Последовательность выполнения курсовой работы

Чтобы эффективно выполнить курсовую работу необходимо четко определить последовательность ее выполнения. Основные этапы курсовой работы заключаются в следующем:

- определение темы научной работы и его вида;

- работа с библиографией: подбор и изучение современных и исторических источников, связанных с проблемой работы, систематизация найденных источников (по годам, по проблемам и т.д.);

- разработка научного аппарата исследования: выделение актуальности, степени разработанности и противоречий в исследовании, определение объекта, предмета, цели, гипотезы, задач, методологии и методов, теоретической и практической значимости, базы исследования, способов апробации результатов и структуры работы;

- реферирование найденных материалов, нахождение существенных (ключевых) аспектов, поиск доказательных примеров и ситуаций;

- изучение соответствующего педагогического опыта как в теории (по авторским публикациям), так и на практике (во время педпрактики, в собственной педагогической деятельности), теоретическое обоснование гипотезы исследования;

- систематизация и обобщение освоенных в теории и практике материалов по теме исследования, обоснование критериев и показателей дальнейшего эмпирического изучения объекта исследования;

- разработка программы педагогической деятельности в рамках исследовательской работы;

- апробация методов опытно-поисковой работы;

- эмпирическое доказательство гипотезы исследования;

- итоговое обобщение результатов проведенного исследования;

- оформление текста в соответствии с принятыми требованиями;

- представление и защита курсовой работы.

Содержание курсовых работ

Курсовые работы условно можно разделить на два основных вида: реферативно-описательные и проектно-практические. В реферативно-описательных курсовых работах представлен историко-логический обзор литературы по исследуемой проблеме, поэтому содержание работы разворачивается примерно следующим образом:

Введение

Глава I. Теоретические основы проблемы …

1.1. Исторический обзор (изучение проблемы в наследии ученых прошедших лет)

1.2. Общий теоретический обзор (освещение современного состояния проблемы)

1.3. Детализация проблемы (выявление и характеристика (ключевых), существенного (существенных) аспектов, изучение практического опыта).

1.4. Выводы по I главе

Заключение

Литература

Реферативно-описательная работа, которая обычно пишется на третьем курсе обучения, может (и должна) стать первичным этапом подготовки ВКР.

Следующим видом курсовой работы является проектная деятельность, апробируемая на практике.

В проектно-практической курсовой работе предполагается представление проекта педагогической деятельности, связанной с темой работы; проведение соответствующей диагностики, формирующего (собственно деятельностного этапа опытно-поисковой работы), и, наконец, обобщение результатов. Содержание данной курсовой работы может быть раскрыто следующим образом:

Введение

Глава I. Теоретические основы проблемы …

1.1. Состояние проблемы ….. в психолого-педагогических исследованиях

1.2. Обосновывается гипотеза исследования

Выводы по 1 главе

Глава II. Опытно-экспериментальное исследование проблемы …..

2.1. Предварительное общее описание опытно-поисковой работы (база, испытуемые, этапы, выбор критериев и показателей, методов диагностики и т.д.).

2.2. Разработка практико-ориентированного педагогического проекта по проблеме исследования

2.3. Апробация (описание объекта, диагностики, результатов констатирующего этапов опытно-поисковой работы (если таковой имеется), интерпретация полученных данных);

Выводы по 2 главе

Заключение

Литература

Последовательная и сущностная интерпретация содержания курсовой работы дает основание для определения формулировки темы выпускной квалификационной работы (ВКР) (см. таблицу 1).

Таблица 1

Наши рекомендации