Общие требования к выполнению и оформлению работы
ФИЗИКО-ИНЖЕНЕРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра профессионального обучения
Методика преподавания
Общепрофессиональных и специальных дисциплин
Методические указания к курсовой работе
для студентов, обучающихся по специальностям
1 – 08 01 01 «Профессиональное обучение (по направлениям)»
Мозырь 2016
1 Цель и задачи курсовой работы
В своей профессиональной деятельности каждый педагог является разработчиком технологии обучения, определенных элементов методического обеспечения, средств обучения предполагающих комплексное их использование и направленных на решение задач оптимизации учебного процесса. Одной из организационных форм обучения, позволяющей углубить, обобщить, систематизировать, закрепить и расширить знания по методике преподавания общетехнических и специальных дисциплин, развивать навыки самостоятельного умственного труда, повысить уровень готовности педагогов-инженеров к предстоящей профессиональной деятельности является выполнение курсовой работы.
Курсовая работа выполняется по конкретной теме прикладного или теоретического характера и требует применения следующих умений:
- определять тип урока, ставить цель и задачи, отбирать предметное содержание и трансформировать его в систему учебных ситуаций;
- структурировать учебную информацию исходя из требований программы, логически располагать материал с учетом степени сложности для усвоения;
- разрабатывать средства обучения и комплектовать методическое обеспечение учебной деятельности;
- отбирать задания для формирования умений квалификационного уровня и разрабатывать средства контроля знаний;
- обобщать педагогический опыт, анализировать содержание методических разработок, делать обоснованные выводы по их использованию в учебном процессе.
В соответствии с целью курсовой работы необходима актуализация базовых знаний по педагогике, организационно-методическим основам профессионального обучения, методике преподавания общепрофессиональных и специальных дисциплин, методике производственного обучения, а также блоку специальных дисциплин.
Общие требования к выполнению и оформлению работы
Курсовая работа выполняется применительно к конкретной теме конкретной дисциплины специального цикла учебного плана подготовки специалистов в средних специальных или профессионально-технических учебных заведениях. Студентам предоставляется право выбора учебной дисциплины и темы, соответствующей учебной программе.
Основные направления тематики курсовой работы:
· разработка методики проведения традиционных уроков теоретического обучения, исходя из содержания темы предмета;
· разработка элементов комплексного методического обеспечения темы в соответствии с программой предмета и учебным планом;
· разработка средств обучения для определенной специальной или общетехнической дисциплины, в т.ч. с использованием информационных технологий;
· разработка технологии обучения по определенной теме с использованием активных методов;
· совершенствование форм самостоятельной работы учащихся по предмету;
· разработка средств контроля знаний, обучающе-контролирующих программ с использованием компьютерной техники.
После выбора тематики и конкретизации темы учебной дисциплины, руководителем оформляется задание на курсовую работу, которое затем утверждает заведующий кафедрой. Оно включает перечень разрабатываемых в работе вопросов и сроки их готовности.
Все разработки по курсовой работе оформляются и представляются в виде пояснительной записки и приложения. Пояснительная записка объемом до 30 страниц машинописного текста (бумага формата 210×297 мм) должна отражать все разделы, указанные в задании. Общими требованиями к пояснительной записке являются четкость и логическая последовательность изложения материала, конкретность изложения результатов, доказательств и выводов. Текстовой материал пояснительной записки должен быть оформлен в соответствии с действующими стандартами на оформление текстовых документов (ГОСТ 7.1-2003, ГОСТ СТБ 6.38-2004) и принятыми на кафедре. Содержание приложения определяется по согласованию с руководителем и оформляется в соответствии с п. 3.5.
Выполненная курсовая работа представляется студентом руководителю для допуска к защите и получения отзыва с предварительной оценкой.
Структура и содержание основных частей курсовой работы
3.1. Общая структура курсовой работы включает следующие части:
1. Оглавление.
2. Введение.
3. Основная часть.
4. Заключение.
5. Список использованной литературы.
6. Приложение.
Работа над текстом начинается после анализа исходных данных, формирования замысла и, совместно с руководителем, оформления основных характеристик поиска: цели, задач и методов. Необходимо также установить характер содержания записки, чтобы в последующем руководствоваться рекомендациями описания его элементов.
Введение.
Введение представляет собой общую характеристику работы, в которой обосновывается актуальность работы для решения задач процесса обучения в учреждениях среднего специального или профессионально-технического образования, приводится цель работы и соответствующие ей задачи, используемые методы исследования.
Цель, как известно, является формулировкой предполагаемого результата, а ее конкретизации можно добиться через определение задач предстоящей работы (Приложение А). Задачи выдвигаются логически последовательно и, в основном, соответствуют пунктам задания. Их описание формирует основную часть, а степень решения констатируется в заключительной части. Цель работы будет не достигнута, если не будет решена даже одна из поставленных задач.
При выполнении курсовой работы используются следующие методы: теоретический анализ философской, педагогической, психологической, методической, специальной, учебной литературы, нормативно-правовой и учебно-программной документации; моделирование, сравнение, обобщение опыта, наблюдение, анкетирование, педагогический эксперимент.
Учебную и методическую литературу изучают с помощью сравнительного и структурно-логического анализа; программную документацию – путем построения сетевых графиков и сопоставления вариантов аналогичной для различных уровней подготовки (ПТУЗ - колледж - вуз).