я» с миром: как при­нимает меня мир; как я принимаю мир. Форма и содержание моего «Я». Речь, мимика, пластика, одежда, манеры как средства внешнего порт­рета моего «Я». Открытость и доброжелательность в союзе со сдержанностью и коррект­ностью поведения.
Жизненная позиция в ее разновидностях: мое отношение к жизни как таковой. Позиция «иметь»; позиция «быть»; позиция «творить». Полярные позиции: «довольство­ваться», « существовать », « разру­шать». Способность отдавать себе отчет в исходе занятой жизненной позиции.
День моего «Я» как ступень жизни. Исто­рия моей жизни, в ко­торой ничего не со­трешь. Прошлое и будущее. Настоящее как создание прошлого и проживание уменьшающегося будущего. Анализировать прошлое. Планиро­вать будущее.
Жизненный путь чело­века. Кризис жизнен­ного пути. Обстоятель­ства жизни и судьба человека. Социальное окружение моего «Я». Анализировать обстоятельства моей жизни. Продумать роль моего «Я» в сло­жившейся судьбе.
Творчество жизни и конструирование жиз­ненного пути. Человек как творец жизни. Способность противостоять обстоя­тельствам. Отношение к дурным привычкам и низким традициям. Осмысление роли «белой вороны». Поиск собственного пути и индиви­дуальных форм поведения. Понятие духовной силы человека. Ошибки моей жизни. Исправление ошибок. Отношение к ошибкам жизни. Мои слабости и моя сила. Мои попытки изменить обстоятель­ства, окружающую среду.
Счастье жизни. Страда­ние жизни. Человек как кузнец своего сча­стья. Смысл жизни. Оценить мои представления о сча­стье. Осмыслить характер моего сча­стья как состояние души и как ито­говой оценки жизни. Отношение к неприятностям, неуда­чам, невзгодам, горю и страданию.
    Умение оценивать истоки неприят­ностей. Страдание как предупрежде­ние о несчастье. Смысл жизни в поисках смысла.
Конструирование инди­видуальной жизни. «Быть, как все» и «Не быть, как все» — вечная проблема человека. Умение быть скромным и гордым — обладать достоинством.

ПРИМЕЧАНИЯ

Примечание 1. Практическая реализация Программы воспитания проявляется, в первую очередь, в поведении де­тей и их внешнем облике. Затем — в интересах и деятельно­сти. Потом — в их мировоззренческих установках и выборе жизненного пути. Разумеется, мера результативности инди­видуальна для отдельного региона, школы, класса, отдель­ного ребенка. Не следует отчаиваться при слабых достиже­ниях, но следует неуклонно вести детей к высотам человече­ской жизни, все дальше и дальше от дикости и варварства.

Примечание 2. Реализация Программы воспитания осуществляется всем педагогическим коллективом. В рабо­те принимает участие каждый педагог, начиная с директо­ра школы. К обслуживанию Программы целесообразно пригласить технический и обслуживающий персонал шко­лы.

Примечание 3. Можно было бы сказать и так: работа по Программе — это организованная интересная разнооб­разная жизнь с хорошо расставленными акцентами на ее ценностях. Как полотно, растянутое на проблемные гвоз­дики (образ заимствован у А. Блока).

Наши рекомендации