Номинация 1. «Экологические проблемы родного края»

· Растения в городе.

· Проблемы содержания домашних животных в городе.

· Мониторинг общественного мнения (социологические исследования) относительно экологической обстановки в городе.

· Оценка потребления воды дома, в школе, на предприятиях, разработка рекомендаций по сокращению расходов воды.

· Утилизация отходов различных производств вашего района: анализ ситуации, описание используемых на производстве способов утилизации отходов, предложение новых способов утилизации. Оценка эффективности работы очистных сооружений.

· Оценка эффективности утилизации твердых бытовых отходов (ТБО) в вашем населенном пункте. Проводится ли раздельный сбор ТБО?

· Оценка энергопотребления и потерь энергии дома, в школе. Выработка рекомендаций по экономии энергии.

· Разработка проектов экологически безопасного и экономически выгодного крестьянского хозяйства применительно к условиям конкретного села.

· Прогноз и предложения по развитию маленьких деревень на основе результатов собственных исследований.

Приложение 2.

Номинация № 2. «Глобальные проблемы биосферы в зеркале конкретных экосистем»

· Организация экологического мониторинга природных экосистем; формирование комплексной картины состояния экосистем в свете глобальных изменений природной среды.

· Анализ воздействия человека на экосистемы и их компоненты; снижение негативных последствий человеческой деятельности.

· Биоразнообразие как критерий динамики состояния экосистем.

· Изменения в экосистемах за последние годы и десятилетия и их причины, сравнение результатов собственных наблюдений с историческими сведениями.

· Восстановление утраченных и деградирующих компонентов особо охраняемых природных территорий, их защита от антропогенных воздействий.

· Изменения в строении и образе жизни животных и растений, вызванные антропогенными воздействиями.

· Роль пионерных и климаксных видов растений и животных и процессах восстановления экосистем.

· Интродукция и инвазия чужеродных видов в экосистемы и их взаимоотношения с аборигенными видами.

· Редкие и вымирающие организмы, способы их эффективного сохранения.

Приложение 3.

Номинация № 3. «Этнографические исследования»

· Организация жизни и быта жителей населённого пункта в прошлом и настоящем: тип населённого пункта, история его создания и заселения; пространственная организация (поселения близ рек, озер, лесов, гор и др.), улицы, особенности их расположения, характер дорог; жилые дома, их экстерьер и декор, интерьер жилых домов, планировка, предметы мебели и домашнего обихода.

· Социальное устройство населенного пункта, структура общины, распределение обязанностей в ней по половым и возрастным признакам, взаимоотношения жителей, принятые нормы поведения, межличностные отношения, взаимопомощь; этнический состав населения.

· Занятия населения:

- сельскохозяйственные работы, их организация и распределение, положительный опыт землепользования, традиции по сохранению экологически чистой среды, вводимые новации, их польза или вред;

- присваивающие промыслы: охота, рыболовство, сбор и заготовка даров леса, их использование в быту (пища, медицина), строительстве и ремеслах;

- домашние ремесла, их описание и характеристика; использование местных природных материалов, способы заготовки, обеспечение сохранности и воспроизведения природных ресурсов;

- народные художественные промыслы: традиционные для данного региона и вновь привнесенные, художественные и технологические приёмы, характер и смысл мотивов орнаментов прикладного искусства, отражение в них элементов окружающей природы, лучшие мастера и их работы.

· Народный костюм. Состав костюма, его художественные особенности, социальная и возрастная принадлежность.

· Семья. Организация семейной жизни, взаимоотношения в семье. Семейные праздники, традиционные обряды, связанные с жизнью в семье (крестины, свадебный обряд, погребение умерших). Воспитание детей, принципы народной педагогики; детские игры и игрушки; колыбельные песни, дразнилки, поддевки.

· Духовная культура. Поверья, обряды, обычаи; исповедуемая религия.

· Земледельческий календарь: главные календарные праздники, их содержание, сценарии, участники, место и время проведения; обряды, совершаемые в ходе праздника; фольклор, входящий в контекст праздника.

· Особенности лексики и диалектологии. Топонимика и ономастика; местные легенды и сказания, связанные с названиями природных объектов; составление словаря местных названий природных объектов и их анализ.

· Историко-культурные заповедники. Ландшафты и связанные с ними исторические события, традиции и природопользование местного населении, жизнь и творчество знаменитых личностей.

При выполнении проектов важно не ограничиваться сбором и анализом литературных данных, предусмотреть общение со старожилами, непосредственное знакомство с изделиями народного творчества

Приложение 4.

Наши рекомендации