Управление слухами и сплетнями
Организованная утечка информации
Слухи о слухе.
Типы переносчиков слухов.
Первый тип — это «болтуны»,
Ко второму типу принято относить людей, которые просто стремятся быть в центре внимания.
Третий тип — «серые кардиналы»; они переносят слухи абсолютно осознанно, из своих собственных соображений, например, хотят быть ближе к руководству.
В процессе управления слухамив компании важно учитывать нижеприведенные факторы.
1. Размер компании. Если меньше 50 человек, систему управления слухами обычно не выстраивают в принципе.
2. Условия, в которых передаются слухи. Например, такие состояния людей, как беспокойство и неуверенность, способствуют скорости распространения слухов.
3. Личность собеседника. Выше доверие к слуху, если между источником информации и ее потребителем существует авторитетная дистанция (возрастная, материальная, иерархическая и т. п.), присутствует элемент восхищения собеседником, а также, в том случае, если источник принадлежит к кругам, которые недоступны слушателю.
4. Пол людей: мужчины больше, чем женщины, склонны производить, распространять и принимать такой вид слухов, как политические новости (официальные и неофициальные), женщины — связанные с ростом цен, емейной жизни и т.д.
5. Содержание. Оно должно быть простым и понятным. Чем оно сложнее и недоступнее, тем меньше скорость его распространения.
6. Время функционирования слуха. через 12—15 дней слух «стирается» или вытесняется.
7. Среда распространения. быстрее распространяются в социально однородной среде
8. Технологически важным оказывается правильный выбор начальной локации или «места запуска» искусственных слухов. Распространение слухов должно происходить там, где есть готовые потоки людей, в местах обычного бытового общения: на базаре, в столовой, транспорте, в курилке, на планерке, в очереди за зарплатой.
Сплетня — это тот же слух, только носящий недоброжелательную эмоциональную окраску по отношению к тому человеку, о котором в ней говориться. В основе сплетни, как правило, лежат не сложившиеся межличностные отношения.
Почему люди распространяют сплетни?
1. Из желания отомстить обидчику.
2. Для самоутверждения и карьерного роста.
3. Чтобы войти в коалицию.
Управление слухами и сплетнями
Управлению слухами необходимо учиться, поскольку:
• слухи — самая неуправляемая коммуникация, поэтому нужно владеть специальными технологиями ее контроля;
• именно слухи разрушают репутацию лидеров, именно они делают лидерами, это оружие, которые однажды могут использовать ваши конкуренты;
• появление слухов возможно только в незащищенной среде, по-, этому организация должна уметь выстраивать коммуникативную среду таким образом, чтобы негативные слухи в ней стали невозможными;
• ситуация репутационного кризиса по причине появления негативных слухов всегда возникает неожиданно и требует оперативной реакции, поэтому необходимо быть заранее готовым к эффективной работе в условиях стресса и нехватки временного ресурса.
Борьба со слухами и сплетнямивключает мероприятия двух видов: профилактические и противодействующие.
Исходя из причин возникновения слухов задача профилактических мероприятий сводится к:
1) предотвращению нарастания высокого уровня неопределенности и тревожности в обществе;
2) созданию и поддержанию на должном уровне системы информирования, обладающей у аудитории имиджем высокой надежности и достоверности;
3) созданию устойчивой обратной связи от аудитории к источнику информации, своевременное реагирование на нужды и запросы людей;
4) формированию эмоциональной среды, исключающей бы возможность распространения слухов, даже если они провоцируются преднамеренно.
Более сложной является задача активного противодействия уже возникшим слухам:
1. Игнорирование неправдоподобных слухов
2. Подтверждение слуха.
3. Опровержение слуха.
4. Ирония, юмор.
5. Контрслух.
6. Доведение до абсурда.
7. Дискредитация автора.
8. Назначение ответственного лица или «пост» слухов.
9. Устранение причин.
10. Публичное разоблачение «сплетника».