Методические рекомендации по организации
Самостоятельной работы студентов
Для освоения дисциплины важно, чтобы обучающиеся умели рассуждать на предлагаемые темы, высказывать свою точку зрения, свои суждения; анализировать факты, документы, аннотировать источники; наблюдать, фиксировать данные, обобщать полученные результаты; уметь договариваться для выполнения коллективных работ теоретического и практического плана.
Обучение студентов в вузе складывается из нескольких составляющих: конспектирование лекций ведущих преподавателей, участие в практических и лабораторных занятиях, прохождение производственных практик и т.д. Если сравнить количество часов, отводимых на аудиторную и внеаудиторную работу студентов, то станет ясно, что к организации самостоятельной работы, на которую отводится значительное количество часов, особенно по сравнению с аудиторной, нужно подходить с особой ответственностью.
Условно можно выделить два вида СРС:
- непосредственно на аудиторных занятиях
- внеаудиторная СРС при выполнении домашних заданий учебного и творческого характера.
Первый вид СРС поддается регулированию со стороны преподавателя, т.е. преподаватель может
- определить вид самостоятельной работы;
- ограничить время работы;
- дать индивидуальную консультацию, образец выполнения и т.д.
- организовать контроль.
Внеаудиторная СРС проводится без непосредственного контроля со стороны преподавателя и, следовательно, требует тщательной подготовки.
Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
1. Система беспроводной интернет-связи типа Wi-Fi.
2. Ноутбук.
12. Дополнительные материалы_
Глоссарий
Акварель (от лат. "вода") - 1) водяные краски, красочный материал, предназначенный для акварельной живописи; 2) техника живописи и само произведение, выполненное акварельными красками.
Аллегория (от греч, "'иносказание") - в искусстве - воплощение явления, идеи в наглядном обрате. Аллегорический образ связан с тем, что он изображает условной связью (например, изображение льва нужно только для того, чтобы указать на идею Мощи, и не имеет значения само по себе). В отличие от символа, аллегория не оказывает непосредственного эмоционально- эстетического воздействия, она рассудочна, требует истолкования.
Аппликация (от лат. "прикладывание, присоединение") - способ создания художественных изображений наклеиванием, нашиванием на ткань или бумагу разноцветных кусочков какого-либо материала.
Архетип (от греч. "первообраз") - в эстетике - изначальный образ, оригинал, первопричина всех последующих сю изображений в искусстве. В современной науке понятие "А." связано с именем психолога К. Юнга (1 875- 1 96 1). Согласно Юнгу "А." - древнейшие общечеловеческие символы, которые таятся в ''коллективном бессознательном" человечества, связаны с жизненно важными переживаниями бесчисленных поколений и оживают, оформляются в мифах, художественных произведениях. Художники интуитивно пользуясь архетипичсскими символами, всякий раз переводят их на язык современности, тем самым связывая людей своей эпохи с древним общечеловеческим опытом.
Архитектура(от греч. "главный строитель") - термин употребляющийся в двух значениях: I) Система зданий и сооружений, организующих пространственную среду для жизни и деятельности людей; 2) Искусство формировать эту пространственную среду, создавать новую реальность, обладающую функциональным значением, приносящую человеку пользу и доставляющую эстетическое наслаждение.
Ассоциация (от лат. "связываю, соединяю") - такие связи между идеями, образами, словами, когда появление в сознании одного из них влечет за собой и другие. Художник ассоциирует прежде всего образы, которые близки или контрастны по "эмоциональном тону", по "гамме чувств".
Виды искусства - различные формы художественно-творческого освоения мира человека.
Воображение - одна из важнейших способностей человека ко всем видам художественного творчества. Образ в искусстве не бывает простым воспроизведением, отпечатком предметов внешнего мира. Он выражает человеческие ценности, богатую гамму переживаний художника. Силой воображения художника это внутреннее содержание, само по себе незримое, необразное, обретает образ, "воображается" в материале того или иного искусства, становиться "видимым", "слышимым", доступным другим людям. Работа В. проявляется в целенаправленном отборе и преобразовании жизненных впечатлений, в расстановке нужных акцентов, выборе соответствующих средств (живописных, пластических и т. п.).
Восприятие искусства - узнавание, понимание, эмоционально-эстетическая оценка художественных произведений, зрителем, слушателем. В. и. - не пассивный процесс, а сотворчество воспринимающего с автором. В основе полноценного В. и. лежит понимание и непосредственная отзывчивость на пафос (господствующие в произведении чувства или целая гамма чувств), и, с другой стороны, понимание всех конкретных особенностей художественной формы как неслучайных, несущих печать авторского замысла, выражающих пафос.
Выразительность - главный существенный признак художественного образа. Понимается как способность художника посредством разнообразных приемов передавать человеческие эмоции, использование им в образной характеристике таких деталей, которые с наибольшей полнотой раскрывают сущность изображаемого явления, характера.
Графика (от греч. "пишу, рисую") - один из видов изобразительного искусства. В отличие от живописи, основным средством выражения Г. является рисунок.
Гуашь(от итал. "водяная краска") - красочный материал, обладающий большой кроющей способностью. Г. работают преимущественно по бумаге. В отличие от акварели и подобно темпере, живопись Г. ведется плотным непрозрачным слоем.
Декоративно-прикладное искусство (от лат. "украшаю") - вид искусства, имеющий свой особый художественный смысл и свою декоративную образность, и вместе с тем непосредственно связанный с нуждами людей. Самым древним видом украшений является орнамент. В единстве художественной и унитарной функций изделия, во взаимопроникновении формы и декора проявляется специфика и синтетический характер декоративно-прикладного искусства.
Детский рисунок - произведение изобразительного искусства ребенка приблизительно от 3-х до 15-16 лет, не определившего свой профессиональный путь, отражающее самостоятельный взгляд на мир. Термин "Д. р." возник в искусствоведческой литературе в 1880-е г.г., когда была понята его эстетическая ценность, рисунки детей начали коллекционировать. Изучение Д, р. с позиций разных наук дает возможность понять, как развивается мировосприятие ребенка, его взаимодействие с пространством и с миром в целом, эстетическое отношение конкретного ребенка к действительности, как проявляются его способности к искусству или другой области знаний, какую роль при этом играет воображение, память, впечатлительность автора и другие факторы.
Дизайн (от англ, "замысел, проект") - термин, обозначающий различные виды проектировочной деятельности, имеющей целью формирование эстетических и функциональных качеств предметной среды,
Жанры изобразительного искусства (от франц. "род, вид1') понятие, характеризующее предмет, выбранный художником для изображения: город, уголок природы, сюжет из истории, окружающие предметы, сцены из жизни, животные, человек. Соответственно различают Ж.: пейзаж, натюрморт, портрет, бытовой, исторический, анималистический.
Живопись - 1) один из основных видов изобразительного искусства; 2) художественное изображение мира на плоскости посредством цветных материалов.
Замысел в искусстве - предвосхищение будущего произведения, его первое проявление в сознании художника. Зародившийся замысел побуждает работать над его конкретизацией и воплощением. Зарождение самостоятельных замыслов - главное условие полноценного творчества в любом виде искусства.
Изобразительно-выразительные средства искусства - совокупность средств и приемов, которыми каждый из видов искусства решает свои художественные задачи.
Импровизация (от лат. "непредвиденный, внезапный") - особый вид творчества, характерный тем, что сочинение произведения происходит непосредственно в процессе его исполнения, а не предваряет этот процесс.
Искусство - общее понятие, объединяющее все виды художественного творчества, и в то же время отделяющее их от других видов человеческой деятельности.
Искусствознание (искусствоведение) - наука об искусстве, состоящая из теории искусства, истории искусства и художественной критики. В отличие от эстетики, изучающей общие законы всех видов искусств, Ц'И." подразделяется на отдельные отрасли (литературоведение, искусствоведение, под которыми подразумевается наука об изобразительных искусствах, музыковедение и др.)
Картина- особый тип живописного изображения, принадлежащий, как правило, к области станкового искусства. К. возникла в Италии в эпоху Возрождения.
Коллаж (фр.) - 1) прием в изобразительном искусстве, заключающийся в наклеивании на какую-либо основу материалов, отличающихся от нее по цвету и фактуре; 2) так же называются произведения, исполненные в этой технике.
Колорит- одно из важнейших средств выразительности художественного образа, в живописи - это система соотношения цветовых тонов, образующих единство.
Композиция (от лат "связывание, составление") - 1) построение художественного произведения, определенное его содержанием, характером и назначением; 2) важнейший организующий компонент художественного произведения, придающий ему целостность и определяющий соподчиненность отдельных его частей по отношению друг к другу и к целому.
Масло (масляная живопись) - важнейшая и широко распространенная разновидность живописной техники, основанная на применении растительного масла в качестве основного связующего вещества. Ос ионные достоинства М. ж. - гибкость, податливость богатого возможностями материала и относительная прочность красочного слоя.
Музей (от греч. "музеон - жилище муз") - учреждение, занимающееся собиранием, хранением, изучением, реставрацией, экспонированием ценностей культуры, отражающих различные области творческой деятельности человека.
Натура (от лат. "природа") - в искусстве - объективно существующая часть реального мира (природа, город, предметы быта, овощи, фрукты, человек, сцены из жизни), которую художник наблюдает, изображает и творчески преобразует в своих произведениях.
Натюрморт (от фр. "мертвая природа") - жанр искусства, посвященный изображению окружающих человека вещей, композиционно организованных в единую группу. Кроме неодушевленных предметов (например, предметов домашнего обихода) в натюрмортах изображают цветы, фрукты, овощи, а также животных, птиц, насекомых.
Образ художественный - характерный для искусства способ преобразования различных явлений, а также и результат такого преобразования, воплощенный в произведении. О. х., будучи обобщенным, сохраняет и живую конкретику проявления общего; не просто моделирует, повторяет некоторое жизненное явление, но пересоздает его, проявляя заложенные в нем эстетические возможности, проявляет в этом явлении существенное, позволяя этому существенному, общему "просвечивать" сквозь единичное, не порывая связи с ним.
Орнамент (от лат. ''украшение") - узор, построенный на регулярном ритмическом чередовании и организованном расположении абстрактно-геометрических или изобразительных элементов; предназначается для украшения предметов (утварь, текстильные изделия и пр.)
Палитра (от лат. "лопатка") деревянная дощечка, чаще всего овальной или круглой формы, на которой живописец размещает краски и смешивает их в поисках нужных оттенков.
Пастель (фр., итал.) - красочный материал, предназначенный для особой техники живописи и для рисования. П. изготовляется в виде обернутых в бумагу палочек ("карандашей") и состоит из сухого красочного порошка с примесью скрепляющих или разбеливающих веществ. П. называется и сама техника живописи и рисования пастельными красками.
Пейзаж (от фр. "местность, страна") - жанр изобразительного искусства или конкретное произведение, предметом которого является изображение природы, вида, местности.
Портрет- жанр изобразительного искусства,предметом которого является изображение человека.
Рельеф скульптурное изображение на плоскости. Может включаться в композицию стены, свода, других частей архитектурного или скульптурного произведения, а также быть самостоятельным станковым произведением. Выпуклый Р. подразделяется на: низкий - барельеф и высокий - горельеф.
Репродукция (от лат. "снова, вновь" и "продукция" от фр. "воспроизведение") - в применении к изобразительному искусству - массовое воспроизведение художественного оригинала полиграфическими средствами, преимущественно в уменьшенном масштабе.
Рисунок - разновидность графики. Р. исполняется преимущественно твердым красящим веществом (карандашом, углем, сангиной и пр.). Основные средства выразительности рисунка - линия, штрих, пятно, их взаимодействие с основой (бумагой, картоном, колетом и т, д.)
Ритм– (в искусстве) - интуитивно или намеренно создаваемая упорядоченность формы на основе чередования ее элементов, что дает ощущение периодически повторяющихся акцентов.
Силуэт - разновидность графики. Название происходит от имени французского министра XVIII века Э де Силуэта, на которого была сделана карикатура в виде теневого профиля. С. - изображение фигур и предметов сплошным, преимущественно черным пятном, с островыразительными внешними очертаниями.
Символ - отличительный признак, знак, выражающий смысл изображенного предмета.
Симметрия(от греч. "соразмерность") - одинаковое расположение частей целого относительно какой-либо оси или центра.
Синестезия (от греч. "совместное чувство, одновременное ощущение") - психическое явление, заключающееся в том, что воздействие на какой-либо орган чувств вызывает ощущение не только в нем самом, но и добавляет ощущение, характерное для другого органа чувств (например "цветной слух", при котором звук, наряду со звуковым ощущением, вызывает еще и цветовое).
Синтез искусств - Соединение разных искусств в едином произведении, которое возникает не как сумма отдельных искусств, а как органическое целое, обладающее особым художественным воздействием; так же синтез искусств понимается как определенное сочетание видов искусств, выбранных для решения тех или иных задач эстетического воспитания личности.
Скульптура- вид изобразительного искусства, заключающийся в вырезании или высекании объемного трехмерного изображения из твердого материала - камня, дерева и пр. Не следует путать с пластикой, суть которой не в удалении излишней массы материала, а в добавлении ее путем лепки в мягком, пластичном материале - глине, пластилине, воске и пр.
Содержание и форма в искусстве - неразрывно связанные и взаимно обусловленные эстетические категории, основополагающие искусствоведческие понятия. В них обобщено представление о двух сторонах художественного произведения: о внутренней (что в нем выражено и отражено) и внешней (какими средствами это достигнуто).
Стиль (от греч. "палочка для письма") - !) совокупность взаимосвязанных признаков, которые являются общими для целого ряда художественных произведений, объединяют их между собой, и, в то же время, отличают от произведений других стилей; 2) индивидуальный стиль мастера.
Творчество художественное одно из главных проявлений творческого начала в человеке, преобразование житейского и духовного опыта человека в образы искусства. Главным результатом X, т. является создание особой, "второй реальности", картин, статуй и т. д. При этом сама материя, которой пользуется тот или иной вид искусства, преобразуется, приобретая особое качество художественной индивидуальности.
Тектоника (от греч. "относящийся к строительству") в архитектуре пластическое художественно-образное выражение основных конструктивных особенностей здания, их проявление в ритмическом строе, пропорциях, особенностях материала и т. д., то есть выявление во внешнем облике постройки.
Техники художественные- в соответствии с изобразительными видами искусства Т. х. целятся на живописные, графические и скульптурные; '"техника" или манера исполнения произведений не является чем-то внешним по отношению к образно-смысловому строю произведений, подчеркивающее это выражение внутреннего во внешнем.
Тон (от греч. "напряжение") - одна из основных, наряду с яркостью (светлотой) и насыщенностью, характеристик света. Характеризуя тот или иной цвет (как "фиолетовый", "лимонный" и т. п.), мы определяем то, что называется "цветовым тоном". Т. в живописи называют также основной оттенок, обобщающий и подчиняющий себе все цвета произведения и придающий цельность колориту.
Фактура (от лат. "изготовление, обработка") - в изобразительном искусстве - материальные осязаемые свойства поверхности произведения.
Фон - любая часть изобразительной или орнаментальной композиции по отношению к включенной в эту композицию, находящейся ''ближе" к зрителю и выделяющейся летали, фигуре.
Формат (от лат. "придаю форму") - линейные размеры (длина, ширина, высота) произведения. Ф. в изобразительном искусстве (в живописи, графике. скульптуре) - один из элементов, определяющих композиционное решение произведения.
Способности - психологические качества человека, которые нужны для успешной работы в области искусства. В основе всех видов х. с. лежит общее свойство человеческой личности - эстетическое отношение к миру, благодаря которому зарождающиеся художественные замыслы, требующие работы воображения, то есть создания образа, выражающего внутреннее идейно-эмоциональное содержание произведения в материале того или иного вида искусства. Решающее значение для проявления и развития х. с. часто имеет мотивационная сторона, наличие у человека глубокой и устойчивой потребности в художественном творчестве. X. с. взаимодействуют с о знаниями, умениями, навыками в данной области искусства и без последних не могут развиваться. Однако х. с. развиваются успешно, когда потребность человека решить творческую задачу опережает имеющиеся у него на данный момент умения и навыки, и побуждает овладевать недостающими, в чем ему и оказывает помощь педагог.
Художник человек, профессионально работающий в области изобразительного искусства (живописец, график, прикладник и др.). Человек, создающий художественное произведение в любой области искусства.
Эстетика (от греч. "чувственно воспринимаемый") - наука о принципах художественного освоения мира человеком, об основных закономерностях преобразования явлений жизни в факты искусства.
Эстетическое воспитание - целенаправленная педагогическая работа, цель которой развивать с помощью искусства ценные духовно-нравственные качества у детей и молодых людей.
Эстетическое отношение - особое отношение человека к миру в целом и к отдельным явлениям жизни. Человек с развитым Э. о. воспринимает чувственный облик существ, предметов, явлений не как их внешнюю оболочку, а как выражение сути: состояния, характера, судьбы, внутренней жизни, в чем то родственной его собственной. Его отличают чувства сопричастности к миру, отношение ко всему как к живому. Переживания такого рода представляют собой обязательное условие зарождения полноценных и самостоятельных художественных замыслов.
Художникчеловек, профессионально работающий в области изобразительного искусства (живописец, график, прикладник и др.). Человек, создающий художественное произведение в любой области искусства.
Эстетика(от греч. "чувственно воспринимаемый") - наука о принципах художественного освоения мира человеком, об основных закономерностях преобразования явлений жизни в факты искусства.
Эстетическое воспитание - целенаправленная педагогическая работа, цель которой развивать с помощью искусства ценные духовно-нравственные качества у детей и молодых людей.
Эстетическое отношение - особое отношение человека к миру в целом и к отдельным явлениям жизни. Человек с развитым Э. о. воспринимает чувственный облик существ, предметов, явлений не как их внешнюю оболочку, а как выражение сути: состояния, характера, судьбы, внутренней жизни, в чем то родственной его собственной. Его отличают чувства сопричастности к миру, отношение ко всему как к живому. Переживания такого рода представляют собой обязательное условие зарождения полноценных и самостоятельных художественных замыслов.