Внутренняя связь между явлениями природы и ее существами 6 страница

Вы видите, как элементарные духи служат соединительным звеном между Землей и духовным мирозданием: вы можете проследить грандиозную драму фосфоресцирующих ундин, поднимающихся в море света и пламени, чтобы послужить пищей высшим Иерархиям, и сильфов, преображенных в зеленые и красные вспышки молний и поднимающихся в море огня, чтобы их вдыхали и выдыхали высшие Иерархии. Так земное непрестанно вступает в вечность. Там духи огня пребывают в вечности, ибо деяния их непреходящи. Хотя здесь, внизу, смерть бабочек [ В немецком оригинале написано (ошибочно) — "смерть птиц". — Примеч. перев.] происходит только в определенное время года (так что сияние, истекающее из этой субстанции, дискретно), но духи огня, саламандры, следят за тем, чтобы сияние, которое бабочки дарят миру, не прекращалось в течение всего года и всегда предстояло взорам Иерархий. Поэтому Земля окутана некоторым родом огневой мантии. Если смотреть на нее снаружи, она выглядит пламенеющей благодаря существам, которые видят вещи на Земле совершенно иначе, чем мы. Для человека, как я только что говорил, Земля — это твердая материя, которая образует почву под его ногами. Для гномов — это полая сфера, проницаемое пространство. Для ундин вода является элементом, из которого они поглощают фосфоресцирующие вещества. Сильфов астральность воздуха, рожденная миром умирающих птиц, побуждает к преобразованию себя в молниеносные красные и зеленые вспышки (вспышки обычно у них бывают синеватые и тусклые). Наконец, жизнь бабочек и насекомых надолго одаривает Землю огненной мантией, оболочкой из огня. Для ясновидящего Земля вся окружена удивительными пылающими картинами, а с другой стороны, его взгляд может следовать за молниеносными вспышками сильфов и фосфоресценцией ундин, которые поднимаются от Земли и исчезают в небесах. И он говорит себе: "Здесь, внизу, элементарные духи живут, движутся, действуют, они поднимаются и исчезают в пылающей мантии Земли". Но на самом деле это не исчезновение элементарных духов: это их присоединение к вечной жизни, переход в лоно высоких духовных Иерархий.

Все, что в конечном счете предстает в этой удивительной мировой картине, но является выражением процессов, происходящих на Земле, берет свое начало, проходит первоначальную фазу развития на нашей планете. И мы, люди, постоянно включены в эту картину.

Хотя в обычном состоянии сознания мы не способны воспринимать это свое окружение, это все же не отменяет того факта, что каждую ночь мы оказываемся в центре самой разнообразной деятельности этих существ и принимаем в ней участие как благодаря нашему "Я", так и благодаря нашему астральному телу.

Для гномов наблюдать за человеком во время сна настоящее развлечение: не за отдыхающим физическим телом, но человеком, освобожденным от него, — за его "Я" и астральным телом. Человек же в это время продолжает мыслить в духовном мире и ничего об этом не знает. Он не знает, что мысли его живут в духовном. Что касается ундин, они находят совершенно непонятным, что человек так мало знает самого себя. У сильфов и саламандр то же впечатление.

На физическом плане нам весьма неприятно, когда нас окружают и преследуют среди ночи комары или другие насекомые. А ведь духовный человек ("Я" и астральное тело) ночью бывает погружен в жизнь и работу элементарных духов, которые без конца призывают его обострить свое сознание и узнать немного больше о реалиях мира.

Попробую дать представление об этом. Когда, окруженные роями гномов, ундин, сильфов и саламандр, люди начинают их слышать и обнаруживают, что являются для них предметом насмешки, элементарные духи призывают людей продвигаться вперед по пути познания, вот тогда можно слышать, например, что говорят гномы:

Ты видишь себя как во сне

И избегаешь пробуждения.

Гномы знают, что человек воспринимает свое "Я" еще как бы во сне и, чтобы достичь истинного "Я", ему нужно пробудиться. Это они видят со всей ясностью. Гномы призывают человека во сне:

Ты видишь себя как во сне

— они имеют в виду во время дня —

И избегаешь пробуждения.

Вот что говорят ундины:

Ты мыслишь творчество Ангелов

И не знаешь этого.

Потому что человек не знает, что его мысли в действительности обитают в мире Ангелов.

Вот что говорят уснувшему человеку сильфы:

Творческая мощь осеняет тебя,

А у тебя нет об этом никакого предчувствия.

Ты чувствуешь в себе ее силу,

— сила — это творческая мощь —

Но ты ею не живешь.

А вот как говорят духи огня:

Воля Богов укрепляет тебя.

Но ты ее не воспринимаешь.

От них сила твоей воли,

— сила воли Богов —

Но ты отталкиваешь ее от себя.

Эти изречения призывают заострить, укрепить наше сознание. Эти существа, не сходящие в физический мир, хотят, чтобы человек прогрессировал на пути познания и принимал участие в их мире.

Когда погружаешься в их слова, то постепенно тоже начинаешь слышать то, что эти создания говорят о своей собственной сущности.

Гномы:

Я держу в своей власти силу корней,

Она создает мою телесную форму.

Ундины:

Я привожу в движение силу роста в водах,

Она формирует мою жизненную субстанцию.

Сильфы:

Я вдыхаю жизненную силу воздуха.

Она наполняет меня могуществом бытия.

Что же касается духов огня, то очень трудно найти слова, которые передавали бы их активность, потому что саламандры очень удалены от жизни и нужд Земли. Поэтому я использую глагол "вкушать", но следует ясно понимать, что речь идет о пожирающем пламени: чтобы передать смысл процесса, требуется произвести глагол от существительного "пищеварение". Саламандры:

Я вкушаю силу огненного стремления,

Она растворяет меня в духовности души.

В той мере, в какой это возможно, я попытался передать, как разнообразные элементарные сущности характеризуют сами себя и к чему они призывают человека.

Но они не столь недружелюбно настроены по отношению к человеку, чтобы давать ему только негативное, — от них исходят и лапидарные призывы. И эти лапидарные призывы ощущаются как нечто грандиозное. Надо научиться видеть разницу между человеческой фразой, как бы прекрасна она ни была, и духовным изречением, исходящим от всей огромной армии гномов. Тогда слова получают грандиозный резонанс, так как их происхождение совершенно иное, чем у человеческих слов. Их слова должно слышать космическим слухом. Человек, который слушает хор гномов, слышит прежде всего тот призыв, который я только что приводил, а затем следующее:

Стремись бодрствовать!

Эти слова, произносимые неисчислимыми голосами, разносятся по всему миру и производят мощное моральное впечатление. Хор ундин говорит:


Мысли в духе!

То, что касается сильфов и их хора, не так просто. Я вам говорил, что гномы в свете полной Луны кажутся похожими на маленьких рыцарей, одетых в сверкающую броню; именно в это мгновение из недр Земли поднимается их мощный призыв: "Стремись бодрствовать!". Я говорил вам также, что ундины в определенное время года поднимаются в высшие области с пламенным желанием быть поглощенными Иерархиями. В это именно мгновение посылается к Земле, как эхо их вознесения, изречение: "Думай в духе!". И когда Иерархии вдыхают и выдыхают сильфов, когда они исчезают в космическом свете как синеватые, красноватые и зеленоватые молнии, именно тогда их слова доносятся с небес:


Живи, созидая дышащее бытие!

И как бы пылая гневом (не разрушительным гневом, а полезным человеку космическим элементом) — пламенным и вместе с тем восторженным, — раздается призыв не разрозненных голосов, а мощного хора, звучащего громовым раскатом от края до края неба, хора духов огня, которые несут свой дар в пламенеющую мантию Земли:


Восприми с любовью силу

волеизъявления богов!

Безусловно, можно не внимать всему этому. Человек свободен услышать эти слова или остаться к ним глухим. Когда он их слышит, он знает, что эти слова — составные части мирового бытия, конкретные свершения. В человеческой жизни гномы играют не только ту роль, которую я здесь описал, им также поручена миссия дать человеку услышать Космическое Слово, звучащее из недр Земли. Миссия ундин дать ему услышать это Слово в мгновение их небесного восхождения. Сильфы изрекают его с мировых вершин, а духи огня глаголют из всех краев атмосферы мощным и величественным хором.

Вот как можно отобразить и перевести человеческими словами эти духовные речения. Слово элементарных духов является космическим, и хотя мы и не слышим его в современном состоянии нашего сознания, это — то Слово, которое постоянно действует в нас. Прадревняя традиция, согласно которой мироздание было создано Словом, утверждает глубочайшую истину. Но Космическое Слово не является соединением каких-то слогов, это — огромный хор бесчисленных существ, ибо каждое из них должно выразить себя в мировом хоре. Космическое Слово состоит из всей совокупности этих голосов. Недостаточно абстрактным образом представлять себе, что "В начале было Слово...", надо приступить к этому Мировому Слову, из которого произошло все. Оно составлено из разнообразных голосов мириадов существ и включает многочисленные оттенки. В этом Слове все звуки составляют необъятную гармонию мира, истинную симфонию, где каждый голос звучит на свой лад, где каждое слово является творческим.

И в этом хоре гномов с его громогласным "Стремись бодрствовать!" слышится — но только на языке гномов — та сила, которая дает человеку его скелет, его конечности.

Когда ундины призывают: "Думай в духе!", то в переводе с языка ундин это означает, что творческое Слово изливается в человека, чтобы сформировать органы его системы обмена веществ.

А когда сильфы, вдыхаемые Иерархиями, с высот изрекают свое: "Живи, творя дышащее бытие!", человек пронизывается, проникается, охватывается той силой, которая одаряет его органами ритмической системы.

И то, что громовым раскатом, присущим духам огня, доносится до внимающего слуха со стороны пламенеющей вселенской мантии, нам является только в отблеске, в отражении (ведь источником служит пламенеющая мировая мантия: оттуда изливается сила этого Слова!). Нервная система каждого человека, так сказать голова каждого человека, есть маленькое миниатюрное отражение того, что на языке этих огненных существ значит: "С любовью принимай силу воления богов". Это изречение действует в лоне самой тонкой субстанции мироздания, и когда в ней проходит развитие человека между смертью и новым рождением, это Слово преобразует то, что человек принес из своей предшествующей жизни, в то, что позднее станет его головой, его нервной системой и системой органов внешних чувств.

Система конечностей Хор гномов: Стремись бодрствовать!
Организация обмена веществ Ундины: Думай в духе!
Ритмическая система Сильфы: Живи, творя дышащее бытие!
Нервная система и система внешних чувств Огненные существа: С любовью принимай силу воли Богов!

Мы видим, таким образом, в какой мере то, что пребывает за Порогом, входит как составная часть в нашу природу и дает нам доступ к божественным творческим силам, которые все создают и одушевляют. И если мы вспомним стремление людей прошлых времен и то, что вдохновило Гёте к написанию следующих двух строчек из "Фауста":

Познай все сущее в основе

И не вдавайся в суесловье,

[ Гёте В. Фауст. Сцена 1 "Ночь" (перев. Б. Пастернака) — Примеч. пер. ]— то мы имеем право сказать, что это стремление должно быть осуществлено. Это должно случиться в процессе будущего развития человеческого существа. Вне этого нет реального познания. В действительности человек во всем им познаваемом пока еще только играет словами. Он занят суесловием в той мере, в какой не погружает свои взоры в силы и зародыши, которые всеми средствами строят и воздвигают его.

Итак, конечности, система обмена веществ, ритмическая система, нервная система и система органов внешних чувств — все это составляет единство противоположно направленных течений, когда снизу вверх звучит: "Стремись бодрствовать!" и "Думай в духе!", а с ними смешивается звучащее сверху вниз: "Живи, творя дышащее бытие!" и "С любовью принимай силу воления богов!".

Изречение: "С любовью принимай силу воления богов!" — является творческим принципом, неторопливо и без суеты действующим в голове. А восходящее снизу вверх "Думай в духе!" и изречение, нисходящее сверху вниз: "Живи, творя дышащее бытие!" — объединяются и перемешиваются друг с другом в ритме, который сам является прообразом органических ритмов дыхания и кровообращения. Изречение: "С любовью принимай силу воления богов!" внедряет в нас органы внешних чувств. А все, что проявляется, когда мы передвигаемся, когда стоим, когда двигаем руками и ногами, всем телом, что служит воплощением нашего волеизъявления, звучит в изречении: "Стремись бодрствовать!".

Итак, вы видите, что человек, малый мир, является созвучием Мирового Слова, которое на низшей ступени может быть истолковано представленным выше образом. Это Мировое Слово можно проследить гораздо выше и дойти до высших Иерархий. Там Мировое Слово обладает бесконечным величием, так как оно порождает весь мир. Призыв элементарных духов, который раздается в мироздании, — это эхо всеобъемлющего Космического Слова, Творца всего, что только живет и существует.

Гномы: Ты видишь себя как во сне И избегаешь пробуждения. Я держу в своей власти силу корней. Она создает мою телесную форму.
Ундины: Ты мыслишь творчество Ангелов И не знаешь этого. Я привожу в движение силу роста в водах, Она формирует жизненную субстанцию.
Сильфы: Творческая мощь осеняет тебя, А у тебя нет о ней никакого предчувствия. Ты чувствуешь в себе ее силу, Но ты ею не живешь. Я вдыхаю жизненную силу воздуха, Она наполняет меня могуществом бытия.
Саламандры: Боля Богов укрепляет тебя. Но ты ее не воспринимаешь. От них сила твоей воли. Но ты отталкиваешь ее от себя. Я вкушаю силу огненного стремления, Она растворяет меня в духовности души.
Хор гномов: Стремись бодрствовать!
Ундины: Думай в духе!
Сильфы: Живи, творя дышащее бытие!
Духи огня: Восприми с любовью силу волеизъявления богов!

[ Предлагаемый перевод медитативных формул представляет собой только подстрочник, в котором соблюден порядок слов оригинала и их основное значение. —Примеч. перев.]

Часть IV

Наши рекомендации