Название группы методов | Название метода, его определение | Дополнительная информация о методе | Методические указания к применению метода |
1. Методы организации учебно-познавательной деятельности 1.1. Методы представления нового содержания 1.1.1 Словесные методы | Рассказ – это метод повествовательного изложения содержания изучаемого материала | Рассказ о человеке, месте, событии | - должен содержать достоверные научные сведения; - должен включать яркие и убедительные примеры; - логичность; - доступность; - эмоциональность; - отражать отношение учителя. |
| Объяснение - словесное пояснение, анализ, доказательство и истолкование различных положений излагаемого материала | | Используется отдельно и в сочетании с наглядными методами (показ иллюстраций, способов действия) |
| Лекция - продолжительное устное изложение учебного материала | Используется в старших классах | Сочетается с приемами активизации познавательной деятельности детей (выписывание основной мысли, конспектирование, составление схемы). |
| Беседа - диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки вопросов побуждает учащихся рассуждать и под водит учеников к пониманию нового материала | Беседа может быть вводной, обобщающей, этической, познавательной. | Вопросы должны быть краткими, четкими, содержательными и сформулированными так, чтобы будили мысль ученика. |
| Чтение художественной литературы | Чтение стихотворения, рассказа | Произведения должны соответствовать возрасту, исполняться выразительно, эмоционально. Сочетается с наглядными методами (показ иллюстраций) |
1.1.2 Наглядные методы | Организация наблюдений – детинаблюдают какое-либо явление или предмет и под управлением учителя выделяют его наиболее существенные черты. | Наблюдения могут быть кратковременными, длительными, сравнительными. | Детям называется цель наблюдения. Наблюдение сопровождается объяснением, вопросами. После наблюдения знания закрепляются в деятельности детей (изо, труд, пересказ, игра) |
| Показ иллюстрацийпредметов,схем, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске и пр. | | Необходимо руководство педагога восприятием иллюстраций: вопросы, пояснение, выделение главного. Иллюстрации должны быть крупными, эстетичными, аккуратными. |
| Демонстрация видео-, диа-, кинофильмов, опытов, работы приборов, | | Сочетается со словесными методами |
1.2. Методы выработки учебных умений и накопления опыта учебной деятельности направлены на формирование практических умений и навыков | Упражнения - повторное (многократное) выполнение умственного или письменного действия с целью углубления своих знаний и выработки соответствующих учебных умений и навыков. | Упражнения: - воспроизводящие; -творческие (применение знаний в новых условиях); - комментированные (ученик вслух проговаривает, комментирует предстоящие операции); - устные; - письменные; - графические; - практические. | Давать упражнения только когда хорошо понят материал. Организация упражнения: 1 этап – учитель объясняет цель и задачи предстоящей деятельности. 2 этап- учитель показывает, как нужно выполнять то или иное задание. 3 этап - первоначальное воспроизведение сильными учащимися учебных действий. 4 этап- многократное повторение учебных действий. |
| Лабораторные работы - это изучение учащимися каких- либо явлений с помощью специального оборудования. | Лабораторные работы могут носить иллюстративный или исследовательский характер. | Учитель составляет инструкцию, а ученики записывают результаты работы в виде рисунков, числовых показателей, графиков, схем. |
| Практические работы -осуществление учащимися предметной деятельности с целью накопления опыта использования уже имеющихся знаний и получения новых. | | Проводятся обычно после изучения крупных разделов или тем и носят обобщающий характер. |
2 Методы эмоционального стимулирования | Создание ситуаций успеха в обучении - создание цепочки ситуаций, в которых учащийся добивается хороших результатов. | Это ведет к возникновению у него чувства уверенности в своих силах и легкости процесса обучения | Приемы создания ситуации успеха: - подбор для учеников не одного, а небольшого ряда зданий нарастающей сложности; - помочь выполнить учащемуся задание, затем предложить емусамостоятельно выполнить задание, аналогичное первому. |
| Методы поощрения и порицания | | Поощрения разнообразны: - похвала ребенка, -положительное оценивание какого-то отдельного его качества, - поощрение выбранного им способа выполнения задания, - выставление повышенной отметки и др. Применение порицаний является исключением и используется лишь в вынужденных ситуациях. |
| Использование игр и игровых форм | Это могут быть: - дидактические игры (готовые обучающие игры); - игровые формы организации обучения (игровые оболочки); - | Используются для закрепления ЗУНов. Например, занятие в форме путешествия, экскурсии, оказания помощи какому-либо герою. |
3. Методы контроля и диагностики эффективности учебно-познавательной деятельности | Повседневное наблюдение за учебной работой учащихся | | Наблюдение за тем: - как ведут себя дети на занятиях; - как они воспринимают и осмысливают изучаемый материал, - как формируются у них умения и навыки |
| Устный опрос | Может быть индивидуальным и фронтальным | Педагог задает детям вопросы по изученному материалу и определяет степень его усвоения. |
| Письменный опрос | Может быть индивидуальным и фронтальным | Педагог дает детям записанные на доске, листочках или карточках задания (задачи, примеры), которые они выполняют самостоятельно. |
| Тестирование -постановка перед детьми системы вопросов, отвечая на которые учащиеся проявляют уровни учебных знаний и умений, психического развития. | | Задания могут быть - открытыми (с ответами), - закрытыми (без ответов), - на установление соответствия, - на определение последовательности. |