Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету живой мир для 4 класса VIII вида муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Камень на - Оби составлена на основе следующих программ:
1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1-4 классы / Под ред. В.В. Воронковой; 4-е издание. - М.: Просвещение, 2006. - 192 с.
2. Авторская программа В.В.Воронковой по окружающему миру для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Данная программа допущена Министерством образования и науки Российской Федерации. 7-е издание. Москва. «Просвещение», '2010 год
Рабочая программа соответствует федеральному компоненту стандарта образования начальной ступени обучения общеобразовательной школы, базисному учебному плану МБОУ «СОШ №1», разработанному на основе Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ 2009 года, базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Алтайского края, Устава образовательного учреждения с учетом требований установленных СанПиНами2.4.2.2821-10.
Вид реализуемой рабочей программы: рабочая программа по живому миру для 4 класса VIII вида надомного обучения рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю. Срок реализации рабочей программы 1 год. В рабочую программу изменений не внесено относительно авторской.
Планируемые педагогические технологии: технологии проблемного обучения, деятельностного подхода, игровые, здоровьесберегающие, ИКТ.
Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект: Е.Д. Худенко, И.А.Терехова. Знакомство с окружающим миром. 4 класс. Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида.- Москва, АРКТИ, 2007г
Цель:
-углубление сведений, раскрывающих причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы;
-формирование основы для изучения в дельнейшем предметов «Естествознание» и «География», создание преемственной системы знаний между названными предметами.
Задачи:
· уточнить имеющиеся у детей представления о живой и неживой природе, дать новые знания об основных ее элементах;
· на основе наблюдений и простейших опытных действий расширить представления о взаимосвязи живой и неживой природы, формах приспособленности живого мира;
· выработать умение наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений;
· сформировать знания учащихся о природе своего края;
· сформировать первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека, научить учащихся бережному отношению к природе.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Учащиеся должны уметь:
· правильно называть изученные объекты и явления;
· сравнивать и различать растения сада, леса, огорода, поля;
· различать диких и домашних животных, птиц, уметь описать их повадки и образ жизни, значение в жизни человека;
· различать времена года, названия месяцев и их основные признаки, особенности жизни растений, животных и человека в разные времена года.
Учащиеся должны знать:
· о земле, её составе, свойствах, значении для жизни растений;
· о растениях поля, сада (цветковых растениях), их строении, использовании человеком;
· о домашних животных и птицах, их повадках, образе жизни, роли человека в жизни домашних животных;
· о насекомых, их роли в жизни природы;
· о взаимосвязях сезонных изменениях в живой и неживой природе;
· о взаимодействии человека и природы, значении состояния природы для здоровья и жизнедеятельности человека;
· правила ухода за растениями сада, как использует человек;
· о необходимости бережного отношения человека к себе и к природе.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков
Знания и умения, обучающихся по живому миру оцениваются по результатам их индивидуального и фронтального опроса.
Оценка «5» - ставится обучающемуся, если он дает правильный, логически законченный ответ с опорой на непосредственные наблюдения в природе и окружающем мире, раскрывает возможные взаимосвязи, умеет применять свои знания на практике.
Оценка «4» - ставится, если ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактического материала, неполно раскрывает взаимосвязи или испытывает трудности в применении знаний на практике.
Оценка «3» - ставится, если излагает материал с помощью наводящих вопросов учителя, частично использует в ответах наблюдения в природе и окружающем мире, ограничивается фрагментарным изложением фактического материала и не может применять самостоятельно знания на практике.
Оценка «2»- ставится обучающемуся, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.
Тематический план рабочей программы учебного курса «Живой мир»
Название темы | Всего часов на тему | Теоретические занятия | Практические занятия . Экскурсии | Контрольные работы | |
Сезонные изменения в природе | 11ч. | 9ч. | 2ч. | ||
Неживая природа | 3ч. | 3ч. | |||
Живая природа | 16ч. | 16ч. | |||
Труд людей | 4ч. | 4ч. | |||
Всего | 34ч. | 32ч. | 2ч. |
Календарно-тематическое планирование по живому миру, 4класс
№ | Тема урока | Виды деятельности обучающихся (практически, лабораторные, контрольные работы, экскурсии и др.) | Планируемые образовательные результаты | Ведущие формы, методы. средства обучения на уроке | |||
Как ты провёл лето? | Знать признаки лета: солнечные жаркие дни, теплые дожди, зеленые листья на деревьях, сбор ягод, грибов. Уметь соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями в жизни человека. | Устные, печатно – словесные, наглядные | |||||
Текущий контроль | |||||||
Начало осени, сбор урожая | Знать время сбора урожая. Уметь определять и различать растения сада и огорода, описывать их. | Устные, печатно – словесные, наглядные | |||||
Грибы. Части гриба. Грибы съедобные и не съедобные. | Знать строение гриба (грибница, ножка, шляпка), названия грибов. Уметь отличать съедобные грибы от несъедобных. | Устные, печатно – словесные, наглядные | |||||
Сентябрь - начало осени | Знать признаки осени. Уметь сравнивать наблюдаемые объекты. | Устные, печатно – словесные, наглядные | |||||
Полевые растения и их использование. Уход человека за растениями поля, их значение в жизни человека. | Знать о растениях поля, их строении, об использовании человеком. Правила ухода за растениями поля. Уметь сравнивать и различать растения поля. | Устные, печатно – словесные, наглядные | |||||
Сад. Растения сада. Сезонные работы в саду, в огороде, в поле в осеннее время года. | Знать о растениях сада, об использовании их человеком. Уметь сравнивать и различать растения сада. Уметь описывать сезонные работы в саду, в огороде, в поле в осеннее время года. | Устные, печатно – словесные, наглядные | |||||
Текущий контроль | |||||||
Почва. Состав почвы (песок, глина, камни). | Знать о почве, о её составе, значении для жизни растений. Уметь правильно называть изученные объекты и явления. Строить монологическо е высказывание по предло женной теме. Следить за правильной осан кой на рабочем месте. | Устные, печатно – словесные, наглядные | |||||
Лекарственные растения. (календула, зверобой). | Знать ряд распространённых лек-х растений (календула, зверобой, подорожник и др.), их помощь людям. Уметь правильно (по назначению) использовать лекарственные растения. | Устные, печатно – словесные, наглядные | |||||
Домашние и дикие животные осенью. | Знать об образе жизни диких и домашних животных осенью;о роли человека в жизни домашних животных. Соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями в жизни диких и домашних жив-х осенью. | Устные, печатно – словесные, наглядные | |||||
Поздняя осень. | Знать основные признаки поздней осени. Различать признаки поздней осени, объяснять причину сезонных изменений в жизни живой природы.Уметь сравнивать, классифицировать. | Устные, печатно – словесные, наглядные | |||||
Деревья, кустарники, травы. | Знать названия наиболее распространенных деревьев и кустарников. Уметь различать деревья, кустарники, травы. | Устные, печатно – словесные, наглядные | Прак/ раб. | ||||
Текущий контроль | |||||||
Разнообразие животных в природе. | Знать об образе жизни и повадках различных групп животных. Уметь сравнивать представителей различных групп животных. | Устные, печатно – словесные, наглядные | |||||
Простейшие свойства почвы, их значение для растений. Способы обработки почвы. | Знать о почве, её свойствах, значении для жизни растений. Уметь обрабатывать почву. Знать способы обработки почвы: рыхление, полив и т.д. | Устные, печатно – словесные, наглядные | |||||
Сезонные изменения в природе, погоде.Погода и природа зимой | Экскурсия | Знать признаки зимы: снегопады, морозы, метели, в морозную погоду снег скрипит под ногами, красиво сверкает на солнце, зимой солнце поздно восходит, рано заходит, дни короче, ночи длиннее, самый короткий день, самая длинная ночь, замерзают пруды, лед на реке твердый, скользкий, птицам голодно, они прилетают к домам, ищут корм, люди заботятся о птицах. | Устные, печатно – словесные, наглядные | ||||
Текущий контроль | |||||||
Влияние солнца на изменения в природе, на смену времён года. | Знать о влиянии солнца на изменения в природе (температура воздуха, воды, кол-во тепла), на смену времён года. Уметь правильно называть изученные объекты и явления. | Устные, печатно – словесные, наглядные | |||||
Чередование времён года. Названия месяцев. | Знать названия времён года, знать о чередовании времён года. Знать названия месяцев. Уметь различать времена года, названия месяцев и их основные признаки. | Устные, печатно – словесные, наглядные | Текущий контроль | ||||
Домашние и дикие животные зимой. | Знать об образе жизни диких и домашних животных в зимнее время; о роли человека в жизни домашних животных. Соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями в жизни дом. и диких животных зимой. | Устные, печатно – словесные, наглядные | |||||
Труд людей зимой. | Знать о видах труда людей в зимний период. Соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями в жизни человека зимой.Уметь строить монологическое высказывание по предложенной теме. | Устные, печатно – словесные, наглядные | |||||
Зима – начало года. Как я провел зимние каникулы. Зимние забавы детей. | Знать признаки середины зимы. Различать признаки зимы, объяснять причину сезонных изменений в живой природе. Знать о видах зимних игр, о зимних видах спорта. У. описывать зимние забавы, с пользой организовывать свое свободное время. Соблюдать, придерживаться режима дня. | Устные, печатно – словесные, наглядные | Текущий контроль Текущий контроль | ||||
Вечнозеленые деревья. Ель. Сосна.Распознавание.Части дерева: корень, ствол, ветви, листья, хвоя. Семена в шишках. | Знать о вечнозеленых деревьях, об основных частях дерева. Уметь определять и описывать вечнозеленые растения, различать хвойные и лиственные деревья. | Устные, печатно – словесные, наглядные | |||||
Формирование представлений о явлениях в неживой природе. | Знать о явлениях в неживой природе: замерзание рек (ледостав), иней, изморозь, моросящий дождь, ледоход, проталина, разлив, ливень, град, роса, туман. Уметь описывать сосну как представителя хвойных деревьев. | Устные, печатно – словесные, наглядные | |||||
Февраль - месяц метелей и вьюг | Знать признаки зимы, названия зимних месяцев, признаки зимы: холод, снегопад, гололедица, мороз, иней, метели, оттепели, короткие дни, длинные ночи. Уметь сравнивать наблюдаемые объекты. Различать признаки времён года, объяснять причину сезонных изменений в жизни живой природы. | Устные, печатно – словесные, наглядные | |||||
Дикие животные: лось, олень. Внешний вид, пища, повадки. | Знать особенности диких животных: лося и оленя (внешний вид, пища, повадки). У. отличать лося и оленя от других диких животных, повадки и образ жизни. | Устные, печатно – словесные, наглядные | |||||
Домашние и дикие животные. | Знать об образе жизни и повадках диких и домашних животных. Знать о разнообразии пород домашних животных. Уметь различать диких и домашних животных. | Устные, печатно – словесные, наглядные | |||||
Весна. Март - весенний месяц | Знать первые признаки весны, названия весенних месяцев. Различать признаки времён года, объяснять причину сезонных изменений в жизни живой природы. | Устные, печатно – словесные, наглядные | |||||
Дикие птицы: утка, гусь, лебедь. Внешний вид, места обитания, пища. | Знать особенности диких птиц, образ жизни, места обитания. Уметь сравнивать диких утку и гуся с домашними уткой и гусём. | Устные, печатно – словесные, наглядные | |||||
Домашние птицы: гусь,индюк,утка | Знать основные части тела, повадки, питание. Знать о пользе, приносимой людям, о роли человека в жизни домашних птиц. Различать признаки времён года, объяснять причину сезонных изменений в жизни живой природы. | Устные, печатно – словесные, наглядные | |||||
Весна в апреле | Экскурсия | Знать признаки весны: солнце поднимается выше, греет все сильнее, ледоход, разлив, первые проталины, первые травы и цветы, на деревьях и кустарниках набухают почки, распускаются листья и цветки, цветут фруктовые деревья, на улицах и в садах люди сажают деревья и кустарники, в огородах и цветниках сеют семена, появляются насекомые, прилетают птицы. Уметь сравнивать наблюдаемые объекты. | Устные, печатно – словесные, наглядные | Текущий контроль | |||
Перелетные птицы. | Знать названия перелётных птиц. Уметь узнавать перелётных птиц по описанию. | Устные, печатно – словесные, наглядные | |||||
Зимующие и перелетные птицы. | Знать названия зимующих и перелётных птиц. Уметь различать, сравнивать, описывать зимующих и перелетных птиц, классифицировать, находить сходства и различия. | Устные, печатно – словесные, наглядные | |||||
Насекомые вредные и полезные. Бабочка, майский жук, пчела, муравей, муха. | Знать особенности насекомых: внешний вид, где живут. Знать об особенностях пчёл, их роли в жизни природы; о пользе, приносимой людям. | Устные, печатно – словесные, наглядные | |||||
Рыбы - как представители животных. Рыбы в аквариуме. Уход за рыбами в аквариуме. | Знать названия рыб, их виды, внешнее строение и значение в жизни человека. Знать названия аквариумных рыб, их особенности (питание, содержание, уход). | Устные, печатно – словесные, наглядные | |||||
Земноводные. Все мы - звенья одной цепи. | Знать представителей класса земноводных: лягушка, жаба, тритон. Знать о взаимодействии человека и природы. | Устные, печатно – словесные, наглядные | |||||
Человек – часть природы. Охрана редких растений и исчезающих животных. Зоопарк. Заповедник. Лесничество | Знать о влиянии человека на природу; правила поведения в природе. Знать виды редких растений и исчезающих жив-х, правила поведения в природе. | Устные, печатно – словесные, наглядные | |||||
Текущий контроль | |||||||
Литература
1. Худенко Е.В. «Практическое пособие по развитию речи для детей с отклонениями в развитии»//Под редакцией В.В. Воронковой. – М., 2007.
2. Клепинина З.А., Титова М.Ф. «Природоведение». Учебник для 3-4 классов. – Москва «Просвещение» 2006.
3. Энциклопедия в 3-х томах «Что такое. Кто такой». – М.: «Педагогика - Пресс», 2008.
4. Сухаревская Е.Ю. “Окружающий мир. Справочник для ученика начальной школы». 1-4й классы. «Легион». Ростов-на Дону, 2010.