Технология работы социального педагога с семьей подростка, находящегося в трудной жизненной ситуации.
Для профессиональной работы социального педагога с семьей важны такие характеристики семьи, как дееспособность и активность.
Дееспособность семьи может быть ограниченной, временно ограниченной, неограниченной (в зависимости от возможности самостоятельно зарабатывать средства к существованию). Активность семьи характеризует ее ориентацию на наращивание ее ресурсов:
- собственно активность ( ориентация на свои силы, высокая мобильность);
- ограниченная активность (ориентация на самообеспечение в какой-либо одной сфере жизнедеятельности);
- пассивность (ориентация на иждивенчество, низкая мобильность, неразвитость адаптационных способностей).
Технология планирования и осуществления работы с семьей (каждое последующее действие вытекает из предыдущего).
1. Сбор первичной информации.
2. Исследование особенностей функционирования семьи:
- правила и нормы (система внутрисемейных правил поведения в семье, при нарушении их возникает напряженность в семье);
- динамика (как члены семьи ежедневно общаются между собой);
- структура власти семьи (в чьих руках власть, скрытая или открытая власть);
- эмоциональность семьи (эмоциональная шкала семьи (бурно, сдержанно, сочувствие, равнодушие и пр.);
- система семейных ценностей;
- роли в семье (примиритель, защитник. авторитет);
- сильные стороны семьи.
3. Определение цели работы с семьей:
- основные этапы формулирования целей:
а) установка контакта с семьей;
б) составление перечня того, в чем нуждается семья;
в) помощь семье в определении приоритета целей и задач совместной работы (что является первоочередным);
г) формулирование общей цели (семья, социальный педагог, представители соответствующих служб).
4. Конкретные действия по улучшению проблемной ситуации.
5.Определение временных рамок решения проблемной ситуации.
6. Этап завершения работы с данной проблемной ситуацией семьи.
Формы работы социального педагога с семьей.
1. Индивидуальная работа:
- беседы, консультирование, посещение семьи.
2. Групповая работа:
- тренинги для группы родителей, группы взаимопомощи и пр.
3. Коллективная (различные виды собраний, вечера вопросов и ответов, организация досуговых мероприятий и пр.
4. Наглядно-информационные :
-выставки творческих работ детей и родителей, выпуск газет, школьных журналов, выставки книг по проблемам семейного воспитания и пр.
Классификация типов семьи:
1. По структуре:
Полные семьи: | Неполные семьи: |
с 1, 2, 3-мя детьми; | одинокая мама; |
многодетная (с 4 детьми и более); | родители разведены; |
со старшими членами семьи (бабушка и др); | воспитывает один отец; |
дети сводные; | |
дети неродные, усыновленные |
2. По материальной обеспеченности:с высоким материальным достатком; со средним материальным достатком (обеспеченная); с низким материальным достатком (малообеспеченная); нуждающиеся (за чертой бедности).
3. По воспитательному потенциалу:
· социально здоровая: в воспитательном отношении сильная, устойчивая, неустойчивая;
· социально здоровая, но неблагополучная в воспитательном отношении:
утрата контакта с детьми, утрата контроля;
· социально нездоровая, неблагополучная, в воспитательном отношении слабая с постоянно конфликтной атмосферой;
· социально нездоровая, негативная, в воспитательном отношении слабая с агрессивно-негативной атмосферой; маргинальная ( с алкогольной, сексуальной деморализацией, наркотической зависимостью); преступная; психически отягощенная.
4. По взаимоотношениям:гармоничная; компромиссная; неустойчивая; мнимая; конфликтная; резко конфликтная; потребительская.
5. По направленности:семьи, ориентированные на деятельность; на общение; на самоудовлетворение (эгоистическая).
6. По социально-правовой устойчивости: социально устойчивая; социально неустойчивая; асоциальная; криминогенная.
Характеристика благополучной и неблагополучной семьи
Фактор | Благополучная семья | Неблагополучная семья |
Самооценка | Высокая самооценка у всех членов семьи | Низкая самооценка |
Коммуникация | Честная, открытая, ясная, адекватная, прямая | Нечестная, запутанная, неопределенная, неадекватная |
Семейные правила | Правила гибкие, меняющиеся при необходимости. Свобода любых обсуждений, допускается свое мнение. | Правила скрытые, жесткие, неизменные. Мелочная опека и контроль. Запреты на любые обсуждения. |
Социальные связи | Многообразие социальных связей, семья открыта для внешних контактов. | Страх перед социумом, закрытость, отсутствие социальных связей, или заискивание перед социумом. |
Характер взаимоотношений в семье:
* между взрослыми членами семьи (гармоничные, компромиссные, неустойчивые, мнимые, конфликтные, аморальные и др.);
* между другими членами семьи и ребенком (слепое обожание, заботливость, доверие, дружба, равноправие, отчужденность, равнодушие, мелочная опека, полная самостоятельность, независимость, бесконтрольность);
* позицию ребенка в семье (педагогически оправданная; «кумир семьи»; объект постоянных ссор взрослых, каждый их которых стремится привлечь его на свою сторону; предоставлен самому себе, никто им не интересуется; запуган авторитарным отношением, неуверен в себе, избегает общения с родителями; на положении «Золушки»);
* отношение ребенка к родителям (дорожит семейными отношениями; родители авторитетны; относится безразлично; относится пренебрежительно; остро переживает семейную драму; тяготеет к одному из членов семьи.
Выделяют четыре установки ребенка по отношению к родителям и самому себе:
«Я нужен и любим, и люблю вас тоже»;
« Я нужен и любим, и вы существуете ради меня»;
«Я не нужен и не любим, но я от всей души желаю приблизиться к вам»;
«Я не нужен и не любим, оставьте меня в покое».
Первые две позиции более благоприятны для развития ребенка, так как эти позиции обеспечиваются демократическим отношением к ребенку – признанием такого же права на существование его вкусов, мыслей, чувств, как у взрослого.
Позиция ребенка в семье