Рекомендации по выполнению задания

Воспитательная работа в школе имеет множество форм, среди них вам надо выбрать и остановиться на одной, которую можно предложить в качестве зачетного, т.е. показательного мероприятия.

Для того чтобы зачетное воспитательное мероприятие достигло поставленной цели, продвинуло учащихся в области нравственного, эстетического, трудового, физического и т.д. развития и получило положительную оценку, изучите и используйте в практической деятельности методический алгоритм (систему предписаний), который обеспечит обстоятельную подготовку и качественное проведение внеклассного мероприятия.

1. Ознакомьтесь с содержанием Инструктивно-методического письма Министерства образования «Особенности организации воспитательной работы в 2008–2009 учебном году» («Настаўнiцкая газета»).

2.Изучите и проанализируйте план воспитательной работы класса, который разрабатывается классным руководителем с учетом комплексно-целевой программы школы по воспитательной работе и особенностей класса (проблемы поведения, успеваемости, общения и т.д.).

3. На основе плана воспитательной работы класса с учетом потребности учащихся и собственных педагогических интересов определите актуальную тему воспитательного мероприятия.

4. Проконсультируйтесь с классным руководителем по вопросу выбора воспитательного мероприятия (актуальность темы, цель, форма проведения).

5. Определите и осмыслите содержание воспитательного мероприятия, используя методическую литературу и продумайте технологию реализации темы. Технология реализации темы – это ваше творчество.

6. Получите консультацию у вашего методиста по воспитательной работе кафедры педагогики.

7. Хорошо продумайте форму. Что это будет?

· Монолог с иллюстрациями для обсуждения.

· Беседа с привлечением примеров и мнения учащихся.

· Выступление учащихся, где вы в результате делаете расширенное резюме и подводите итоги.

· Дискуссия.

· Просмотр фрагментов видеозаписи, кинопленки; использование увиденного материала с целью обсуждения.

· Конкурс на лучшую летопись своего рода «Мой родовод».

· Конкурс рукотворных плакатов по тематике «СПИДу — нет».

· Трудовой десант «Озеленение территории школы» и т.д.

В качестве зачетного мероприятия может быть зачтено выступление с докладом на педсовете школы по злободневным вопросам, например, «Современная семья, проблемы воспитания детей» или «Проблема наркомании и алкоголизма. Их профилактика за рубежом и в РБ», развернутый сценарий по теме «Неделя профилактики СПИДа и наркомании в школе».

8. Разработайте подробный план-конспект формы внеклассной воспитательной работы с указанием поставленной цели.

9. Обсудите план-конспект с классным руководителем.

10. Запомните план-конспект воспитательного мероприятия путем его неоднократного воспроизведения или «проигрывания». Такая подготовка поможет вам умело провести воспитательное мероприятие.

Требования, предъявляемые к оформлению задания

Задание должно быть грамотно написано (напечатано) и правильно оформлено на листах формата А-4. Писать (печатать) следует на одной стороне листа формата А-4 (шрифт 12). Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на отдельных этапах воспитательного дела, применяя разные шрифты, выделения, с помощью разрядки, подчеркивания и т.п.

Требования к составлению методической разработки

Воспитательного дела

Методическая разработка– это описание используемых педагогом комплекса целей и задач, методов и содержания педагогического взаимодействия в рамках конкретной организационной формы (классного часа, игры-путешествия, конкурса, устного журнала, занятия кружка и т.д.).

Основой любой организационной формы педагогического процесса является деятельность, взаимодействие участников этого процесса, т.е. педагога и учащихся, педагога и воспитанников. В этой связи структура (логика осуществления) деятельности будет определять структуру организационной формы педагогического процесса, а значит и структуру методической разработки воспитательного дела, организационной формы педагогического процесса.

Структура деятельности включает следующие компоненты:

1. Постановка цели и задач. 2. Проектирование плана, модели осуществления деятельности. 3. Выполнение предметных действий, непосредственное осуществление деятельности в определенной последовательности. 4. Коррекция, стимулирование деятельности. 5. Анализ, рефлексия результатов деятельности (реализации цели).

В этой связиможно предположить следующую структуру методической разработки:

Ø титульный лист разработки;

Ø цель и задачи реализации воспитательной деятельности (педагогического взаимодействия в рамках организационной формы);

Ø план проведения дела (осуществления педагогического взаимодействия);

Ø материально-техническое обеспечение (перечень материалов, оборудования, технических средств, художественное и музыкальное оформление) проводимого дела;

Ø перечень методов, название педагогической технологии, используемых при проведении дела;

Ø описание содержания педагогического взаимодействия по ходу реализации дела в соответствии с планом его проведения;

Ø описание способов анализа, рефлексии итогов, результатов дела (педагогического взаимодействия);

Ø список использованных источников при создании методической разработки.

Дадим разъяснения по составлению каждой из структурных частей методической разработки.

Титульный лист:

· указывается учреждение образования и его подразделение, где создана методическая разработка (например, Минский государственный лингвистический университет, кафедра педагогики);

· обозначается характер разработки – методическая разработка;

· название методической разработки, в котором указываются организационная форма и ее тема, отражающая профиль содержания дела (например, устного журнала «Человек и биосфера»);

· указывается возраст учащихся, для которых предназначено воспитательное дело, организационная форма с отобранным содержанием (например, для учащихся 5 – 6 классов);

· автор-составитель методической разработки: Ф.И.О., группа, факультет (например, Сосновская Л.С., студентка гр. 501 факультета английского языка);

· место (населенный пункт) и год создания методической разработки (например, Минск – 2009).

Цель и задачи проводимого дела:

· целькак конечный результат дела (формулируется коротко и лаконично, отражая главный предполагаемый результат предстоящего педагогического взаимодействия);

· задачи(это отдельные шаги в реализации цели), могут быть классифицированы на:

– образовательные(формирование каких-либо знаний, умений и навыков);

– развивающие(развитие различных психических процессов: познания, восприятия, памяти, речи, воли, понимания, воображения, эмоций и чувств, способностей, мышления, мотивов деятельности и поведения, черт характера, удовлетворение потребностей и т.д.);

– воспитательные(формирование базовой культуры личности, отдельных составляющих этой культуры (нравственной, эстетической, экологической, национальной, гендерной и т.д.), отдельных аспектов той или иной культуры, культуры поведения и деятельности, качеств и свойств личности современного школьника).

План проведения дела

По пунктам в логической последовательности обозначается порядок предполагаемого педагогического взаимодействия. Например, при проведении устного журнала «Человек и биосфера» этот план может быть обозначен следующим образом.

1. Увертюра устного журнала (презентация темы, цели и задач).

2. Страница 1. «Биосфера как сфера жизни на Земле».

3. Страница 2. «Место человека в биосфере».

4. Страница 3. «Современное состояние биосферы».

5. Страница 4. «В ноосферу держим путь».

6. Страница 5. Викторина «Экологические проблемы и пути их решения».

7. Рефлексия итогов устного журнала.

Наши рекомендации