Методическое обеспечение программы
Приложение 1
Схема оформления рабочей программы внеурочной деятельности
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ
• Вверху: Название образовательного учреждения, в котором разработана программа.
• Справа: «Утверждаю» Директор МБОУ «Стабенская СОШ»
• Слева: Принято педсоветом (с указанием номера протокола и даты)
• В центре: Рабочая программа внеурочной деятельности. Название программы в кавычках.
• Возраст детей, на который рассчитана программа.
• Срок реализации программы (на сколько лет она рассчитана).
• Автор (составитель) программы (Ф.И.О, занимаемая должность).
• Внизу: Название населенного пункта. Год создания программы.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В соответствии с какими руководящими документами составлена программа.
1. Обоснование необходимости разработки и внедрения программы в образовательный процесс:
• актуальность (внешняя и внутренняя, т.е для конкретной школы, возраста, класса);
• практическая значимость программы (что позволит сформировать, развить, воспитать)
• связь с существующими по данному направлению общешкольными программами;
• вид (модифицированная, экспериментальная, авторская программа);
• новизна (для претендующих на авторство).
Цель и задачи программы.
Цель- предполагаемый результат образовательного процесса, к которому надо стремиться. При характеристике цели следует избегать общих, абстрактных формулировок типа «все стороннее развитие личности», «создание воз можностей для творческого развития детей», «удовлетворение образовательных потребностей и т.д. Такие формулировки не отражают специфики конкретной программы и могут быть применены к любой программе.
Цель должна быть связана с названием программы, отражать ее основную направленность.
Конкретизация цели осуществляется через определение задач, показывающих, что нужно сделать, чтобы достичь цели. Задачи бывают:
• обучающие - развитие познавательного интереса к чему-либо, включение в познавательную деятельность, приобретение определенных знаний, умений, развитие мотивации к определенному виду деятельности и т.д.;
• воспитательные - формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.д.;
• развивающие - развитие личностных свойств: самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и т.д.; формирование потребности в самопознании, саморазвитии.
Основное требование к формулировке задач: они должны быть соотнесены с ожидаемыми результатами
3. Теоретико-методологическое обоснование программы:
• базовые теоретические концепции, идеи, их авторы;
• ключевые принципы;
4. Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа:
• возраст детей и их психологические особенности
• особенности набора детей (свободный, по конкурсу, по заявлению родителей и др.)
• число обучающихся в группе
5. Режим занятий:
• общее число часов в год;
• число часов и занятий в неделю
• длительность занятия
6. Ожидаемые результаты работы по программе:
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний : (перечислить)
Второй уровень результатов — получение школьником опыта практической деятельности и позитивного отношения к базовым ценностям общества: (перечислить)
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия (назвать, если планируется данный уровень)
7. Система отслеживания и оценивания результатовобучения детей. Описание того, каким образом будут представляться (могут быть представлены на выставках, соревнованиях, конкурсах, учебно-исследовательские конференциях и т.д.) и отслеживаться результаты (может быть мониторинг, диагностика, портфолио и др.)
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Раскрывается последовательность крупных тем курса (как правило, в виде таблицы), указывается число часов на каждую тему, соотношение времени теоретических и практических занятий (при этом число теоретических занятий не должно превышать 50%). Если программа на 2 и более года, то представить по годам обучения.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Это краткое описание разделов и тем внутри разделов. Содержание тем раскрывается в том порядке, в котором они представлены в учебно-тематическом плане. Описание темы включает:
• ее название;
• основные узловые моменты;
• формы организации образовательного процесса (теоретические, практические).
Изложение ведется в именительном падеже. Обычно первая тема — введение в программу.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
• Краткое описание основных способов и форм работы с детьми, конкретных форм занятий (игра, беседа, поход, экспедиция, экскурсия, конференция и т.п.). Желательно пояснить, чем обусловлен выбор конкретных форм занятий
• Описание основных методов организации учебно-воспитательного процесса
• Перечень дидактических материалов
• Краткая характеристика средств, необходимых для реализации программы: материально-технических — дать краткий перечень оборудования, инструментов и материалов (в расчете на число обучающихся)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Приводятся два списка литературы:
• используемая педагогом для разработки программы и организации образовательного процесса;
• рекомендуемая для детей и родителей.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Пример выполнения работы
Рабочая программа