Раздел II. Теоретические основы социальной педагогики. Тема 4. «Социализация как социально-педагогическая проблема»
Тема 4. «Социализация как социально-педагогическая проблема»
1. Соответствие науки и изучаемого ею аспекта социализации
А) педагогика Б) социология В) психология | 1) рассматривает процесс социализации как процесс социальной адаптации в соотношении с социальной структурой общества; 2) рассматривает социализацию как развитие индивидуальных свойств и качеств человека в процессе взаимодействия со средой; 3) изучает два аспекта социализации: воспитание как часть процесса социализации и общество как социализирующую среду |
2. Соответствие концепции социализации ее сути
А) когнитивная Б) критическая В) ролевая Г)социального научения | 1) человек - активный субъект социализации, который стремится к самореализации и самоутверждению; 2) социализация есть процесс интеграции молодого поколения в систему социальных ролей; 3) социализации есть процесс научения через наблюдение за поведением окружающих |
3. Соответствие концепции социализации ее сути
А) психоаналитическая, Б) психодинамическая, В) когнитивная, Г) критическая | 1) социализации есть процесс развития морального сознания, усвоения норм и правил социальной жизни; 2) социализацию есть процесс обуздания энергии либидо в соответствии с традициями культуры и социальными нормами общества; 3) в процессе социализации человек психологически упрощает реальность для более эффективного восприятия влияний социума |
4. Понимание социализации как адаптации человека к обществу представляет собой сущность
а) субъект-субъектного подхода; б) субъект-объектного подхода.
5. По мнению сторонников ... подхода (Г. Мид, К. Роджерс), человек активно участвует в процессе социализации, влияет на свои жизненные обстоятельства и на себя самого
1) субъект-субъектного подхода; 2) субъект-объектного подхода.
6. Возрастные аспекты социализации разрабатывали отечественные ученые:
а) Л.С. Выготский; б) Ю.К. Бабанский, в) А.Н. Леонтьев; г) Д.И. Фельдштейн;
д) В.Г. Бочарова.
7. Механизмы социализации разрабатывались отечественными учеными:
а) А.В. Мудриком; б) Л.Е. Никитиной; в) С.А. Беличевой; г) М.А. Галагузовой.
Тема 5. «Сущность процесса социализации »
1. Адаптируясь к обществу, к социальным условиям жизнедеятельности, человек в процессе социализации занимает позицию:
а) объекта; б) субъекта; в) жертвы.
2.Человек, не только усваивающий социокультурные нормы, но и воспроизводящий социальные связи и социальный опыт, выступает как ... социализации
а) объект; б) субъект; в) жертва.
3. Жертва неблагоприятных условий социализации – это
а) самостоятельная позиция человека в процессе социализации, наряду с другими;
б) крайнее проявление основных позиций (объекта / субъекта) человека в процессе социализации;
в) предрасположенность человека стать жертвой тех или иных обстоятельств.
4. Соответствие возрастных задач их сущности
А) естественно-культурные, Б) социально-культурные, В) социально-психологические | 1) приобщение к общественной культуре, приобретение определенных знаний, умений, навыков; формирование системы ценностей; 2) усвоение индивидом социального опыта через вхождение в социальную среду; 3) достижение определенного уровня физического и сексуального развития; 4) Становление самосознания личности, ее самоопределение и самоутверждение в процессе социализации |
5.Процесс социализации протекает в трех сферах (Г.М. Андреева):
а) общении, познании, игре;
б) деятельности, общении и самосознании;
в) образовании, здравоохранении, социальной защите.
6. По отношению к трудовой деятельности выделяют стадии социализации:
а) дотрудовая, б) маргинальная, в) трудовая, г) юность, д) старость, е) послетрудовая.
7. По степени включенности в общество выделяют стадии социализации:
а) первичная; б) стадия адаптации; в) стадия индивидуализации; г) трудовая; д) стадия интеграции;
8. По отношению к детям и подросткам агентами социализации выступают
а) родители, б) семья; в) сверстники, г) коллеги по работе, д) педагоги.
9. Элементы окружающей среды, которые оказывают социализирующее воздействие на человека –
а) механизмы социализации; б) средства социализации; в) способы социализации.
10. Способы сознательного или бессознательного усвоения и воспроизводства социального опыта - ...
а) механизмы социализации; б) средства социализации; в) способы социализации.
11. К социально-педагогическим механизмам социализации относят:
а) внушение, б) традиционный, в) подражание, г) институциональный, д) стилизованный,
е) межличностный, ж) групповые ожидания, з) рефлексивный.
12. Социализированность личности как сформированность черт, задаваемых статусом и требуемых данным обществом, трактуется в рамках
а) субъект-субъектного подхода; б) субъект-объектного подхода;в) критической концепции социализации.
13. К основным характеристикам социализированности относят
1) владение ролевыми ожиданиями и представлениями в различных сферах жизнедеятельности;
2) наличие умения разумно тратить деньги и выполнять какую-либо домашнюю работу;
3) наличие сформированных реалистических жизненных целей и представлений о приемлемых путях их достижения;
4) наличие умение оформить деловые бумаги;
5) необходимый на данном возрастном этапе уровень образования;
6) самоирония;
7) наличие собственных взглядов и умение изменять и отстаивать их;
8) избирательность эмоциональных привязанностей;
9) владение компьютером и пользование Интернетом;
10) готовность и способность самостоятельно решать собственные проблемы.
Тема 6. «Факторы социализации»
1. Соответствие факторов классификационным группам
А) мегафакторы, Б) макрофакторы, В) мезофакторы, Г) микрофакторы;
1) космос, 2) государство, 3) система образования, 4) воспитательная организация, 5) мир,
6) общество, 7) тип поселения, 8) соседство, 9) страна, 10) субкультура, 11) семья, 12) группа сверстников, 13) этнос.
2. Фактор социализации, представляющий собой совокупное человеческое сообщество, существующее на планете, - это
а) социальный институт; б) социум; в) мир.
3. К особенностям городского поселения, влияющим на социализацию населения, относят:
1) стабильность населения,
2) наличие сильного социального контроля за поведением человека;
3) анонимность, кратковременность, поверхностный характер контактов между жителями;
4) открытое общение между жителями, тесное и охватывающее все стороны жизни;
5) повышенная социальная мобильность населения;
6) неустойчивость социального статуса жителей.
4. Субкультура как фактор социализации способствует
1) стабилизации общества и личности;
2) созданию новых социальных норм поведения;
3) дезорганизации общества и личности;
4) стратификации общества.
5. Семья как важнейший фактор социализации определяет
1) физическое, эмоциональное и умственное развитие человека;
2) наличие педагогической культуры родителей;
3) формирование психологического пола человека;
4) овладение социальными нормами;
5) авторитет родителей;
6) формирование ценностных ориентаций в сфере социальных отношений;
7) формирование самооценки человека.
6. Для группы сверстников как фактора социализации характерно:
1) свобода выбора своей группы;
2) принудительное включение в группу;
3) наличие у каждого чувства принадлежности к группе;
4) постоянная конфронтация в группе;
5) групповая идентификация;
6) наличие чувства защищенности по причине психологической общности с группой.
7. Для микросоциума как фактора социализации характерно:
1) разновозрастной состав,
2) объединение сверстников;
3) широкие социальные связи,
4) неформальный характер общения,
5) формальный, деловой характер общения;
6) добровольность выбора целей, форм и видов деятельности;
7) обязательность включения в тот или иной вид деятельности.
8. Средства массовой коммуникации влияют на социализацию населения, поскольку
1) определяют проведение досуга людей;
2) являются недоступными для большинства населения;
3) влияют на усвоение людьми определенных социальных норм;
4) распространяют недостоверную информацию;
5) осуществляют неформальное образование населения.
9. Фактор социализации, представляющий собойспециально создаваемые государственные и негосударственные организации, основной задачей которых является социальное воспитание определенных возрастных групп населения, - это
1) воспитательные системы; 2) воспитательные организации; 3) учебно-воспитательные учреждения.
10. Основные функции воспитательной организации в процессе социализации:
1) приобщение человека к культуре общества;
2) создание условий для индивидуального развития;
3) формирование системы общеучебных знаний, умений, навыков;
4) автономизация от взрослых;
5) дифференциация членов воспитательной организации в соответствии с их личностными возможностями;
6) организация нравственно-полового воспитания.
Тема 7. «Социальное развитие несовершеннолетних
и система социально-педагогического сопровождения»
1. Соотношение понятий и определений
А) жизнедеятельность. Б) социальное развитие | 1) объективный процесс социального взросления, обусловленный физическим и психическим развитием ребенка и требованиями общества; 2) социальный способ существования человека, реализации им своей активности в индивидуальном, групповом, социальном бытии |
2. Содержание жизнедеятельности в воспитательной организации включает сферы (по А.В. Мудрику):
1) общение; 2) познание; 3) деятельность; 4) образование; 5) игра; 6) здравоохранение; 7) спорт.
3. Характер и направленность активности человека в различных сферах жизнедеятельности
1) общение, 2) познание, 3)предметно-практическая деятельность, 4) духовно-практическая деятельность, 5) игра, 6) спорт | а) реализация активности в свободном импровизировании в условных ситуациях; б) реализация функционально-органической активности; в) активность направлена на взаимодействие с людьми; г) активность направлена на создание и использование духовных и социальных ценностей; д) активность направлена на познание окружающего мира; е) активность направлена на освоение и преобразование предметной среды |
4. Задачи социально-педагогического сопровождения социального развития несовершеннолетних:
а) естественно-культурные; б) воспитательные; в) социально-культурные; г) социально-психологические; д) образовательные.
5. Социально-педагогическое сопровождение реализуется
1) путем непосредственного взаимодействия педагога и ребенка;
2) в процессе формального обучения;
3) через включение детей и подростков в различные виды деятельности;
4) через привлечение детей и подростков к разработке и реализации социально значимых проектов и программ;
5) в процессе автономизации от взрослых.