Цель: расширить знания учащихся о творчестве писателей родного края.
Задачи занятия:
Коррекционные задачи:
- развивать слуховое внимание;
- развивать память;
- пополнять словарный запас учащихся;
- учить подбирать слова-синонимы;
- учить объяснять значение слов, ясно выражать свою мысль, описывать признаки предмета.
Образовательные задачи:
- сформировать представления учащихся о творчестве писателей-орловцев;
- учить работать с книгой;
- учить аргументировано и полно отвечать на вопросы;
- учить внимательно слушать чтение педагога.
Воспитательные задачи:
- воспитывать умение вести себя на уроке;
- воспитывать бережное отношение к книге;
- воспитывать желание трудиться;
- воспитывать уважительное отношение к дружбе.
Оборудование занятия:сборники стихотворений Е.Благининой «Посидим в тишине», В.Катанова «Карусель», «Дедушкин дом», Н.Сердюковой «Во дворе большого дома», И.С.Тургенева «Стихи и сказки», портреты авторов, тетради, ручки, доска, мел.
Ход занятия:
Вступительная беседа:
Педагог
Какие стихотворения о маме вы знаете? (Ответы детей). Моим любимым стихотворением о маме является стихотворение Елены Благининой «Посидим в тишине.
Педагог наизусть зачитывает стихотворение.
Педагог
А вы знаете, что Елена Александровна родилась в Орле? Каких писателей – орловцев вы еще знаете?
Сегодня мы будем знакомиться с творчеством писателей, которые родились и выросли в Орле. Обратите внимание на нашу выставку книг. Какие книги вы видите на выставке? (Ответы детей).
Давайте поближе познакомимся с творчеством Натальи Сергеевны Сердюковой. Рассмотрите ее сборник стихотворений «Во дворе большого дома». Как вы думаете о ком стихотворения Натальи Сереевны? (Ответы детей). Послушайте внимательно стихотворение «Гости».
Чтение педагогам стихотворения.
Беседа о прочитанном:
Педагог
- Что отказались делать Костик с Митей в классе?
- Почему ребята отказались убираться?
- Почему ребята назвали Костика с Митей «гостями»?
- Осознали ребята свою ошибку?
- Как вы организуете уборку своего класса?
У Натальи Сергеевны есть еще одно очень интересное стихотворение о жизни школьников – «Миша и мороз». Послушайте его внимательно.
Чтение педагогом стихотворения.
Беседа о прочитанном:
Педагог
- Почему Миша решил не делать уроки?
- Что делал Миша в сильный мороз?
- Чем занимался в этот день Толя?
- Почему Мишу подвел мороз?
- Почему автор называет Мишу «ленивым»?
- Как вы делаете уроки дома?
Послушайте еще одно стихотворение Натальи Сердюковой «Березовый хлыстик».
Чтение педагогом стихотворения.
Беседа о прочитанном:
Педагог
- Кто главный герой стихотворения?
- Что с ним произошло?
- Как папа оценил Генины поступки? Из каких слов это видно?
- Осознал ли Геня свою ошибку?
Мне нравится еще одно стихотворение Натальи Сергеевны «Дружба». Послушайте его, пожалуйста.
Чтение педагогом стихотворения.
Беседа о прочитанном:
Педагог
- Кто главный герой стихотворения?
- Кто приехал к отцу Леши7
- О чем разговаривали взрослые?
- Какой город защищал папа Леши е его друзья, если один из них был ранен на Курской дуге? (В зависимости от ответов детей педагог поясняет ответ на этот вопрос).
- Как стал Леша относиться к дружбе после разговора взрослых?
- Как вы относитесь к дружбе?
Р7ебята, герои стихотворений Натальи Сердюковой простые школьники. Они, как и вы любят играть в различные игры и забавы. Вот и я хочу предложить вам поиграть в такие игры.
Педагог проводит с учащимися игры «Слова – приятели», «Закончи слово», «Объясни слово» (авторы С.Н.Костромина, Л.Г.Нагаева).
«Слова – приятели» (Упражнение на синонимы)
Задание №1. «Как ты думаешь, как можно по-другому сказать о печальном человеке» (Грустный) «Ценный – это какой? Жесткий – это какой?»
Задание № 2. «Каким словом можно заменить слово «конь»? Слово «врач», «чашка», «пища»?»
Задание № 3. «Какое слово лишнее, не подходит к другим словам? Почему?»
Грустный, печальный, унылый, глубокий.
Храбрый, звонкий, смелый, отважный.
Слабый, ломкий, долгий, хрупкий.
Крепкий, далёкий, прочный, надёжный.
Если учащимся непонятно значение какого-либо слова, объясните его.
«Закончи слово»
Задание: «отгадай, какое слово я хочу сказать? По… (Подушка).
Слоги, с которых могут начинаться слова: за, ми, му, ло, при, ку, зо, че.
«Объясни слова»
Задание: «Я хочу выяснить, как много слово вы знаете. Скажите, что такое велосипед?». Слова для работы: нож, шляпа, мяч, письмо, зонтик, мех, меч, герой, подушка, алмаз, неприятность, стихотворение.
Педагог
Давайте познакомимся с замечательными стихами Василия Катанова. Откройте его сборник стихотворений «Карусель». Найдите там стихотворение «У бабушки». Как вы догадались, что здесь напечатано это стихотворение? (По соответствующей иллюстрации). Послушайте это стихотворение.
Чтение учителем-дефектологом стихотворения.
Беседа о прочитанном:
Педагог
Что делает герой стихотворения в деревне?
Как вы думаете, нравится ли мальчику летом в деревне?
Как вы помогаете взрослым дома?
Послушайте еще стихотворения Василия Катанова «Ёжик обиделся» и «Щенки».
Чтение педагогом стихотворений.
Беседа о прочитанном:
Педагог
-Кто главные герои стихотворений?
- Как вы думаете, почему эти стихотворения помещены в книге на одной странице? Почему их объединяет общая иллюстрация?
Стихотворения каких авторов мы сегодня с вами читали? О ком и о чем эти стихотворения? Откуда родом поэты, чьи стихи мы сегодня с вами читали?
Домашнее задание:
- найдите и рассмотрите сборник стихотворений Василия Катанова «Дедушкин дом». Прочтите стихотворения из этого сборника. Обсудите их в классе;
- выучите стихотворение В. Катанова «Родина». Расскажите его в классе;
- спросите у родителей, каких писателей Орловского края они знают. Какие их произведения читали в детстве. Прочтите их вместе с родителями;
- прочтите и обсудите в классе стихотворения И.С.Тургенева «Синица», «Лесная тишь», «Перед охотой».
На последнем занятии месяца (1 час) педагог обобщает и систематизирует знания детей о творчестве писателей Орловского края.
Занятие 6.
Тема:«Сказки и рассказы В.А.Осеевой»(3 часа)