Раздел vi. финансирование, бухгалтерский учет и отчетность, материально-техническое обеспечение в сфере образования 2 страница
организация – заказчик кадров – организация, заявившая о своей потребности в кадрах путем заключения соответствующего договора (контракта) о взаимодействии или на подготовку научных работников высшей квалификации, специалистов, рабочих (служащих) либо путем подачи заявки на подготовку научных работников высшей квалификации, специалистов, рабочих (служащих).
Иные термины определяются в отдельных статьях настоящего Кодекса.
Статья 2. Основы государственной политики в сфере образования
Государственная политика в сфере образования основывается на принципах:
приоритета образования;
приоритета общечеловеческих ценностей, прав человека, гуманистического характера образования;
гарантии конституционного права каждого на образование;
обеспечения равного доступа к получению образования;
обязательности общего базового образования;
интеграции в мировое образовательное пространство при сохранении и развитии традиций системы образования Республики Беларусь;
экологической направленности образования;
поддержки и развития образования с учетом задач социально-экономического развития государства;
государственно-общественного характера управления образованием;
светского характера образования.
Основными направлениями государственной политики в сфере образования являются:
обеспечение прав, свобод и законных интересов граждан в сфере образования, в том числе на получение образования как за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, так и на платной основе;
обеспечение доступности образования, в том числе лицам с особенностями психофизического развития в соответствии с их состоянием здоровья и познавательными возможностями, на всех уровнях основного образования и при получении дополнительного образования;
создание специальных условий для получения образования лицами с особенностями психофизического развития и оказание этим лицам коррекционно-педагогической помощи;
создание необходимых условий для удовлетворения запросов личности в образовании, потребностей общества и государства в формировании личности, подготовке квалифицированных кадров;
обеспечение участия государственных органов и иных организаций, в том числе общественных объединений, в развитии системы образования;
доведение объемов расходов на образование до 10 процентов от валового внутреннего продукта;
достижение уровня среднемесячной заработной платы педагогических работников до уровня среднемесячной заработной платы работников в промышленности, а профессорско-преподавательского состава – в 1,5 раза выше этого уровня;
осуществление перехода к обязательному общему среднему образованию;
осуществление целевой подготовки специалистов, рабочих (служащих);
обеспечение преемственности и непрерывности уровней основного образования, ступеней образования в рамках одного уровня основного образования;
обеспечение деятельности учреждений образования по формированию у граждан духовно-нравственных ценностей, здорового образа жизни, воспитанию гражданственности, патриотизма, ответственности, трудолюбия.
В учреждениях образования не допускаются создание и деятельность политических партий, иных общественных объединений, преследующих политические цели, а также создание и анонимная или иная, противоречащая законодательству Республики Беларусь, деятельность религиозных организаций.
Учреждения образования в вопросах воспитания на основании письменных заявлений обучающихся (законных представителей несовершеннолетних обучающихся) во внеучебное время могут взаимодействовать с зарегистрированными религиозными организациями с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа. Порядок, условия, содержание и формы такого взаимодействия определяются Правительством Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.
Организационной основой осуществления государственной политики в сфере образования являются программы развития системы образования, программы развития дошкольного, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, высшего, специального образования, дополнительного образования детей и молодежи и дополнительного образования взрослых, утверждаемые Правительством Республики Беларусь на пятилетний период.
Статья 3. Государственные гарантии прав в сфере образования
Каждый гражданин Республики Беларусь имеет право на образование.
Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на получение бесплатного общего среднего, профессионально-технического образования, а на конкурсной основе – бесплатного среднего специального и высшего образования, если они получают образование за счет средств республиканского или местных бюджетов впервые, в государственных учреждениях образования.
Граждане Республики Беларусь имеют право на получение бесплатного дошкольного образования, дополнительного образования детей и молодежи, за исключением дополнительного образования детей и молодежи, получаемого в государственных детских школах искусств, дополнительного образования взрослых в сфере переподготовки, повышения квалификации, профессиональной подготовки, стажировки кадров, специальной подготовки, необходимой для занятия отдельных должностей, а на конкурсной основе – бесплатного послевузовского образования в государственных учреждениях образования, государственных организациях, реализующих основные образовательные программы послевузовского образования.
Категории лиц, которые получили среднее специальное, высшее образование за счет средств республиканского или местных бюджетов и имеют право на получение второго и последующих соответственно среднего специального, высшего образования за счет средств республиканского или местных бюджетов, определяются Президентом Республики Беларусь.
Лицам с особенностями психофизического развития при получении образования оказывается коррекционно-педагогическая помощь и создаются специальные условия для получения образования с учетом особенностей их психофизического развития.
Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Беларусь, иностранные граждане илица без гражданства белорусской национальности, а также иностранные граждане и лица без гражданства, которым предоставлен статус беженца в Республике Беларусь, имеют равные с гражданами Республики Беларусь права на образование, если иное не определено законодательными актами Республики Беларусь, международными договорами Республики Беларусь. Несовершеннолетние иностранные граждане и лица без гражданства, которым предоставлена дополнительная защита в Республике Беларусь, а также ходатайствующие о предоставлении статуса беженца или дополнительной защиты в Республике Беларусь, имеют право на дошкольное и общее среднее образование наравне с несовершеннолетними гражданами Республики Беларусь.
Для получения образования по специальностям (направлениям специальностей, специализациям) для Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований Республики Беларусь, органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям принимаются только граждане Республики Беларусь.
Право граждан Республики Беларусь на образование обеспечивается:
развитием сети учреждений образования;
созданием социально-экономических условий для получения образования в государственных учреждениях образования, государственных организациях, реализующих основные образовательные программы послевузовского образования, в том числе бесплатно;
финансированием из средств республиканского и (или) местных бюджетов функционирования государственных организаций образования;
сохранением в государственных учреждениях образования мест, предназначенных для получения образования гражданами за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов;
установлением учредителями учреждений образования, организаций, реализующих основные образовательные программы послевузовского образования, ежегодно контрольных цифр приема для получения образования за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов;
созданием условий для получения образования с учетом национальных традиций, а также индивидуальных потребностей, способностей и запросов обучающихся;
предоставлением возможности выбора учреждения образования, специальности, форм получения образования, уровня изучения учебных предметов, учебных дисциплин, образовательных областей, тем;
созданием необходимого количества мест в организациях для прохождения практики, производственного обучения обучающихся;
созданием специальных условий для получения образования и социализации лиц с особенностями психофизического развития, их интеграции в общество;
развитием системы кредитования граждан, получающих образование на платной основе.
Статья 4. Отношения, регулируемые настоящим Кодексом
Настоящим Кодексом регулируются общественные отношения в сфере образования, включающие:
общественные отношения по реализации права граждан на образование, целью которых является освоение обучающимися содержания образовательных программ (образовательные отношения);
общественные отношения, связанные с образовательными отношениями, целью которых является создание условий для реализации прав граждан на образование.
К общественным отношениям в сфере образования в части, не урегулированной настоящим Кодексом, применяется гражданское и иное законодательство Республики Беларусь.
Статья 5. Субъекты и объекты образовательных отношений
Субъектами образовательных отношений являются обучающиеся, законные представители несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники, учреждения образования, организации, реализующие основные образовательные программы послевузовского образования, а также иные организации, индивидуальные предприниматели, которым в соответствии с законодательством Республики Беларусь предоставлено право осуществлять образовательную деятельность.
Объектами образовательных отношений являются знания, умения, навыки обучающихся.
ГЛАВА 2
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО Республики Беларусь об ОБРАЗОВАНИи И ЕГО ДЕЙСТВИЕ
Статья 6. Законодательство Республики Беларусь об образовании
Законодательство Республики Беларусь об образовании – система нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в сфере образования, которая включает Конституцию Республики Беларусь, настоящий Кодекс, иные акты законодательства Республики Беларусь.
Статья 7. Цели законодательства Республики Беларусь об образовании
Целями законодательства Республики Беларусь об образовании являются обеспечение реализации конституционного права граждан на образование и регулирование общественных отношений в сфере образования.
Статья 8. Основные начала законодательства Республики Беларусь об образовании
Под основными началами законодательства Республики Беларусь об образовании понимаются принципы правового регулирования общественных отношений в сфере образования.
Принципами правового регулирования общественных отношений в сфере образования являются:
соответствие Конституции Республики Беларусь;
соответствие общепризнанным принципам международного права;
обеспечение реализации права граждан на образование;
предоставление гражданину (законному представителю несовершеннолетнего) права выбора учреждения образования, специальности, формы получения образования, уровня изучения учебных предметов, учебных дисциплин, образовательных областей, тем;
обеспечение доступности образования;
обеспечение качества образования;
установление ответственности за несоблюдение законодательства Республики Беларусь об образовании.
Статья 9. Действие законодательства Республики Беларусь об образовании во времени, пространстве и по кругу лиц
Настоящий Кодекс, иное законодательство Республики Беларусь, регулирующие общественные отношения в сфере образования, обязательны для применения на всей территории Республики Беларусь. Нормативные правовые акты органов местного управления и самоуправления обязательны для применения на соответствующей территории.
Акты законодательства Республики Беларусь об образовании, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь и принятыми в соответствии с ней иными законодательными актами Республики Беларусь, не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим:
после введения их в действие;
до введения их в действие в части прав и обязанностей, возникших после введения их в действие.
Акты законодательства Республики Беларусь об образовании, за исключением случаев, установленных законами Республики Беларусь и международными договорами Республики Беларусь, распространяются на граждан и организации Республики Беларусь, а также находящихся на территории Республики Беларусь иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранные организации, международные организации.
Статья 10. Применение по аналогии законодательства Республики Беларусь об образовании
В случаях, когда предусмотренные статьей 4 настоящего Кодекса общественные отношения прямо не урегулированы актами законодательства Республики Беларусь или договором, применяется норма законодательства Республики Беларусь, регулирующая сходные общественные отношения (аналогия закона), поскольку это не противоречит их существу.
При невозможности использования в указанных случаях аналогии закона права и обязанности сторон в сфере образования определяются исходя из основных начал и смысла законодательства Республики Беларусь (аналогия права).
Не допускается применение по аналогии норм, ограничивающих права и устанавливающих ответственность в сфере образования.
Статья 11. Законодательство Республики Беларусь об образовании и нормы международного права
Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства Республики Беларусь об образовании.
Нормы права, содержащиеся в международных договорах Республики Беларусь в сфере образования, являются частью действующего на территории Республики Беларусь законодательства Республики Беларусь, подлежат непосредственному применению, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для применения таких норм требуется издание внутригосударственного акта, и имеют силу того нормативного правового акта, которым выражено согласие Республики Беларусь на обязательность для нее соответствующего международного договора.
Если международным договором Республики Беларусь в сфере образования установлены иные нормы, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Беларусь об образовании, то применяются нормы международного договора Республики Беларусь.
ГЛАВА 3
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ
Статья 12. Система образования
Система образования – совокупность взаимодействующих компонентов, направленных на достижение цели образования.
Целью образования является формирование знаний, умений, навыков, интеллектуальное, нравственное и физическое развитие личности.
Компонентами системы образования являются:
участники образовательного процесса при реализации образовательных программ;
образовательные программы;
учреждения образования;
организации, реализующие основные образовательные программы послевузовского образования;
иные организации, которым в соответствии с законодательством Республики Беларусь предоставлено право осуществлять образовательную деятельность;
индивидуальные предприниматели, которым в соответствии с законодательством Республики Беларусь предоставлено право осуществлять образовательную деятельность;
государственные организации образования, обеспечивающие функционирование системы образования;
учебно-методические объединения в сфере образования;
советы по защите диссертаций;
организации, обеспечивающие проведение практических занятий, прохождение практики или производственного обучения обучающимися;
организации – заказчики кадров;
организации, направляющие работников для освоения содержания дополнительных образовательных программ дополнительного образования взрослых;
государственные органы, подчиненные и (или) подотчетные Президенту Республики Беларусь, республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы и иные государственные органы, государственные организации, иные организации в пределах их полномочий по управлению в сфере образования.
Образование подразделяется на основное, дополнительное и специальное.
Статья 13. Основное образование
Основное образование – обучение и воспитание обучающихся посредством реализации основных образовательных программ.
Основное образование в Республике Беларусь включает следующие уровни:
дошкольное образование;
общее среднее образование;
профессионально-техническое образование;
среднее специальное образование;
высшее образование;
послевузовское образование.
Единство и непрерывность основного образования обеспечиваются преемственностью его уровней, согласованностью содержания основных образовательных программ.
Статья 14. Дополнительное образование
Дополнительное образование – обучение и воспитание обучающихся посредством реализации дополнительных образовательных программ.
Дополнительное образование подразделяется на следующие виды:
дополнительное образование детей и молодежи;
дополнительное образование взрослых.
Статья 15. Специальное образование. Получение образования лицами с особенностями психофизического развития
Специальное образование – обучение и воспитание обучающихся из числа лиц с особенностями психофизического развития посредством реализации образовательных программ специального образования на уровнях дошкольного, общего среднего образования.
Специальное образование включает создание специальных условий для получения образования лицами с учетом особенностей их психофизического развития и коррекцию имеющихся у них физических и (или) психических нарушений.
Получение дошкольного или общего среднего образования лицами с особенностями психофизического развития включает оказание им коррекционно-педагогической помощи.
Получение профессионально-технического, среднего специального, высшего или дополнительного образования лицами с особенностями психофизического развития включает создание специальных условий для получения ими образования с учетом особенностей их психофизического развития.
Специальные условия для получения специального образования на уровнях дошкольного, общего среднего образования – обучение и воспитание с организацией педагогической, медицинской, социальной и иных видов помощи, без которых невозможно или затруднено освоение содержания образовательных программ специального образования, в том числе с использованием технических средств социальной реабилитации, учебных планов и программ специального образования, учебников и учебных пособий специального образования, специальных методик обучения, созданием адаптивной образовательной среды.
Коррекция физических и (или) психических нарушений – система психолого-педагогических, медицинских и социальных мер, направленных на исправление и (или) ослабление физических и (или) психических нарушений.
Коррекционно-педагогическая помощь – система педагогических мероприятий, организуемых с лицами, осваивающими содержание основных образовательных программ дошкольного, общего среднего образования и имеющими стойкие или временные трудности в их освоении. Коррекционно-педагогическая помощь оказывается на пункте коррекционно-педагогической помощи, положение о котором утверждается Министерством образования Республики Беларусь, а также в центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.
Специальные условия для получения профессионально-технического, среднего специального, высшего или дополнительного образования лицами с особенностями психофизического развития – условия, обеспечивающие создание безбарьерной среды, доступ к информационно-коммуникационным ресурсам путем предоставления обучающимся, которые являются лицами с особенностями психофизического развития, необходимых технических средств социальной реабилитации, педагогической, медицинской, социальной и иных видов помощи.Педагогическая, медицинская, социальная и иные виды помощи лицам с особенностями психофизического развития при получении ими профессионально-технического, среднего специального, высшего и дополнительного образования оказываются в консультационных пунктах, специальных отделениях или центрах профессиональной и социальной реабилитации, положения о которых утверждаются Министерством образования Республики Беларусь.
Лицам с особенностями психофизического развития, освоившим содержание образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования и успешно прошедшим итоговую аттестацию за период получения общего базового образования или общего среднего образования, выдается соответственно свидетельство об общем базовом образовании или аттестат об общем среднем образовании. Такие лица считаются получившими общее базовое образование или общее среднее образование.
Лицу с особенностями психофизического развития, освоившему содержание образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования и которому выдано свидетельство об общем базовом образовании или аттестат об общем среднем образовании, учреждением образования также выдается справка об освоении содержания образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования.
Лицо с особенностями психофизического развития может реализовать свое право на получение специального образования, коррекционно-педагогической помощи при получении дошкольного или общего среднего образования, на создание специальных условий для получения профессионально-технического, среднего специального, высшего или дополнительного образования при наличии заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации или справки об освоении содержания образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования.
Статья 16. Образовательные программы
Образовательные программы подразделяются на основные образовательные программы, дополнительные образовательные программы и образовательные программы специального образования.
Основная образовательная программа – программа, реализация которой позволяет получить дошкольное, общее среднее, профессионально-техническое, среднее специальное, высшее или послевузовское образование.
Дополнительная образовательная программа – программа, реализация которой позволяет получить дополнительное образование детей и молодежи или дополнительное образование взрослых.
Образовательная программа специального образования – программа, реализация которой позволяет получить специальное образование.
Основные образовательные программы, за исключением основных образовательных программ послевузовского образования, образовательные программы специального образования, за исключением образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, дополнительная образовательная программа переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих высшее образование, дополнительная образовательная программа переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих среднее специальное образование, включают их содержание (образовательный стандарт и научно-методическое обеспечение образования) и ресурсное (кадровое и материально-техническое) обеспечение.
Основные образовательные программы послевузовского образования, образовательная программа специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, дополнительные образовательные программы дополнительного образования детей и молодежи, дополнительные образовательные программы дополнительного образования взрослых, за исключением дополнительной образовательной программы переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих высшее образование, дополнительной образовательной программы переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих среднее специальное образование, включают их содержание (научно-методическое обеспечение образования) и ресурсное (кадровое и материально-техническое) обеспечение.
Основные образовательные программы профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, дополнительная образовательная программа переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих высшее образование, дополнительная образовательная программа переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих среднее специальное образование, реализуются по специальностям, при условии открытия подготовки по ним. Дополнительная образовательная программа повышения квалификации руководящих работников и специалистов реализуется по профилям образования, направлениям образования, при условии открытия подготовки по ним. Порядок открытия подготовки по профилям образования, направлениям образования, специальностям устанавливается Правительством Республики Беларусь. Профили образования, направления образования, специальности определяются в соответствии с Общегосударственным классификатором Республики Беларусь «Специальности и квалификации».
Основные образовательные программы послевузовского образования реализуются по специальностям, соответствующим номенклатуре специальностей научных работников Республики Беларусь, утверждаемой Высшей аттестационной комиссией Республики Беларусь.
Основные образовательные программы на уровнях основного образования, за исключением основной образовательной программы дошкольного образования, дополнительные образовательные программы дополнительного образования детей и молодежи, дополнительные образовательные программы дополнительного образования взрослых, образовательные программы специального образования подразделяются на виды, определяемые настоящим Кодексом.
Статья 17. Формы получения образования
Получение образования может осуществляться в очной, заочной формах получения образования и в форме соискательства.
Очная форма получения образования – форма получения образования при постоянном личном участии обучающегося в регулярных учебных занятиях (занятиях) и аттестации, организуемых учреждением образования, организацией, реализующей основные образовательные программы послевузовского образования, иной организацией, индивидуальным предпринимателем, которым в соответствии с законодательством Республики Беларусь предоставлено право осуществлять образовательную деятельность.
Дневная форма получения образования – вид очной формы получения образования, при которой получение образования является основным видом занятости обучающегося.
Вечерняя форма получения образования – вид очной формы получения образования, при которой получение образования сочетается, как правило, с иным видом занятости обучающегося.
Заочная форма получения образования – форма получения образования, предусматривающая преимущественно самостоятельную учебную деятельность обучающегося, участвующего лично только в ограниченном числе учебных занятий (занятий), а также в аттестации, организуемых учреждением образования, организацией, реализующей основные образовательные программы послевузовского образования, иной организацией, индивидуальным предпринимателем, которым в соответствии с законодательством Республики Беларусь предоставлено право осуществлять образовательную деятельность.
Дистанционная форма получения образования – вид заочной формы получения образования, при которой получение образования осуществляется с использованием современных коммуникационных и информационных технологий.
Соискательство – форма получения образования, предусматривающая преимущественно самостоятельное освоение обучающимся содержания образовательной программы.
Перечень специальностей, по которым не допускается получение образования в вечерней, заочной формах получения образования, утверждается Правительством Республики Беларусь.
РАЗДЕЛ II
СУБЪЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
ГЛАВА 4
УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, организации, реализующие основные образовательные программы послевузовского образования, ИНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ, индивидуальные предприниматели, которым в соответствии с законодательством Республики Беларусь предоставлено право осуществлять образовательную деятельность
Статья 18. Учреждения образования, организации, реализующие основные образовательные программы послевузовского образования, иные организации, индивидуальные предприниматели, которым в соответствии с законодательством Республики Беларусь предоставлено право осуществлять образовательную деятельность
В системе образования функционируют учреждения образования, в том числе учебные заведения, организации, реализующие основные образовательные программы послевузовского образования, иные организации, индивидуальные предприниматели, которым в соответствии с законодательством Республики Беларусь предоставлено право осуществлять образовательную деятельность.
Учреждения образования подразделяются на следующие типы:
учреждения дошкольного образования;
учреждения общего среднего образования;