Методические указания к выполнению курсовой работы по логопедии (5 курс, 9 семестр)
Курсовая работа, выполняемая студентами 5 курсе, может явиться продолжением первой курсовой работы по логопедии и базой для создания второй главы дипломной работы, если студент пожелает разрабатывать проблему исследования на уровне выпускной квалификационной работы.
Во второй курсовой работе по логопедии студенту, помимо представления психолого-педагогических основ формирования определенного речевого компонента у конкретной категории детей (первая глава исследования), нужно будет отразить организацию и методику проведения экспериментальной работы по непосредственному изучению и формированию данного речевого компонента (вторая глава).
Качество анализа данных экспериментально-исследовательской работы подтверждается наличием диаграмм, схем, графиков и т. п. Эффективность исследования существенно повышается, если студент пользуется методами социологического и математического анализа данных.
Последовательность выполнения курсовой работы:
1. Определение темы и логики выполнения курсовой работы.
2. Определение ведущих понятий. Углубленное изучение научной и учебно-методической литературы по теме исследования.
3. Написание теоретической главы курсовой работы.
4. Определение содержания, организации и методики проведения констатирующего эксперимента.
5. Реализация констатирующего эксперимента.
6. Анализ, интерпретация и обобщение результатов экспериментальной работы.
7. Определение содержания и методов логопедической работы по формированию у детей экспериментальной группы конкретного речевого компонента (средств, форм, функций речи, невербальных средств речевого общения) с учетом данных, полученных на этапе констатирующего эксперимента и учебно-методических рекомендаций.
8. Написание практической главы работы.
9. Подготовка и написание выводов по курсовой работе.
10. Оформление курсовой работы.
Логика определения понятийно-категориального и методического аппарата курсовой работы:
Цель курсовой работы:
· изучение особенностей состояния определенного компонента (средств, формы, функции) речи у конкретной категории детей с речевыми нарушениями.
Задачи:
· Путем исследования литературных исследований выявить психолого-педагогические основы формирования определенного компонента речи у конкретной категории детей
· Экспериментально изучить состояние компонента речи у конкретной категории детей с речевыми нарушениями, проанализировать, интерпретировать полученные данные.
· На основе анализа результатов констатирующего эксперимента предложить содержание логопедической работы по формированию компонента речи у исследуемых детей.
Объект исследования:
· изучаемый компонент речи у конкретной категории детей.
Предмет исследования:
· особенности состояния данного компонента речи у конкретной категории детей.
Методы исследования:
· Библиографический
· Метод научной компиляции
· Констатирующий эксперимент
· Наблюдение
· Анализ продуктов деятельности детей
· Изучение истории развития ребенка
· Беседа
· Педагогический опрос
· Тестирование
Методологическая основа исследования:
· 3-4 теоретических и научно-методических положения, непосредственно связанных с темой, целью и задачами исследования
Практическая значимость исследования:
· заключается в конкретной возможности практического использования результатов исследования логопедами и педагогами в работе с детьми с нарушениями речи
Экспериментальная база исследования:
· группа 5-6 детей (не менее) с речевыми нарушениями;
· один ребенок с тяжелым нарушением речи (ОНР-1 или ОНР-2 уровня любой этиологии)
Требования к организации экспериментальной группы:
· одинаковый возраст детей, год обучения детей
· однородная форма речевой патологии или структура речевого дефекта (в зависимости от заявленного в теме исследования)