Возрастная патология в различные возрастные периоды

Педиатрия имеет дело с развивающимся организмом, постоянно меняющимся и совершенствующимся. Все внешние вредности и болезнетворные агенты вызывают в детском организме различные реакции вследствие его морфологического, функционального и биохимического своеобразия, при этом, чем моложе ребенок, тем выраженнее особенности:

· быстрые темпы физического и психического развития, что требует более напряженных энергетических и обменных процессов, определяет нестабильность и легко наступающие нарушения, обмена у детей.

· снижение специфической и неспецифической защиты в связи с физиологической недостаточностью иммунитета и функциональной незрелостью кожи, слизистых оболочек, ЖКТ, ферментных систем.

Внутриутробный этап

· Эмбриопатии – патология эмбрионального периода – с 16 – го дня беременности до 75 – го дня включительно. Эмбриопатии заканчиваются либо гибелью эмбриона и спонтанным абортом, либо формированием врожденных пороков развития.

· Фетопатии – патология фетального периода – с 76 –го дня до окончания беременности. В этот период развитие плода зависит от состояния плаценты. При различных повреждениях плацента становится проницаемой для микробов, вирусов и других неблагоприятных агентов, которые могут привести к заболеванию плода, нарушить его развитие, вызвать преждевременные роды. Поздние фетопатии характеризуются развитием генерализованной внутриутробной инфекции с поражением ЦНС, внутренних органов, а также формированием хронических воспалительных процессов.

В интранатальном периоде может произойти нарушение кровообращения в плаценте, что нередко приводит к асфиксии плода, возможны родовая травма, заражение плода, условно-патогенной флорой из родовых путей, а при наличии инфекции у матери воспалительных заболеваний органов – патогенными возбудителями.

Внеутробный период

Период новрожденности

· Выявляются пороки развития, наследственные заболевания, болезни, обусловленные антигенной несовместимостью матери и плода (гемолитическая болезнь по резус – или групповой несовместимости), проявления асфиксии, травмы, внутриутробного инфицирования;

· В первые дни жизни возникают гнойно-септические заболевания, пиодермия, бактериальные и вирусные поражения дыхательных путей и кишечника;

· В позднем неонатальном периоде могут выявляться заболевания, связанные с патологией внутриутробного и раннего неонатального периодов.

Грудной возраста.

· Интенсивный рост и дифференцировка органов, большая напряженность обменных процессов становятся фоном, на котором легко развиваются: гипотрофия, паратрофия, анемия, рахит, острые расстройства пищеварения, диспепсии, диатезы.

· Функциональная недостаточность дыхательного аппарата при нарушении режима и отсутствии закаливания способствуют возникновению воспалительных процессов в верхних дыхательных путях, бронхиты, пневмонии;

· Пассивный иммунитет, полученный от матери, постепенно ослабевает, и во второй половине первого года жизни дети могут тяжело заболеть корью, ветряной оспой и другими детскими инфекционными заболеваниями;

Преддошкольный период.

· Острые расстройства пищеварения, пневмонии, бронхит, анемия, диатезы встречаются часто, но протекают легче, чем у детей грудного возраста;

· На фоне физиологической гиперплазии лимфоидной ткани развиваются тонзиллит, аденоиды, лимфаденит;

· Наиболее частой патологией становятся ОРВИ, кишечные инфекции, острые детские инфекции (менингококковая, коклюш, краснуха, ветряная оспа, корь, скарлатина и др.);

Дошкольный период.

· Сохраняется высокая заболеваемость острыми респираторными и другими инфекционными заболеваниями с более легким течением и меньшим количеством осложнений

· Появляются аллергические заболевания (бронхиальная астма, ревматическая лихорадка, геморрагический васкулит и др)

Младший школьный возраст.

· Остается высокой частота инфекционных, желудочно-кишечных, аллергических болезней.

· Появляются проблемы нарушения осанки, ухудшения зрения;

· Обнаруживаются очаги хронической инфекции (кариес, тонзиллит).

Старший школьный возраст.

· Часто встречаются функциональные расстройства сердечно-сосудистой системы, вегетативной нервной системы («юношеское сердце», «юношеская гипертония», дисциркуляторные расстройства в виде акроцианоза и обморочных состояний);

· Широко распространены расстройства питания (тучность, дистрофия) и заболевания ЖКТ (гастрит, дуоденит, язвенная болезнь);

· Выявляются дефекты развития полового аппарата;

· Могут обостриться инфекционно-аллергические заболевания, туберкулез;

· Возможны отклонения в функционировании эндокринного аппарата (зоб, гипо- или гипертиреоз и др.).

3. ОСОБЕННОСТИ СБОРА АНАМНЕЗА У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА:

· Поведение врача и его внешний вид, который в педиатрии приобретает особый смысл (врач должен иметь опрятный вид без использования экстравагантных стилей одежды, без яркой необычной косметики со стойкими запахами, ярких украшений);

· анамнез собирается у родителей, желательно у матери;

· для педиатра расспрос имеет особое значение т.к. за это время необходимо наладить контакт с ребенком и его родственниками;

· очень важно быть предельно доброжелательным, спокойным, уверенным в себе;

· следует спокойно выслушать родителей и одновременно наводящими вопросами и уточнениями получить необходимую информацию;

· направить рассказ матери в зависимости от ситуации;

· во время опроса не делать заключения, особенно негативного плана, как по возможному заболеванию, так и по тем мероприятиям, которые применялись коллегами;

· детей младшего возраста заинтересовать игрушкой или предметами, представляющими для него интерес, можно поиграть с ребенком;

· при расспросе рекомендуется соблюдать определенную последовательность: анамнез настоящего заболевания, анамнез жизни;

· при выяснении анамнеза жизни у детей до 3 лет особое внимание следует уделять особенностям пренатального, интранатального и раннего постнатального периодов;

· при сборе анамнеза жизни у детей старшего возраста особое внимание следует уделить особенностям условий и образа жизни.


Наши рекомендации