Методические указания для студентов
В первую очередь студентам необходимо ознакомиться с целью и задачами, учебно-тематическим планом, содержанием дисциплины, основной и дополнительной литературой. Для успешного освоения курса обязательно посещение лекции, во время которой рекомендуется вести записи: выделять основные понятия, факты, выводы, и семинарских занятий, выполнение заданий для самостоятельной работы. При посещении школы необходимо придерживаться рекомендаций, полученных на занятиях для выполнения заданий по конструированию уроков и воспитательных дел с учетом особенностей конкретной школы, класса и учащихся. Желательно, чтобы студент отражал авторскую позицию с опорой на свой практический опыт по обсуждаемым вопросам.
На семинарском занятии студентам рекомендуется активно участвовать в дискуссиях по проблемным вопросам, в решении ситуационных задач по теме, заниматься самодиагностикой и самоанализом.
При подготовке к промежуточному контролю желательно повторить весь пройденный материал на лекциях и семинарских занятиях, просмотреть литературу по данной теме, ответить на вопросы для самоконтроля.
При изучении дисциплины предполагается базовое изучение первоисточников (см. список рекомендованной литературы). Рекомендованные источники используются как при самоподготовке, так и при работе на семинарских занятиях, подготовке контрольных работ и рефератов. В процессе изучения учебного курса важное место отводится самостоятельной подготовке, и в частности составлению реферативных работ, методические рекомендации к подготовки которых приведены ниже.
Главное в докладе – постановка и разрешение конкретного теоретико- практического вопроса воспитательной работы на современном этапе развития теоретической мысли и педагогической практики. Тема доклада, реферата должна сначала быть разработана студентом теоретически с учетом последних научных публикаций, педагогической прессы и периодики. Содержание подготовленных студентом материалов не дублирует лекции, а развивает отдельные положения педагогической теории. К выбору темы доклада, реферата можно подходить по-разному: брать ту, по которой студент уже имеет некоторый опыт, или ту, по которой нет специальной подготовки, но она вызывает интерес.
Исходя из собственных педагогических воззрений студент раскрывает тему с целью применения выводов своей работы на практике и в дальнейшей научной работе (в ходе выполнения курсовой и дипломной работы). При написании доклада, реферата следует начинать работать с составления плана, который должен содержать:
- Введение, включающее обоснование актуальности данной темы для педагогической работы;
- Изложение основного материала, опирающееся на прочитанную литературу;
- Заключение, предлагающее выводы по рассматриваемой проблеме.
Материалами и источниками для подготовки могут стать следующие источники:
1. Произведения отечественных и зарубежных педагогов прошлого по данному
вопросу.
2. Современная научно-педагогическая литература по теории обучения и воспитания, практике работы в школе (монографические издания, журнальные статьи, периодическая печать и др.)
3. Собственные наблюдения, опыт, полученный в ходе педагогической практики, опыт работы педагогов, применяющих новые технологические приемы в обучении и воспитании и т.д.
Первая стадия самостоятельной работы по реферированию – это библиографический отбор и составление списка литературы по теме реферата.
Вторая стадия – чтение, углубленное изучение источников, составлении конспекта с использованием всех разновидностей записей.
Третья стадия – сравнительно-оценочная работа по конспектам, которые приготовил студент. Сравниваются различные оценки, положения, факты.
Четвертая стадия – это текстовая работа над рефератом. Предварительно сделанный обзор сопоставляется с различными точками зрения по данному вопросу, выводится единое мнение, противоречие и прочее.
Методические рекомендации к составлению реферата. Реферат (от лат. Refero сообщаю) – краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда (трудов), литературы по одной теме. Рекомендации по подготовке реферативной работы. Работа над рефератом требует изучения научной литературы по соответствующей теме и реферативного изложения полученных таким образом знаний.
Реферат не является простым пересказом (и что совершенно недопустимо – переписыванием) содержания прочитанного. Необходимо тщательно проанализировать
прочитанную литературу, выделить наиболее важные, широко известные и популярные теоретические положения, концепции, теории, факты, и научно обосновать их акцентируя при этом внимание не только на результате, но и на методическом обеспечении, используемом при изучении той или иной проблемы. Поэтому следует стремиться усвоить не только основное содержание той или иной теории, но и способ доказательства, к которому прибегает автор, раскрыть особенности основных точек зрения на один и тот же вопрос, оценить практическую и теоретическую значимость результатов реферируемой работы, а также отразить собственное отношение к идеям и выводам ученого, подкрепить его достаточно весомыми аргументами (доводами, высказываниями, доказательствами других авторитетных исследователей).
Реферат должен быть написан с соблюдением логики изложения, следовательно, иметь определенную структуру. Традиционной, и наиболее часто встречающийся, является следующая структура реферативной работы: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, литература. Как показывает многолетняя практика, реферат удобно составлять, подразделяя материал на пункты, параграфы, подзаголовки, либо же выделяя главы реферируемого источника (т. е., сохраняя структуру и логику изложения автора научной работы).
Возможна и следующая логика изложения: введение в состояние изучаемой проблемы, выделение основных и наиболее важных вопросов, целей и задач исследования, используемых в нем методов и, конечно, результатов, выводов и предложений. Весьма приветствуется, если студенту в заключение реферата удается выявить те проблемы и вопросы, которые специально не изучались в данном конкретном исследовании, однако их постановка как бы вытекает из всей проделанной автором научной работы и дальнейшее исследование проблематики будет весьма плодотворным и важным для последующей научной деятельности (чем, впрочем, в дальнейшем может заняться сам обучающийся в рамках курсовых и выпускной квалификационной (дипломной) работы).
Список использованной литературы, а также все ссылки на литературные источники оформляются таким образом: фамилия и инициалы автора (ов), название работы, место и год издания, общее количество страниц, если работа является самостоятельным изданием. Если же работа входит в структуру коллективной монографии, сборника статей, тезисов, научных трудов и т. д., либо же является статьей из журнала и другой периодики, то после названия работы ставятся две косые линии, после которых указывается название источника, в структуру которого входит реферируемая работа, далее – место и год издания, страницы, на которых напечатана работа, либо год выхода в свет периодического издания, его номер и страницы, которые занимает статья. Требования к оформлению реферативной работы. Текст набирается на компьютере в редакторе Microsoft Word для Windows, гарнитурой Times New Roman, межстрочный интервал 1.5, размер шрифта – 14. Работа оформляется на одной стороне листа белой бумаги размером 210х297 мм (формат А-4). На каждой странице работы строго соблюдаются поля: левое – 30 мм, правое – 10-15 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 25 мм. Абзационный отступ равняется пяти знакам или 15-17 мм. Порядковый номер страницы ставится в правом нижнем углу страницы. На первой странице номер не ставится. Цитируемая литература оформляется в виде списка в конце работы. Ссылки приводятся в порядке следования по тексту в квадратных скобках. Объём реферата от 10 до 24 страниц.
Указания к практическим занятиям
Целями проведения практических занятий являются формирование профессиональной педагогической позиции; формирование умений анализа педагогических фактов и явлений; усвоение категорий и понятий педагогики; ценностно-смысловое самоопределение студентов по отношению к современной образовательной парадигме; формирование теоретического педагогического мышления; обучение работе с различными источниками педагогической информации.
Подготовка к семинару включает внеаудиторное время в рамках обязательных часов, выделенных на самостоятельную работу по дисциплине.
В процессе подготовки студент на кафедре знакомится с содержанием предстоящей работы.
На аудиторные занятия студент приходит с полностью выполненной практической работой. Преподаватель проверяет выполнение задания и студент получает допуск к защите выполненной работы. Защита представляет собой ответы на вопросы преподавателя по теме работы. В процессе защиты выполненной работы студент должен продемонстрировать следующие качества знаний: осознанность, прочность, полноту, глубину.
Студент должен в совершенстве знать содержание выполненной работы (определения понятий, уметь разъяснить значение и смысл любого термина, используемого в работе и т.п.).
Все виды работы: результаты анализа, сопоставления, самоопределения, выводы и т.п. записываются в тетрадь аккуратно, с выделением номера задания, отдельными абзацами. После защиты результаты работы подписываются преподавателем («зачтено», количество баллов, подпись преподавателя, дата сдачи).
Не подписанная преподавателем работа не считается защищенной.
В журнале учета успеваемости студентов выставляется балл за выполненную работу (от 8 до 12,5 баллов в зависимости от качества выполненной работы). Суммарная максимальная оценка за все выполненные в срок задания – 50 баллов.
Работа, оцененная менее, чем на 10 баллов, не может быть «зачтена» и переделывается самостоятельно студентом (во время занятий или дома) с дальнейшей ее сдачей и защитой (по договоренности с преподавателем) со снижением оценки на 2 балла!!!
ДОПУСКАЕТСЯ ТОЛЬКО ОДНА ПОПЫТКА ПЕРЕсдачи РАБОТЫ!!!
В процессе подготовки и выполнения задания студент может пользоваться консультациями преподавателя, материалами из сайта Наличие конспекта лекций на практическом занятии ОБЯЗАТЕЛЬНО!
В случае пропуска занятий проверка выполнения задания осуществляется во внеаудиторное время по договоренности с преподавателем. В часы занятий по расписанию проверяется и оценивается только та работа, тема которой предусмотрена календарным планом. Студент, выполнивший работу, продолжает в аудитории готовиться к выполнению следующей работы.
ПОСЛЕДНИЙ СРОК СДАЧИ РАБОТ – ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ практических ЗАНЯТИЙ ПО дисциплине В СЕМЕСТРЕ. После последнего дня занятий по расписанию работы проверяться и защищаться не будут.
ЗА НЕСВОЕВРЕМЕННУЮ (в результате прогулов) СДАЧУ заданий ОЦЕНКА СНИЖАЕТСЯ НА 3 БАЛЛА.
Минимальное количество баллов, которое необходимо набрать студенту для того чтобы быть аттестованным на момент промежуточной аттестации – 20 баллов (4 пр.зан. х 10 баллов (тройка) х 0,5 = 20).
Оценка выполненных заданий (защита выполненных работ, обзор Интернет-ресурсов по проблемам педагогики) осуществляется в рамках рейтинговой системы. Все формы текущего контроля самостоятельной работы и итогового контроля (экзамена) оцениваются по 100-балльной шкале с соответствующими коэффициентами. Формами текущего контроля самостоятельной работы являются реферат, обзор Интернет-ресурсов по проблемам педагогики. Каждому виду работ присвоен коэффициент важности. Результирующий максимальный балл за задание, работу получается путем умножения коэффициента важности на соответствующий реально полученный балл за задание.
Глоссарий
Виды педагогической деятельности: научно-исследовательская, проектировочная, воспитательная, образовательная, управленческая.
Гуманитарная функция педагогикизаключается в сохранении и восстановлении экологии человека: его телесного и духовного здоровья, смысла жизни, личной свободы, нравственности. Для этого образование должно заложить в личности механизмы понимания, взаимопонимания, общения и сотрудничества.
Концептуальность – способность организовать систему собственного мышления и понятий на основе определенной концепции как единого объясняющего действительность в ее противоречивости и целостности замысла.
Концепция – определенный способ понимания, трактовки какого–либо явления, определенная точка зрения на совокупность явлений, руководящая идея для их систематического освещения.
Концепция в науке – это система взглядов, определяющих понимание явлений и процессов, объединенных определяющим замыслом, ведущей идеей.
Концепция в педагогике – это основополагающий замысел, идея педагогической теории, указывающая способ построения системы средств обучения и воспитания на основе целостного понимания сущности этих процессов. Она и представляет стратегию педагогической деятельности, определяя разработку соответствующих теорий.
Культурно-созидательная функция педагогики обеспечивает сохранение, передачу, воспроизводство и развитие культуры средствами образования. Реализация этой функции предполагает ориентацию образования на воспитание человека культуры.
Личностный подход означает ориентацию при конструировании и осуществлении педагогического процесса на личность как цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности.
Методология педагогики есть система знаний об исходных положениях, об основании и структуре педагогической теории, о принципах, подходах и способах добывания знаний, адекватно отражающих непрерывно изменяющуюся педагогическую действительность в условиях развивающегося общества.
Методы исследования в педагогике – это приемы, процедуры и операции эмпирического и теоретического познания и изучения явлений действительности. Система методов исследования определяется исходной концепцией исследователя, его представлениями о сущности и структуре изучаемого, общей методологической ориентацией, целями и задачами конкретного исследования.
Модель – образ объекта проектирования, позволяющий отразить его основные существенные свойства, получить информацию о возможных состояниях объекта в будущем и путях их осуществления (блок-схема, схема, рисунок, таблица и пр.)
Наука – одна из форм человеческого сознания наряду с искусством и религией, и сфера человеческой деятельности, результатами которой являются добывание новых знаний, их систематизация, создание теорий в области своего предмета, проектирование изменений в практике.
Образование – это специально организованный процесс развития способности личности к решению социальных и личностных проблем на основе использования достижений культуры.
Образование есть процесс формирования опыта решения значимых для личности проблем на основе использования социального и осмысленного собственного опыта обучаемых.
Образованность личности – это качество личности, которое представляет собой индивидуально-личностный результат образования и заключается в способности личности решать проблемы в различных сферах и видах деятельности, опираясь на достижения культуры.
Объект педагогики– «педагогическая деятельность» как специфический род труда людей. Сущностные характеристики этой деятельности связываются с пониманием ее как способа социокультурного воспроизводства человека. При этом педагогическая деятельность выполняет функции социального наследования, социальной адаптации (социализации) и регулирования (управления) процессами личностного становления и развития.
Основная цель педагогической науки состоит в обнаружении объективных закономерностей педагогической деятельности, в сознательном и целенаправленном применении познанного на практике.
Парадигма – совокупность теоретических положений, принятых в науке на данном этапе ее развития.
Парадигма современная педагогическая – положение, утверждающее, что готовность к будущей деятельности является внутренней потребностью личности и поэтому не может полностью определяться извне (школой). Человеку можно только помочь, оказать ему образовательные услуги в приобретении знаний, в предоставлении возможности получить определенные умения применять знания.
Педагогика представляет собой науку, изучающую сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития образования (целостного педагогического процесса) как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни.
Педагогическая парадигма – совокупность принципов, правил, установок, составляющих специфику мировидения и миропонимания внутри того или иного педагогического сообщества. П.П. в конкретный исторический период задает некий образец, модель восприятия и объяснения мира, а также основания для выбора методов его исследования и преобразования. Парадигмальностью обладает не только мышление, но и деятельность. П.П. определяет типологические особенности существования педагога в пространстве профессионального бытия, характеризует диапазон развития профессионально-педагогического опыта и самосознания, способов деятельности учителя в конкретной педагогической реальности, меру его мастерства и свободы действий.
Педагогическая система – совокупность взаимосвязанных элементов педагогической реальности (педагогических фактов, явлений, процессов), направленных на решение педагогических задач обучения, воспитания и развития человека.
Предмет педагогики – «образование как реальный целостный педагогический процесс», целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах.
Результат образовательной деятельности – способность самостоятельно решать проблемы на основе использования социального опыта при одновременном расширении круга личностно значимых проблем.
Система – совокупность, определенное множество элементов, взаимообусловленных и взаимосвязанных, взаимодействие которых обусловливает целостные свойства этого множества и направлено на достижение единой цели.
Системный подход – методологическое направление в науке, основная задача которого состоит в разработке методов исследования и конструирования сложноорганизованных объектов – систем разных типов и классов; научный метод познания и преобразования действительности. Сущность системного подхода заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в развитии и движении. Он позволяет выявить интегративные системные свойства и качественные характеристики, которые отсутствуют у составляющих систему элементов.
Современные человекообразующие функции образования, носящего личностно-ориентированный характер: гуманитарная, культурно-созидательная, социализации.
Цели школьного образования – это ожидаемые результаты образовательной деятельности, имеющие личностную значимость для учащихся, обеспечивающие развитие их личности, их способность эффективно действовать в многообразных и быстро меняющихся жизненных ситуациях.
Компетентность – это уровень образованности, который характеризуется способностью решать задачи в различных сферах жизнедеятельности на базе теоретических знаний (на основе использования научных понятий, принципов, научных законов, теорий, методов науки).
Компоненты педагогического процесса: учитель, ученик, конкретные задачи, содержание, средства, формы, методы деятельности, результаты, составляющие внутреннее единство.
Методы осуществления целостного педагогического процесса – способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения задач образования личности.
Образование – это специально организованный процесс освоения социального опыта и формирования на этой основе индивидуального опыта учащихся по решению познавательных и личностных проблем, результатом которого является достижение учащимися определенного уровня образованности. Образование – процесс развития личности, обогащения ее индивидуального опыта, взаимодействия опыта социального и индивидуального, процесс раскрытия творческих возможностей личности.
Педагогическая ситуация, соотнесенная с целью деятельности и условиями ее осуществления, есть педагогическая задача – основная единица педагогического процесса.
Педагогический процесс – совокупность специально организованных последовательных целенаправленных действий педагога и воспитанника (их взаимодействие) с целью образования, развития и формирования личности последнего.
Содержание педагогического процесса – это объем и характер знаний, умений и навыков, привычек, качеств и свойств личности, которые необходимы индивиду для выполнения общих для всех граждан социальных функций, детерминированных определенной системой ценностей общества.
Целостность – синтетическое качество педагогического процесса, характеризующее высший уровень его развития, результат стимулирующих сознательных действий и деятельности субъектов, функционирующих в нем.
Обучение – специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого осуществляется образование человека, его воспитание и развитие. Этот процесс необходимо понимать как всеобщий механизм, которым осуществляется трансляция социокультурного содержания, его репродукция в каждом новом поколении. Обучение есть механизм не только образования, но и воспитания, и в целом – педагогической деятельности.
Воспитание – есть исторически определенный способ социокультурного воспроизводства человека, представляющий собой единство педагогической деятельности и собственной активности воспитуемого.
Информационная компетенция – владение новыми технологиями, понимание способов их применения, способность критического отношения к распространяемой по каналам СМИ информации, рекламе.
Поликультурная компетенция – способность взаимодействия с другими культурами, странами и народами, понимание их различий, толерантное отношение к иным традициям и культурно-историческим образцам;
Предметно-деятельностная компетенция – овладение новыми знаниями и способами деятельности в рамках отдельных учебных дисциплин и связанная со способностью и желанием учиться всю жизнь.
Социальная компетенция – способность устанавливать социальные контакты и осуществлять взаимодействие в больших и малых социальных группах, брать на себя гражданскую ответственность, участвовать в решении проблем страны и региона, проявлять нравственное отношение к другим людям, регулировать конфликты ненасильственным путем, участвовать в функционировании и развитии демократических институтов;
Языковая компетенция – владение несколькими языками (включая компьютерные языки), необходимые для устного и письменного общения.