Цель: расширить знания учащихся о творчестве писателей родного края.

Задачи занятия:

Коррекционные задачи:

- развивать слуховое внимание;

- развивать память;

- пополнять словарный запас учащихся;

- учить подбирать слова-синонимы;

- учить объяснять значение слов, ясно выражать свою мысль, описывать признаки предмета.

Образовательные задачи:

- сформировать представления учащихся о творчестве писателей-орловцев;

- учить работать с книгой;

- учить аргументировано и полно отвечать на вопросы;

- учить внимательно слушать чтение педагога.

Воспитательные задачи:

- воспитывать умение вести себя на уроке;

- воспитывать бережное отношение к книге;

- воспитывать желание трудиться;

- воспитывать уважительное отношение к дружбе.

Оборудование занятия:сборники стихотворений Е.Благининой «Посидим в тишине», В.Катанова «Карусель», «Дедушкин дом», Н.Сердюковой «Во дворе большого дома», И.С.Тургенева «Стихи и сказки», портреты авторов, тетради, ручки, доска, мел.

Ход занятия:

Вступительная беседа:

Педагог

Какие стихотворения о маме вы знаете? (Ответы детей). Моим любимым стихотворением о маме является стихотворение Елены Благининой «Посидим в тишине.

Педагог наизусть зачитывает стихотворение.

Педагог

А вы знаете, что Елена Александровна родилась в Орле? Каких писателей – орловцев вы еще знаете?

Сегодня мы будем знакомиться с творчеством писателей, которые родились и выросли в Орле. Обратите внимание на нашу выставку книг. Какие книги вы видите на выставке? (Ответы детей).

Давайте поближе познакомимся с творчеством Натальи Сергеевны Сердюковой. Рассмотрите ее сборник стихотворений «Во дворе большого дома». Как вы думаете о ком стихотворения Натальи Сереевны? (Ответы детей). Послушайте внимательно стихотворение «Гости».

Чтение педагогам стихотворения.

Беседа о прочитанном:

Педагог

- Что отказались делать Костик с Митей в классе?

- Почему ребята отказались убираться?

- Почему ребята назвали Костика с Митей «гостями»?

- Осознали ребята свою ошибку?

- Как вы организуете уборку своего класса?

У Натальи Сергеевны есть еще одно очень интересное стихотворение о жизни школьников – «Миша и мороз». Послушайте его внимательно.

Чтение педагогом стихотворения.

Беседа о прочитанном:

Педагог

- Почему Миша решил не делать уроки?

- Что делал Миша в сильный мороз?

- Чем занимался в этот день Толя?

- Почему Мишу подвел мороз?

- Почему автор называет Мишу «ленивым»?

- Как вы делаете уроки дома?

Послушайте еще одно стихотворение Натальи Сердюковой «Березовый хлыстик».

Чтение педагогом стихотворения.

Беседа о прочитанном:

Педагог

- Кто главный герой стихотворения?

- Что с ним произошло?

- Как папа оценил Генины поступки? Из каких слов это видно?

- Осознал ли Геня свою ошибку?

Мне нравится еще одно стихотворение Натальи Сергеевны «Дружба». Послушайте его, пожалуйста.

Чтение педагогом стихотворения.

Беседа о прочитанном:

Педагог

- Кто главный герой стихотворения?

- Кто приехал к отцу Леши7

- О чем разговаривали взрослые?

- Какой город защищал папа Леши е его друзья, если один из них был ранен на Курской дуге? (В зависимости от ответов детей педагог поясняет ответ на этот вопрос).

- Как стал Леша относиться к дружбе после разговора взрослых?

- Как вы относитесь к дружбе?

Р7ебята, герои стихотворений Натальи Сердюковой простые школьники. Они, как и вы любят играть в различные игры и забавы. Вот и я хочу предложить вам поиграть в такие игры.

Педагог проводит с учащимися игры «Слова – приятели», «Закончи слово», «Объясни слово» (авторы С.Н.Костромина, Л.Г.Нагаева).

«Слова – приятели» (Упражнение на синонимы)

Задание №1. «Как ты думаешь, как можно по-другому сказать о печальном человеке» (Грустный) «Ценный – это какой? Жесткий – это какой?»

Задание № 2. «Каким словом можно заменить слово «конь»? Слово «врач», «чашка», «пища»?»

Задание № 3. «Какое слово лишнее, не подходит к другим словам? Почему?»

Грустный, печальный, унылый, глубокий.

Храбрый, звонкий, смелый, отважный.

Слабый, ломкий, долгий, хрупкий.

Крепкий, далёкий, прочный, надёжный.

Если учащимся непонятно значение какого-либо слова, объясните его.

«Закончи слово»

Задание: «отгадай, какое слово я хочу сказать? По… (Подушка).

Слоги, с которых могут начинаться слова: за, ми, му, ло, при, ку, зо, че.

«Объясни слова»

Задание: «Я хочу выяснить, как много слово вы знаете. Скажите, что такое велосипед?». Слова для работы: нож, шляпа, мяч, письмо, зонтик, мех, меч, герой, подушка, алмаз, неприятность, стихотворение.

Педагог

Давайте познакомимся с замечательными стихами Василия Катанова. Откройте его сборник стихотворений «Карусель». Найдите там стихотворение «У бабушки». Как вы догадались, что здесь напечатано это стихотворение? (По соответствующей иллюстрации). Послушайте это стихотворение.

Чтение учителем-дефектологом стихотворения.

Беседа о прочитанном:

Педагог

Что делает герой стихотворения в деревне?

Как вы думаете, нравится ли мальчику летом в деревне?

Как вы помогаете взрослым дома?

Послушайте еще стихотворения Василия Катанова «Ёжик обиделся» и «Щенки».

Чтение педагогом стихотворений.

Беседа о прочитанном:

Педагог

-Кто главные герои стихотворений?

- Как вы думаете, почему эти стихотворения помещены в книге на одной странице? Почему их объединяет общая иллюстрация?

Стихотворения каких авторов мы сегодня с вами читали? О ком и о чем эти стихотворения? Откуда родом поэты, чьи стихи мы сегодня с вами читали?

Домашнее задание:

- найдите и рассмотрите сборник стихотворений Василия Катанова «Дедушкин дом». Прочтите стихотворения из этого сборника. Обсудите их в классе;

- выучите стихотворение В. Катанова «Родина». Расскажите его в классе;

- спросите у родителей, каких писателей Орловского края они знают. Какие их произведения читали в детстве. Прочтите их вместе с родителями;

- прочтите и обсудите в классе стихотворения И.С.Тургенева «Синица», «Лесная тишь», «Перед охотой».

На последнем занятии месяца (1 час) педагог обобщает и систематизирует знания детей о творчестве писателей Орловского края.

Занятие 6.

Тема:«Сказки и рассказы В.А.Осеевой»(3 часа)

Наши рекомендации