Для студентов 3 курса очной формы обучения

Вопросы к экзамену по дисциплине

«Основы безопасности жизнедеятельности и медицинских знаний»

для студентов 3 курса очной формы обучения

1. Детский травматизм, его виды. Основные причины бытового травматизма среди детей различных возрастных групп. Элементарные правила безопасности в быту как мера профилактики детского травматизма.

2. Аварии на гидродинамически опасных объектах (ГДОО) и коммунально-энергетических сетях, факторы, способствующие их развитию. Правила поведения населения при авариях на ГДОО и объектах коммунального хозяйства.

3. Аварии на радиационно опасных объектах, их классификация по масштабам возможных последствий. Типовые объекты, относящиеся к категории радиационно опасных. Поведения населения на территории, подвергшейся радиоактивному заражению.

4. Аварии на химически опасных объектах, их классификация по масштабам возможных последствий. Основные пути проникновения химически опасных веществ в организм человека. Правила поведения населения на территории, подвергшейся химическому заражению.

5. Водный транспорт, его специфические опасности. Правила и порядок покидания водного судна в случае аварии. Снижение теплопотерь организма при нахождении в воде.

6. Воздушный транспорт, его специфические опасности. Основные причины аварий на воздушных судах. Обеспечение личной безопасности при декомпресии и «жесткой» посадке самолета.

7. Вторичная профилактика заболеваний. Оценка режима учебной деятельности, адекватности образовательных программ и педагогических технологий, исследование работоспособности и динамики здоровья учащихся.

8. Городской общественный транспорт и опасности, исходящие от него. Обеспечение личной безопасности при проезде в городском общественном транспорте.

9. Гражданская оборона, ее задачи, структура и принципы организации. Основные службы гражданской обороны, их характеристика.

10. Железнодорожный транспорт и опасности, исходящие от него. Основные виды аварий на железнодорожном транспорте, их причины. Обеспечение личной безопасности при пожаре, сходе состава с рельсов и аварии токоснабжения.

11. Здоровье и факторы его определяющие. Понятие о норме, основные показатели нормы здоровья. Болезнь и причины ее возникновения.

12. Здоровьесберегающая функция учебно-воспитательного процесса. Роль учителя в формировании здоровья учащихся и профилактике заболеваний.

13. Искусственная вентиляция легких, характеристика ее основных способов. Техника выполнения искусственного дыхания. Особенности проведения искусственной вентиляции легких у детей.

14. Категории образа жизни: экономическая, социологическая, социально-психологическая, социально-экономическая, их характеристика. Непосредственное воздействие образа жизни на здоровье.

15. Концепции здорового образа жизни, их характеристика.

16. Мотивация здорового образа жизни. Мотив как осознанное побуждение и действие для удовлетворения потребностей. Положительная мотивация здоровья и здорового образа жизни.

17. Наиболее часто встречающиеся «школьные» формы патологии, их причины и профилактика.

18. Национальная и международная безопасность России. Основные задачи милиции, пожарной охраны, федеральной службы безопасности, внешней и внутренней разведки, пограничной и таможенной служб Российской Федерации.

19. Непрямой массаж сердца, техника его выполнения. Особенности проведения непрямого массажа сердца у детей. Соотношение «вентиляция – массаж» при участии в оживлении одного и двух человек.

20. Обморожение и общее замерзание, их признаки. Оказание первой медицинской помощи при поражениях от действия низких температур.

21. Общие правила эвакуации учащихся в случае пожара. План эвакуации, его графическая и текстовая части. Требования к основным и вспомогательным путям эвакуации.

22. Общие принципы организации защиты населения в мирное и военное время. Основные способы и мероприятия по защите населения.

23. Общие реакции организма на механическую травму. Причины и признаки жировой травматической эмболии. Правила оказания первой медицинской помощи.

24. Общие реакции организма на механическую травму. Причины, признаки, механизм развития травматического токсикоза. Оказание первой медицинской помощи при синдроме длительного раздавливания.

25. Общие реакции организма на механическую травму. Причины, признаки, стадии течения травматического шока. Клинические признаки эректильной и торпидной фаз травматического шока. Оказание первой медицинской помощи.

26. Ожоги, их классификация в зависимости от поражающего фактора, площади и глубины поражения. Клинические признаки термических ожогов различной степени тяжести. Неотложная помощь при термических ожогах.

27. Определение понятий «первичная», «вторичная» и «третичная» профилактика заболеваний.

28. Организация наблюдения и контроля за физическим и нервно-психическим развитием детей. Воспитание у детей положительного отношения к двигательной активности.

29. Основные принципы профилактики инфекционных заболеваний. Специфическая и неспецифическая профилактика. Понятие о дезинфекции, дезинсекции и дератизации.

30. Основные режимы функционирования РСЧС, ее подсистемы. Общее руководство системой РСЧС.

31. Основные составляющие здорового образа жизни (сознание, информация, труд, движение, питание, возраст, наследственность, состояние окружающей среды и здравоохранения), принципы его формирования.

32. Основные стадии течения чрезвычайных ситуаций, их возможные причины и последствия. Понятие о первичных и вторичных негативных воздействиях.

33. Первичная профилактика заболеваний как система социальных, гигиенических, воспитательных и медицинских мер. Совместная деятельность школы и семьи в формировании здоровья и здорового образа жизни учащихся.

34. Перелом, его причины, местные и общие признаки. Классификация переломов по происхождению, направлению линии перелома, наличию или отсутствию повреждений в наружных покровах. Правила оказания первой медицинской помощи.

35. Положительное и отрицательное влияние урбанизации на общую криминогенную обстановку в стране. Структура городской преступности. Обеспечение безопасности жилища.

36. Понятие «здоровый образ жизни», его формирование как биологическая и социальная проблема. Принципы и методы формирования здорового образа жизни учащихся.

37. Понятие о закрытых повреждениях. Причины и признаки ушибов. Правила оказания первой медицинской помощи при ушибах.

38. Понятие о конструктивной противопожарной защите, ее использование в современных зданиях и сооружениях. Организация противопожарной защиты в высотных зданиях.

39. Понятие о кровотечении. Виды кровотечений по происхождению, характеру поврежденного сосуда, времени возникновения, месту излияния крови, их характеристика.

40. Понятие о микробиологии. Классификация микроорганизмов, их основные характеристики. Экзо- и эндотоксины, особенности их воздействия на организм.

41. Понятие о пожаре. Поражающие факторы пожаров и взрывов, их характеристика. Основные принципы прекращения горения.

42. Понятие о ране. Виды ран по характеру ранящего оружия, их характеристика. Раны поверхностные, глубокие и проникающие в полости. Правила обработки ран.

43. Понятие о раневой инфекции, ее виды. Асептика и антисептика, их основные методы.

44. Понятие о реанимации. Комплекс сердечно-легочной реанимации и показания к ее проведению, критерии эффективности и возможные осложнения.

45. Понятие о терминальных состояния, их причины. Клиническая и биологическая смерть, их признаки. Феномен Белоглазова как важнейший диагностический признак.

46. Понятие о терроризме, его причины. Виды террористических актов в зависимости от преследуемых целей и объектов посягательства. Организация антитеррористических мероприятий.

47. Понятие о травме и травматизме. Первая медицинская помощь и ее влияние на исход повреждений.

48. Понятие о чрезвычайных ситуациях природного характера, их классификация. Защита населения от последствий природных чрезвычайных ситуаций. Действия учителя при стихийных бедствиях.

49. Понятие о чрезвычайных ситуациях, их виды по происхождению, ведомственной принадлежности, масштабам возможных последствий.

50. Понятие об иммунологии. Иммунитет, его виды (специфический и неспецифический, врожденный и приобретенный). Формы приобретенного иммунитета: активный и пассивный. Понятие об антигенах и антителах.

51. Понятие об инфекционной болезни, причины ее возникновения, характер течения, возможные осложнения. Виды инфекционных заболеваний в зависимости от путей передачи и локализации возбудителя в организме человека.

52. Понятие об отравлении. Пути поступления токсичных веществ в организм. Оказание первой медицинской помощи при отравлении угарным газом, ядохимикатами, кислотами и щелочами.

53. Понятие об эпидемиологии, эпидемическом процессе и эпидемии. Источник инфекции, механизм передачи и восприимчивость населения к возбудителю болезни как звенья эпидемического процесса.

54. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Обязанности руководящего состава учебных заведений при необходимости эвакуации детей в случае пожара. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности.

55. Природные пожары, их причины, классификация и характеристика основных видов. Способы борьбы с природными пожарами.

56. Профилактика травматизма школьников на уроках физической культуры. Требования к спортивному инвентарю, спортивному залу, спортивной одежде и обуви.

57. Роль семьи и школы в формировании индивидуального образа жизни человека. Вредные привычки, их профилактика и коррекция.

58. Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях, ее структура и задачи.

59. Современные средства поражения. Общая характеристика ядерного, химического и бактериологического оружия. Новые средства поражения.

60. Современный транспорт и опасности, исходящие от него. Основные причины аварийности на транспорте.

61. Специальные средства индивидуальной защиты населения от поражающих факторов оружия массового поражения, их характеристика.

62. Специальные средства коллективной защиты населения в условиях применения оружия массового поражения. Общие принципы устройства убежищ и противорадиационных укрытий.

63. Способы временной остановки кровотечений. Правила наложения кровоостанавливающего жгута.

64. Средства тушения пожаров и их применение. Использование различных видов огнетушителей в зависимости от характера возгорания.

65. Третичная профилактика заболеваний как система психолого-педагогических мер, направленных на предупреждение рецидивов болезней и их перехода в хронические формы.

66. Химические ожоги, их отличительные признаки. Особенности оказания первой медицинской помощи при ожогах кислотами и щелочами.

67. Цель и содержание дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности и медицинских знаний», ее задачи.

68. Чрезвычайные ситуации (ЧС) техногенного характера, их основные типы. Защита населения от последствий техногенных ЧС.

69. Чрезвычайные ситуации биологического характера. Эпидемия, эпизоотия и эпифитотия, их проявление.

70. Чрезвычайные ситуации геологического характера, их общая характеристика. Землетрясение, его очаг, эпицентр и гипоцентр. Правила безопасного поведения во время землетрясений. Характеристика и возможные последствия оползней и обвалов.

71. Чрезвычайные ситуации гидрологического характера. Наводнение: причины возникновения, виды, характерные признаки. Порядок действия населения при угрозе возникновения наводнения.

72. Чрезвычайные ситуации космического характера. Характеристика опасных космических объектов и космических излучений. Способы защиты населения от их воздействий.

73. Чрезвычайные ситуации метеорологического характера. Ураган, буря, смерч, причины их возникновения, возможные последствия. Порядок действий при угрозе и возникновении ураганов, бурь и смерчей.

74. Чрезвычайные ситуации социального характера, их основные проявления. Понятие о криминогенной опасности и зонах повышенной опасности.

75. Школьный травматизм. Правила безопасности труда для кабинетов физики, химии, трудового обучения. Инструктаж учащихся

Наши рекомендации