Основные направления развития
Общие положения.
Высшие учебные заведения представляют собой среду с оптимальными условиями для многогранных и сложных процессов подготовки всесторонне развитых высокообразованных специалистов. Развитие вузов характеризуется:-потребностями производства в высококвалифицированных специалистах, расширением научных исследований в системе высшей школы и переподготовкой в повышении квалификации инженерно-технических работников, увеличением взаимосвязи учебного процесса с производством и наукой.
(Падуя, Оксфорд, Сорбонна) и представляли собой единый корпус с одним большим залом и мелкими учебными помещениями. Первые университетские здания возникли в XIIXIII вв. в Италии, Англии и Франции В России первыми высшими учебными заведениями были Киево-Могилянская академия (1632г.) и Славяно-греко-латинская академия в Москве (1687г.), а первыми гражданскими высшими учебными заведениями были Университет в Москве(1786-1793 гг.), Академия художеств (1764-1788 гг.) и Высшее горное училище (1806-1811 гг.0 в Петербурге. Каждое из этих учебных заведений размещалось, как правило, в одном двух-, трехэтажном корпусе, обычно симметричном, с центральным портиком. В XIX в. в России были построены крупные политехнические институты (Петербург, Киев, Томск, Харькове императорский университет) с большим числом учебных корпусов различного назначения Харьковский университет им. А. М. Горького, один из старейших университетов СССР. Основан в 1805 по инициативе В. Н. Каразина. До Октябрьской социалистической революции 1917 имел 4 факультета: физико-математический, историко-филологический, медицинский и юридический; астрономическую обсерваторию (основана в 1808), ботанический сад (основан в 1804). До Октябрьской социалистической революции Х. у. окончило свыше 15 тыс. чел.
до революции в России было 105 вузов (127 тыс. студентов). В СССР около 900 вузов ( более 5 млн. студентов).
Система высшего образования. В зависимости от потребностей народного хозяйства, институты делятся на следующие группы;
- Университеты;
- Технические вузы;
- Сельскохозяйственные вузы;
- Педагогические вузы;
- Экономические вузы;
- Медицинские вузы;
- Вузы культуры и искусства;
- Физкультурные.
Наиболее многочисленными являются технические вузы (политехнические и отраслевые: энергетические, строительные, химические, транспортные и др.) и сельскохозяйственные (многопрофильные и специализированные: механизации, зооветеринарные, агрономические и др.), которые обеспечивают производственную сферу. Университеты готовят кадры для научно-производственной и педагогической деятельности, педагогические –для системы народного образования ,медицинские и физкультурные вузы - для системы здравоохранения, вузы культуры и искусства (культуры , архитектуры и изобразительного искусства, консерватории, театральные)-для сферы культуры.
-По величине контингентов студентов дневного отделения вузы можно разделить на:
Университеты, институты:
-многопрофильные-(4000-15000)
-технические-(2000-8000)
-педагогические-(2000-4000)
-экономические, медицинские, сельскохозяйственные-(2000-6000)
-культуры, искусства и др. -(500-2000)
-По формам обучения подразделяются на :
-Дневные;
-Вечерние;
-Заочные.
Основные направления развития
зданий учебных заведений.
(схема арх. Г. Цитович )
|
|
|
|
| |||||||