В различные возрастные периоды

Лечебная физкультура с детьми 1-го года жизни проводится в виде индивидуальных занятий; при необходимости ребенок может получать и дополнительные, выполняемые родителями, назначения по лечебной физкультуре. Подбор упражнений соответствует возрастным особенностям развития движений.

У здоровых детей первых 3-х месяцев жизни наблюдается физиологическая гипертония сгибательной мускулатуры, препятствующая назначению и проведению пассивных гимнастических упражнений, а также врожденные физиологические (примитивные, спинальные) рефлексы (Бабинского, Россолимо, Галант и др.), которые используют при проведении рефлекторных гимнастических упражнений.

Эластичность, богатое лимфо- и кровоснабжение кожи и подкожной жировой клетчатки, развитие рецепторного аппарата позволяют широко использовать в качестве ведущего средства лечебной физкультуры в этом возрасте массаж (преимущественно поглаживание и растирание).

При построении занятия для детей раннего возраста, особенно в первые месяцы жизни, обязательно соблюдается принцип чередования (рассеянной мышечной нагрузки), когда последовательно чередуются упражнения для разных мышечных групп и не повторяются подряд несколько упражнений для одних и тех же мышц. Перед упражнениями для мышц рук, ног, спины или брюшного пресса проводится массаж соответствующей области.

С конца 3-го месяца жизни у здоровых детей постепенно исчезает повышенный тонус сгибателей, движения конечностей становятся свободными. У больного ребенка гипертонус сгибателей нередко сохраняется длительно. После исчезновения повышенного тонуса сгибательной мускулатуры и некоторых врожденных рефлексов используются пассивные гимнастические упражнения для верхних и нижних конечностей, активные или активные с помощью повороты со спины на живот, а в дальнейшем и с живота на спину, после исчезновения рефлекса ползания (рефлекс Бауэра) – упражнения для стимуляции ползания. Исходные положения для гимнастических упражнений и массажа в 1-м полугодии только горизонтальные – лежа на спине, животе, боку. Наличие гипертонуса является противопоказанием для включения пассивных упражнений.

Во 2-м полугодии 1-го года жизни ведущее место среди других упражнений занимают активные гимнастические, связанные с естественными движениями ребенка: повороты туловища вправо и влево из исходных положений на животе и на спине, ползание на четвереньках, в конце 1-го года жизни ходьба на четвереньках или при поддержке. Для детей, умеющих сидеть и стоять, вводятся исходные положения сидя и стоя, но число их ограничивается. Включаются упражнения и переходы из одного положения в другое. Сравнительно меньшее место отводится массажу, некоторые его приемы осуществляются во вводной и заключительной частях занятия, если нет необходимости его введения по специальным показаниям и в основную часть. Пассивные, а в некоторых случаях и рефлекторные гимнастические упражнения включаются в занятия лечебной физкультурой при задержке в психомоторном развитии или в связи с его извращением в результате болезни.Общая длительность занятий на 1-м году жизни 8– 15 минут.

Методические особенности проведения лечебной физкультуры с детьми 2-го и 3-го лет жизни. Чаще всего используется индивидуальный способ, хотя возможны и малогрупповые занятия. В условиях госпитализации, когда ребенок попадает в новую, непривычную для него обстановку и у него появляются отрицательные эмоции, имеющиеся у него двигательные навыки затормаживаются, что затрудняет их использование в упражнениях. Упражнения выполняются с помощью инструктора (активные упражнения с помощью). Наличие речевых сигналов при выполнении таких упражнений способствует восстановлению условных двигательных рефлексов. В дальнейшем ребенок может выполнять упражнение самостоятельно, по привычной уже команде: «подними руки высоко», «ножки согни» и т.д. Игрушки, пособия во время занятий лечебной физкультурой с детьми раннего возраста не только способствуют возникновению положительных эмоций, но и обеспечивают определенную точность движений. Так, разложенные в определенном порядке шарики, флажки или иные игрушки позволяют использовать активную ходьбу в требуемом направлении в сочетании с наклонами и выпрямлением туловища при команде «собери шарики, флажки». В связи с развитием речи и расширением представлений ребенка об окружающей среде возможно включение активных имитационных упражнений (прыгать, как зайчики, ходить, как косолапый мишка), в том числе и активных дыхательных упражнений (понюхать цветочек, сдуть пушинку).

На 3-м году жизни возрастает общая двигательная активность (и потребность в движениях). Основными формами лечебной физкультуры становятся специальное занятие и утренняя гимнастика. Занятие целесообразно проводить малогрупповым способом с детьми, близкими по уровню психомоторного развития, со сходными заболеваниями.

Специальное занятие проводится в кабинете лечебной физкультуры, имеющем необходимые пособия и оборудование для упражнений с детьми раннего возраста. Очень хорошим воспитательным приемом, значительно повышающим эмоциональный уровень занятий, является переодевание детей в специальные физкультурные костюмы и тапочки.

Во вводной части занятия, в зависимости от уровня развития навыка ходьбы, вводятся либо ходьба «стайкой», либо построения простейшего типа: дети ходят по кругу, взявшись за руки, парами, и колонну. В основную часть, помимо активных упражнений, соответствующих лечебным задачам, вводятся общеразвивающие, в сочетании с упражнениями по тренировке и развитию основных движений: бросания, прыжков, лазания, бега. Включение этих упражнений проводится последовательно, в течение нескольких занятий – так, чтобы в каждом из них происходило закрепление и тренировка 1–2 двигательных навыков.

Основным методическим приемом проведения занятия в целом является имитационный. Для подражаемого образа выбирается наиболее понятный ребенку. При объяснении упражнения инструктор обращает внимание на главную деталь движения, важную для решения лечебной или воспитательной задачи: «прыгать легко, как зайчики», «ручки, ножки сделались мягкими, как тряпочки».

Оправдывает себя метод построения занятий в виде сюжетного, игрового рассказа. Например, инструктор ведет рассказ и одновременный показ по сюжету «прогулка». Дети собрались, пошли друг за другом, вышли в поле. На полянке растут цветочки, которые дети собирают и нюхают. Вот прилетели жучки. Они легли на травку, барахтаются, греются на солнышке, повернулись, встали на все свои лапки и поползли... По мере продолжения рассказа дети выполняют упоминающиеся в нем движения.

У детей 2-го и 3-го года жизни в занятия включаются подвижные игры, понятные по своему содержанию и двигательным действиям всем участвующим в игре. Правила игры выражаются в краткой форме, сигналы к действию – короткие и понятные, поддерживающие интерес к игре.

Такова игра «Кто быстрей в свой домик?». Раскладываются обручи на полу кабинета лечебной физкультуры, каждый ребенок становится в свой «домик». Затем все выходят на прогулку и ходят по кабинету. По команде инструктора «Беги!» дети стараются найти и занять свой «домик».

Длительность занятий может быть увеличена до 15- 20 минут.

Методические особенности лечебной физкультуры в дошкольном возрасте (3–7 лет). К 3 годам здоровый ребенок владеет почти всеми основными движениями. Двигательные навыки совершенствуются, развиваются двигательные качества ребенка.

На 4-м году жизни ходьба сохраняет неравномерность длины шага, разброс ног и параллельную постановку стоп. Ребенок совершает много дополнительных движений в виде боковых раскачиваний, шаркания и шлепания стоп, легко теряется прямое направление. В динамике бега отмечаются значительные сдвиги, появление скрестной координации рук и ног, возрастает скорость бега. Совершенствуются прыжки в высоту, хотя одновременный отрыв обеих ног от опоры наблюдается лишь у 85 % детей. Бросание и метание совершенствуются без координированных движений туловища. Равновесие достигается с трудом и легко утрачивается. При выполнении общеразвивающих упражнений ребенок так же легко теряет координацию.

На 5-м году увеличивается длина шага и замедляется темп ходьбы. Бег приобретает более координированный характер. Прыжки с места детям удаются с отрывом обеих ног, развивается прыжок в длину. Бросание развивается за счет дальности, в то время как точность попадания еще недостаточна.

На 6–7-м годах жизни все двигательные навыки характеризуются большей точностью. Ходьба становится координированной, исчезают лишние движения, длина шага еще более возрастает, шаги равномерны, постановка стоп – перекат с пятки на носок.

Дефекты ходьбы у больных детей особенно заметны. Могут наблюдаться неестественные, напряженные движения ног и рук, вялая, тяжелая походка, неправильная постановка стоп. Во время занятий лечебной физкультурой дети дошкольного возраста постепенно совершенствуют навык ходьбы. Чем старше дети, тем большее внимание следует обращать на сохранение при ходьбе правильной осанки, добиваться легкой, непринужденной ходьбы.

Бег у детей старшего дошкольного возраста становится энергичным, шаг ритмичным, движения рук и ног координированными, возрастают длина шага и скорость бега. Благодаря хорошей координации движений во время бега можно давать различные задания на изменение направления движения, на временные и пространственные ориентировки. Хорошо развито у детей 6-7 лет лазание как в горизонтальном, так и в вертикальном направлениях, движения рук и ног при этом согласованны, развивается их перекрестная координация, хотя легче удается детям лазание одноименным способом (поочередные движения левой рукой и ногой, правой рукой и ногой).

К 6 годам появляется навык пружинистого приземления при прыжке с перекатом с носка на пятку или с пятки на носок, мягкость приземления вырабатывается медленно, координация движений при толчке, полете и приземлении зависит от длительности и характера применяемых упражнений.

Из возрастных физиологических особенностей ребенка дошкольного возраста, учитываемых в методике занятий лечебной физкультурой, следует иметь в виду особенности координации движений. Сама по себе координированная работа скелетных мышц является обязательным физиологическим условием произвольных движений. В дошкольном возрасте происходит смена диффузных двигательных реакций целенаправленными с участием лишь необходимых мышц в результате систематических упражнений и зависит от физического воспитания.

С большим трудом дети-дошкольники дифференцируют темп движения, поэтому сохранение ритма упражнений и их темпа лучше удается при сопутствующих дополнительных сигналах: ритмическое музыкальное сопровождение, четкая команда, метроном и т.п. У детей 5–7-летнего возраста все большее значение приобретает вторая сигнальная система (действия по речевой команде, словесный инструктаж).

Лечебная физкультура с детьми дошкольного возраста проводится в форме групповых и малогрупповых занятий, утренней гимнастики и элементов лечебной физкультуры в режиме дня. Ведущей формой является занятие, которое строится по тем же принципам, но с учетом особенностей дошкольного возраста. Так, при занятиях с детьми 4– 5 лет в связи с имеющейся и усугубляющейся при заболеваниях неравномерностью в развитии движений у разных детей применяется индивидуальный способ организации, а при хорошо усвоенных всеми больными навыках – фронтальный способ, т.е. одновременное выполнение упражнений всеми детьми.

У детей старшего дошкольного возраста длительность занятий увеличивается до 25 минут. Кроме лечебных задач во время специальных занятий по лечебной физкультуре должны решаться лечебно-воспитательные, обеспечивающие восстановление и высокое качество двигательных навыков и умений, соответствующих возрастным, физиологическим характеристикам. Для этого инструктору по лечебной физкультуре следует заимствовать некоторые приемы обучения движениям из соответствующих программ физического воспитания дошкольников, а также постоянно анализировать состояние двигательной сферы больного и приводить в соответствие применяемые средства и методы лечебной физкультуры с индивидуальными особенностями ребенка.

Утренняя гигиеническая гимнастика с детьми дошкольного возраста должна проводиться отдельно от детей других возрастных групп. Чем младше дети, тем целесообразнее игровой метод, в то время как со старшими детьми эффективна гимнастика, проводимая по четкой команде, с последовательным выполнением упражнений. Утренняя гимнастика у больных детей дошкольного возраста должна вызывать положительные эмоции, способствовать бодрому, радостному настроению, а также дисциплинировать их.

Методические особенности проведения лечебной физкультуры в школьном возрасте. В школьном возрасте происходит довольно бурный рост тела и увеличение его массы, изменяются пропорции. Интенсивное развитие скелета связано с мышечной деятельностью, формированием мышц, сухожилий и суставного аппарата. Увеличивается относительная масса мышц, совершенствуются их функциональные свойства, возрастает сила. Особенно бурно развивается нервная система.

В 7 лет уровень возбудительного и тормозного процессов высшей нервной деятельности ребенка еще не уравновешен. Легко наступает генерализация возбуждения.

В препубертатном возрасте в поведении подростков проявляется преобладание возбуждения над торможением, четкость двигательных реакций ухудшается.

Еще более сложные изменения психики детей происходят в пубертатном периоде. Характерны психическая неуравновешенность, резкие переходы от угнетенного состояния к возбужденному и, наоборот, обидчивость, склонность к слезам, проявления негативизма, критического отношения к действиям взрослых. К концу этого периода в большинстве случаев устанавливаются гармоничные отношения коры и подкорковых отделов. И препубертатный, и пубертатный периоды связаны с большим напряжением высшей нервной деятельности, поэтому необходимо требование сохранять особо бережное отношение к больным этого возраста, в том числе, при проведении занятий лечебной физкультурой.

Средства лечебной физкультуры и формы их применения используются в полном объеме. Длительность занятий доводится до 35–45 минут (школьный урок).

Во вводной части занятия широко используются построения и перестроения. Наиболее распространены построения в шеренгу, в колонну по одному, равнение по носкам и в затылок, перестроение в круг из шеренги или из колонны, повороты на месте, расчеты на «первый–второй», размыкание, ходьба в ногу, в обход, змейкой, по диагонали и т.д.

В основную часть занятия включаются упражнения и игры, соответствующие намеченным лечебным задачам. В содержание любых форм лечебной физкультуры общеразвивающие упражнения включаются с учетом воздействия на все группы мышц с соблюдением чередования и сочетания с дыхательными, корригирующими и специальными. Общеразвивающие упражнения могут проводиться без предметов, с предметами.

Широко используются упражнения в ходьбе (на носках, пригнувшись, крадучись, широкими шагами, с высоким подниманием бедра, приставными шагами, скрестно, с носками, повернутыми внутрь или наружу). Правильная ходьба должна быть свободной, ненапряженной, голова и туловище сохранять выпрямленное положение, плечи развернуты, движения рук и ног свободные, перекрестные. При ходьбе сохраняется заданный командой или музыкальным сопровождением ритм.

Бег применяется в лечебной физкультуре чаще всего в периоде восстановления и остаточных явлений, когда допустимая физическая нагрузка может быть средней и выше средней. При этом тело ребенка слегка наклонено вперед, толчок производится наружной стороной носка, нога полностью выпрямляется в момент отталкивания, маховая нога в коленном суставе, бедро перемещается вперед-вверх и достигает наибольшей высоты при толчке другой ногой, согнутые в локтях руки двигаются в темпе движения ног, разноименно, дыхание свободное. Освоению техники правильного бега способствуют упражнения в беге на носках в прямом направлении, в меняющемся темпе.

Резко повышают эмоциональную насыщенность занятий упражнения в метании. Для метания используют мячи, резиновые кольца. Освоение правильной техники метания возможно при достаточном повторении упражнений до 12– 15 раз.

Важное значение имеют подвижные игры, обеспечивающие разностороннее воздействие на организм больного ребенка, сопровождающиеся положительными эмоциями, предоставляющие прекрасную возможность для тренировки всех основных видов движений: ходьбы, бега, прыжков, метания, лазания.

У детей старше 7 лет подвижные игры применяют во всем их многообразии, заимствуя содержание и правила из программ физического воспитания, сборников подвижных игр, а также используя творческую фантазию самих детей и сотрудников отделения лечебной физкультуры. Для детей младшего школьного возраста чаще используются подвижные сюжетные игры, включающие подражательные действия («гуси-лебеди», «мышеловка», «у медведя на бору»), игры с мячом, включающие простейшие соревновательные элементы («передача мячей», «мяч среднему», «кто быстрее»). У более старших детей применяются игры- эстафеты, игры со спортивными элементами и т.д.

Врожденный вывих бедра

Врожденный вывих бедра – наиболее часто встречающееся врожденное заболевание опорно-двигательного аппарата. Односторонний вывих наблюдается чаще, чем двусторонний; у девочек вывих встречается чаще, чем у мальчиков.

Причиной развития врожденного вывиха бедра является дисплазия тазобедренного сустава, т.е. врожденный порок развития всех элементов сустава. Суставная впадина уплощена за счет утолщения хрящевого покрова, развития на ее дне соединительной ткани и за счет недоразвития хрящевых и костных краев, особенно верхнего края впадины. Ядро окостенения головки бедра на пораженной стороне появляется позже, чем на здоровой. Из-за отсутствия правильного взаиморасположения суставной впадины и головки бедра последняя поворачивается кпереди (антеторсия).

Учитывая клинико-рентгенологическую картину различают дисплазию (предвывих), подвывих и вывих. Ребенок редко рождается с уже сформированным вывихом бедра, чаще всего этому предшествует предвывих или подвывих бедра в тазобедренном суставе.

Эффект лечения зависит от времени начала лечения.

Клинические проявления на 1-м году жизни ребенка. Наиболее частыми симптомами у новорожденных являются:

• ограничение отведения бедер в тазобедренных суставах;

• симптом щелчка, определяющийся в течение первых 6–40 дней жизни;

• асимметрия складок на бедре и ягодичных складок сзади;

• определяющееся на глаз укорочение нижней конечности при одностороннем вывихе;

• наружная ротация нижней конечности.

При подозрении на врожденный вывих бедра или дисплазию тазобедренного сустава обязательно рентгенологическое исследование.

Ранняя постановка диагноза дает возможность своевременно, в первые 3 месяца, начать лечение и тем самым предупредить развитие деформаций и осложнений. Ведущим методом лечения детей является функциональный.

При уходе за новорожденным используют широкое пеленание и лечебную гимнастику, целью которой является формирование суставной впадины путем приближения к ней головки бедра.

Наши рекомендации