Раздел vi. финансирование, бухгалтерский учет и отчетность, материально-техническое обеспечение в сфере образования 8 страница

В Республике Беларусь в учреждениях дошкольного образования, учреждениях общего среднего образования могут создаваться группы, классы, в которых обучение и воспитание осуществляются на языке национального меньшинства или изучается язык национального меньшинства.

В Республике Беларусь в учреждениях образования могут создаваться классы и группы, в которых обучение иностранных граждан, временно пребывающих или временно проживающих в Республике Беларусь, осуществляется на иностранном языке.

Статья 87. Основные требования к организации образовательного процесса

Основные требования к организации образовательного процесса:

обеспечение качества образования;

компетентностный подход;

охрана здоровья обучающихся;

соблюдение установленных продолжительности учебного года и каникул, сроков и форм аттестации обучающихся;

соблюдение санитарных норм, правил и гигиенических нормативов;

создание условий для развития творческих способностей обучающихся, вовлечение их в различные виды социально значимой деятельности;

обеспечение социально-педагогической и психологической поддержки обучающихся;

педагогическая поддержка детских и молодежных общественных объединений, развитие их инициатив;

создание специальных условий для получения образования лицами с особенностями психофизического развития.

Статья 88. Образовательные стандарты

В Республике Беларусь устанавливаются образовательные стандарты дошкольного, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, высшего, специального образования и переподготовки руководящих работников и специалистов.

Образовательные стандарты обеспечивают преемственность уровней (ступеней) основного образования.

Образовательные стандарты обязательны для применения во всех учреждениях образования независимо от подчиненности и форм собственности, реализующих соответствующие образовательные программы.

Порядок разработки и утверждения образовательных стандартов устанавливается настоящим Кодексом.

Статья 89. Аттестация обучающихся

Получение образования сопровождается в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, текущей и промежуточной аттестацией и завершается итоговой аттестацией.

Текущая аттестация – определение соответствия результатов учебной деятельности обучающихся требованиям образовательных стандартов и (или) учебно-программной документации соответствующих образовательных программ, индивидуальных планов работы аспирантов, адъюнктов, докторантов, соискателей, программ-минимумов кандидатских экзаменов по специальным дисциплинам.

Промежуточная аттестация – определение соответствия результатов учебной деятельности обучающихся требованиям образовательных стандартов и (или) учебно-программной документации соответствующих образовательных программ с учетом результатов текущей аттестации.

Итоговая аттестация – определение соответствия результатов учебной деятельности обучающихся требованиям образовательных стандартов и (или) учебно-программной документации соответствующих образовательных программ, индивидуальных планов работы аспирантов, адъюнктов, докторантов, соискателей в ходе и (или) при завершении получения образования.

Виды и (или) формы аттестации при освоении соответствующей образовательной программы определяются настоящим Кодексом.

Аттестация обучающихся при освоении содержания соответствующих образовательных программ, за исключением основных образовательных программ послевузовского образования, осуществляется в соответствии с правилами проведения аттестации обучающихся при освоении содержания соответствующих основных образовательных программ, утверждаемыми Министерством образования Республики Беларусь. Аттестация обучающихся при освоении содержания основных образовательных программ послевузовского образования осуществляется в порядке, определяемом Президентом Республики Беларусь.

Аттестация обучающихся может осуществляться в порядке экстерната. Перечень специальностей, по которым не допускается аттестация в порядке экстерната, утверждается Правительством Республики Беларусь. Порядок экстерната определяется Министерством образования Республики Беларусь.

Статья 90. Научно-методическое обеспечение образования

Научно-методическое обеспечение образования осуществляется в целях обеспечения получения образования, повышения качества образования и основывается на результатах фундаментальных и прикладных научных исследований в сфере образования.

Научно-методическое обеспечение образования включает, если иное не установлено настоящим Кодексом:

учебно-программную документацию образовательных программ;

программно-планирующую документацию воспитания;

учебно-методическую документацию;

учебные издания;

средства обучения;

информационно-аналитические материалы.

Фундаментальные и прикладные научные исследования в сфере образования проводятся научными организациями, организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение образования, и учреждениями образования в пределах их полномочий.

Структурные элементы научно-методического обеспечения образования по уровням основного образования могут объединяться в учебно-методические комплексы, положения о которых утверждаются Министерством образования Республики Беларусь.

К учебно-программной документации основных образовательных программ дошкольного, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального или высшего образования относятся учебные планы и учебные программы. Порядок их разработки, согласования и утверждения, их содержание устанавливается настоящим Кодексом.

Перечень, порядок разработки, согласования и утверждения учебно-программной документации основных образовательных программ послевузовского образования, образовательных программ специального образования, дополнительных образовательных программ соответствующего вида образования и их содержание устанавливаются настоящим Кодексом.

К программно-планирующей документации воспитания относятся концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи, программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи, комплексные программы воспитания детей и учащейся молодежи, программы воспитательной работы учреждений образования (иных организаций, индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством Республики Беларусь предоставлено право осуществлять образовательную деятельность), планы воспитательной работы учреждений образования (иных организаций, индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством Республики Беларусь предоставлено право осуществлять образовательную деятельность), планы работы социально-педагогической и психологической службы учреждений образования (иных организаций, которым в соответствии с законодательством Республики Беларусь предоставлено право осуществлять образовательную деятельность).

К учебно-методической документации относятся методики преподавания учебных предметов, учебных дисциплин, образовательных областей, тем, методические рекомендации.

Учебное издание – издание, содержащее систематизированные сведения научного или прикладного характера, необходимые для реализации образовательных программ, изложенные в форме, удобной для организации образовательного процесса, учитывающее возрастные особенности обучающихся. К использованию в образовательном процессе допускаются учебники, учебные пособия и иные учебные издания, рекомендованные Министерством образования Республики Беларусь, за исключением учебных изданий, содержащих сведения, отнесенные к государственным секретам.

Порядок подготовки и выпуска учебных изданий, рекомендованных к использованию в образовательном процессе, утверждается Министерством образования Республики Беларусь.

К использованию в образовательном процессе при подготовке кадров по специальностям (направлениям специальностей, специализациям) для Вооруженных Сил Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям допускаются учебные издания по военно-специальным учебным дисциплинам, рекомендованные Министерством обороны Республики Беларусь, Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь.

Средство обучения – средство, используемое в образовательном процессе в целях реализации учебных программ. К средствам обучения относятся приборы, оборудование, инструменты, учебно-наглядные пособия, компьютеры, компьютерные сети, аудиовизуальные средства и иные виды материальных объектов, необходимые для реализации учебной программы.

Информационно-аналитический материал – материал, содержащий сведения, сравнительную информацию, аналитическую информацию о функционировании, перспективах развития системы образования. К информационно-аналитическим материалам относятся справочники, статистические сборники по системе образования, справки, информационные письма, отчеты, доклады и иные материалы.

Научно-методическое обеспечение образования осуществляется:

организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение образования;

научными организациями;

учреждениями образования;

организациями, осуществляющими реализацию основных образовательных программ послевузовского образования;

иными организациями, которым в соответствии с законодательством Республики Беларусь предоставлено право осуществлять образовательную деятельность;

индивидуальными предпринимателями, которым в соответствии с законодательством Республики Беларусь предоставлено право осуществлять образовательную деятельность;

организациями, направляющими работников для освоения содержания дополнительных образовательных программ дополнительного образования взрослых;

учебно-методическими объединениями в сфере образования;

советами по защите диссертаций;

государственными органами, подчиненными и (или) подотчетными Президенту Республики Беларусь, республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами в пределах их полномочий по управлению в сфере образования.

Статья 91. Учебные планы, учебные программы

Учебный план – учебно-программный документ основных образовательных программ дошкольного, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального или высшего образования, который устанавливает перечень, объем, последовательность изучения учебных предметов, учебных дисциплин, образовательных областей, тем, график освоения содержания образовательной программы, формы, виды и сроки проведения учебных занятий, аттестации обучающихся, а также прохождения практики. Сроки проведения учебных занятий при реализации основных образовательных программ общего среднего образования устанавливаются настоящим Кодексом.

Учебная программа – учебно-программный документ основных образовательных программ дошкольного, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального или высшего образования, который устанавливает цели и задачи изучения учебного предмета, учебной дисциплины, образовательной области, темы, практики, определяет их содержание, время, отведенное на изучение отдельных тем, основные требования к результатам учебной деятельности обучающихся, рекомендуемые формы и методы обучения и воспитания.

Учебные планы, учебные программы в зависимости от уровня основного образования подразделяются на виды, определяемые настоящим Кодексом.

Статья 92. Программно-планирующая документация воспитания

Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи – программно-планирующий документ воспитания, определяющий цели, задачи, содержание воспитания, а также методологические подходы и общие требования к воспитанию обучающихся с учетом их возрастных особенностей. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи разрабатывается и утверждается Министерством образования Республики Беларусь.

Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи – программно-планирующий документ воспитания, закрепляющий основные направления воспитания обучающихся и мероприятия по их реализации. Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи разрабатывается сроком на четыре года и утверждается Министерством образования Республики Беларусь.

Комплексная программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи – программно-планирующий документ воспитания, разрабатываемый на основе концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи и программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на областном, районном (городском) уровнях сроком на четыре года и утверждаемый местным исполнительным и распорядительным органом. Комплексная программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи обеспечивает целенаправленность, целостность, системность, комплексность, непрерывность и преемственность воспитания обучающихся.

Программа воспитательной работы учреждения образования (иной организации, индивидуального предпринимателя, которым в соответствии с законодательством Республики Беларусь предоставлено право осуществлять образовательную деятельность) – программно-планирующий документ воспитания, разрабатываемый в учреждении образования (иной организации, у индивидуального предпринимателя, которым в соответствии с законодательством Республики Беларусь предоставлено право осуществлять образовательную деятельность) сроком на четыре года на основе комплексной программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи, определяющий цели, задачи, основные направления, формы и методы воспитания обучающихся с учетом особенностей, потребностей и интересов обучающихся учреждения образования (иной организации, индивидуального предпринимателя, которым в соответствии с законодательством Республики Беларусь предоставлено право осуществлять образовательную деятельность) и утверждаемый руководителем учреждения образования (иной организации, индивидуальным предпринимателем, которым в соответствии с законодательством Республики Беларусь предоставлено право осуществлять образовательную деятельность).

План воспитательной работы учреждения образования (иной организации, индивидуального предпринимателя, которым в соответствии с законодательством Республики Беларусь предоставлено право осуществлять образовательную деятельность) – программно-планирующий документ воспитания, разрабатываемый на текущий учебный год в учреждении образования (иной организации, у индивидуального предпринимателя, которым в соответствии с законодательством Республики Беларусь предоставлено право осуществлять образовательную деятельность) на основе программы воспитательной работы учреждения образования (иной организации, индивидуального предпринимателя, которым в соответствии с законодательством Республики Беларусь предоставлено право осуществлять образовательную деятельность), определяющий мероприятия по реализации основных направлений воспитания обучающихся, сроки, место их проведения, участников, лиц, ответственных за их реализацию, и утверждаемый руководителем учреждения образования (иной организации, индивидуальным предпринимателем, которым в соответствии с законодательством Республики Беларусь предоставлено право осуществлять образовательную деятельность).

План работы социально-педагогической и психологической службы учреждения образования (иной организации, которой в соответствии с законодательством Республики Беларусь предоставлено право осуществлять образовательную деятельность) – программно-планирующий документ воспитания, разрабатываемый на основании программы воспитательной работы учреждения образования (иной организации, которой в соответствии с законодательством Республики Беларусь предоставлено право осуществлять образовательную деятельность) на текущий учебный год, определяющий основные направления социально-педагогической и психологической поддержки и направленный на социальную адаптацию и развитие личности обучающегося, включающий мероприятия по их реализации, сроки, место их проведения, участников, лиц, ответственных за выполнение мероприятий, и утверждаемый руководителем учреждения образования (иной организации, которой в соответствии с законодательством Республики Беларусь предоставлено право осуществлять образовательную деятельность).

Статья 93. Обеспечение социально-педагогической и психологической поддержки обучающихся

В учреждении образования (иной организации, которой в соответствии с законодательством Республики Беларусь предоставлено право осуществлять образовательную деятельность) осуществляется социально-педагогическая и психологическая поддержка обучающихся, направленная на социальную адаптацию обучающихся и оптимизацию образовательного процесса.

Социально-педагогическая и психологическая поддержка обучающихся осуществляется социально-педагогической и психологической службой учреждения образования (иной организации, которой в соответствии с законодательством Республики Беларусь предоставлено право осуществлять образовательную деятельность), положение о которой утверждается Министерством образования Республики Беларусь.

Статья 94. Экспериментальная, инновационная деятельность

Экспериментальная, инновационная деятельность – деятельность, направленная на обновление содержания образовательных программ, повышение качества образования посредством реализации экспериментальных, инновационных проектов.

Экспериментальная деятельность представляет собой процесс проверки результатов фундаментальных и прикладных научных исследований в сфере образования в целях определения эффективности и целесообразности их массового использования.

Инновационная деятельность представляет собой процесс внедрения в практику апробированных в ходе экспериментальной деятельности результатов фундаментальных и прикладных научных исследований в сфере образования.

Перечень учреждений образования, на базе которых осуществляется экспериментальная, инновационная деятельность, утверждается Министерством образования Республики Беларусь.

Экспериментальная, инновационная деятельность в учреждениях образования осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

ГЛАВА 10
ДОКУМЕНТЫ ОБ ОБРАЗОВАНИИ. ДОКУМЕНТЫ ОБ ОБУЧЕНИИ

Статья 95. Документы об образовании

Документ об образовании – документ государственного образца, подтверждающий освоение обучающимся содержания соответствующей образовательной программы, в том числе с присвоением квалификации.

Обучающимся, освоившим содержание основной образовательной программы базового образования, основной образовательной программы среднего образования, основных образовательных программ профессионально-технического образования, основных образовательных программ среднего специального образования, основной образовательной программы высшего образования I ступени, обеспечивающей получение квалификации специалиста с высшим образованием (основной образовательной программы высшего образования I ступени, обеспечивающей получение квалификации специалиста с высшим образованием, интегрированной с основной образовательной программой среднего специального образования, обеспечивающей получение квалификации специалиста со средним специальным образованием), основной образовательной программы высшего образования II ступени, формирующей знания, умения и навыки научно-педагогической и научно-исследовательской работы, обеспечивающей получение степени магистра (основной образовательной программы высшего образования II ступени с углубленной подготовкой специалиста, обеспечивающей получение степени магистра), дополнительной образовательной программы переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих высшее образование, дополнительной образовательной программы переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих среднее специальное образование, выдаются документы об образовании (документы об образовании с отличием, в том числе с золотыми медалями, документы об образовании особого образца с награждением золотыми (серебряными) медалями) соответственно:

свидетельство об общем базовом образовании;

аттестат об общем среднем образовании;

диплом о профессионально-техническом образовании;

диплом о среднем специальном образовании;

диплом о высшем образовании;

диплом магистра;

диплом о переподготовке на уровне высшего образования;

диплом о переподготовке на уровне среднего специального образования.

Обучающимся, имеющим годовые отметки 10 и (или) 9 баллов по всем учебным предметам за два последних года обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования и примерное поведение, отметки 10 и (или) 9 баллов по всем учебным предметам, по которым проводятся выпускные экзамены за период обучения на II ступени общего среднего образования, выдаются свидетельства об общем базовом образовании с отличием. Иные условия выдачи свидетельства об общем базовом образовании с отличием определяются Правительством Республики Беларусь.

Обучающимся, имеющим свидетельства об общем базовом образовании с отличием, годовые отметки 10 и (или) 9 баллов по всем учебным предметам за период обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования и примерное поведение, отметки 10 и (или) 9 баллов по всем учебным предметам, по которым проводятся выпускные экзамены за период обучения на III ступени общего среднего образования, выдаются аттестаты об общем среднем образовании особого образца с награждением золотыми медалями. Иные условия выдачи аттестата об общем среднем образовании особого образца с награждением золотой медалью определяются Правительством Республики Беларусь.

Обучающимся, имеющим свидетельства об общем базовом образовании с отличием, годовые отметки 10 и (или) 9 баллов по всем учебным предметам за период обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования и примерное поведение, отметки 10 и (или) 9 баллов и отметки 8, 7 или 6 баллов по одному или двум учебным предметам, по которым проводятся выпускные экзамены за период обучения на III ступени общего среднего образования, выдаются аттестаты об общем среднем образовании особого образца с награждением серебряными медалями. Иные условия выдачи аттестата об общем среднем образовании особого образца с награждением серебряной медалью определяются Правительством Республики Беларусь.

Обучающиеся, имеющие за период обучения на III ступени общего среднего образования примерное поведение и по одному или двум учебным предметам годовые отметки 10 и (или) 9 баллов и получившие по ним на выпускных экзаменах отметки 10 и (или)
9 баллов, а по иным учебным предметам имеющие годовые отметки и отметки на выпускных экзаменах 10, 9, 8, 7 или 6 баллов, награждаются похвальными листами.

Обучающимся при получении профессионально-технического образования, среднего специального образования, высшего образования I ступени, имеющим по результатам учебной деятельности не менее
75 процентов отметок 10 и 9 баллов, включая итоговую аттестацию, а остальные отметки – не ниже 7 баллов, выдаются соответственно дипломы о профессионально-техническом образовании с отличием, дипломы о среднем специальном образовании с отличием, дипломы о высшем образовании с отличием.

Обучающимся при получении высшего образования I ступени по специальностям (направлениям специальностей, специализациям) для Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований Республики Беларусь, органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, имеющим по результатам учебной деятельности отметки 10 и 9 баллов, включая итоговую аттестацию, примерную воинскую дисциплину и участвующим в научной работе, выдаются дипломы о высшем образовании с отличием и золотые медали.

С дипломом о профессионально-техническом образовании, дипломом о среднем специальном образовании, дипломом о высшем образовании, дипломом магистра, дипломом о переподготовке на уровне высшего образования, дипломом о переподготовке на уровне среднего специального образования выдаются приложения к ним в виде выписок итоговых отметок (выписок из зачетно-экзаменационных ведомостей), которые без соответствующего документа об образовании недействительны.

Со свидетельством об общем базовом образовании, аттестатом об общем среднем образовании обучающимся, изучавшим учебные предметы, содержание которых направлено на развитие способностей учащихся в области отдельных видов искусства, выдаются приложения к ним в виде выписок отметок по соответствующим учебным предметам, которые без соответствующего документа об образовании недействительны.

Документы об образовании оформляются на белорусском и русском языках.

Иностранным гражданам, окончившим учреждения образования Республики Беларусь, выдаются документы об образовании на соответствующем языке (русском, английском, французском, испанском).

В случае перемены имени обладателя документа об образовании изменения в документ об образовании не вносятся, документ об образовании на новое имя не выдается.

Образцы, описание документов об образовании, приложений к ним, порядок их заполнения и выдачи утверждаются Правительством Республики Беларусь.

Статья 96. Документы об обучении

Документ об обучении – документ государственного образца, подтверждающий освоение обучающимся содержания соответствующей образовательной программы, незавершенное освоение содержания основных образовательных программ.

Документами об обучении являются:

справка об обучении;

свидетельство о специальном образовании;

свидетельство о стажировке руководящих работников и специалистов;

удостоверение о специальной подготовке;

свидетельство о присвоении квалификационного разряда (класса, категории) по профессии;

свидетельство о повышении квалификации;

свидетельство об окончании факультета довузовской подготовки, подготовительного отделения, подготовительных курсов;

свидетельство о дополнительном образовании детей и молодежи.

Справка об обучении – документ об обучении, который выдается лицам, не завершившим освоение содержания основных образовательных программ или обучавшимся в учреждении образования, не прошедшем государственную аккредитацию, или освоившим содержание дополнительной образовательной программы обучающих курсов (лекториев, тематических семинаров, практикумов, тренингов, офицерских курсов и иных видов обучающих курсов).

Свидетельство о специальном образовании – документ об обучении, который выдается лицам, освоившим содержание образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью.

Свидетельство о стажировке руководящих работников и специалистов – документ об обучении, который выдается лицам, освоившим содержание дополнительной образовательной программы стажировки руководящих работников и специалистов.

Удостоверение о специальной подготовке – документ об обучении, который выдается лицам, освоившим содержание дополнительной образовательной программы специальной подготовки, необходимой для занятия отдельных должностей.

Свидетельство о присвоении квалификационного разряда (класса, категории) по профессии – документ об обучении, который выдается лицам, освоившим содержание дополнительной образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих), или дополнительной образовательной программы переподготовки рабочих (служащих), или дополнительной образовательной программы повышения квалификации рабочих (служащих), а также лицам, которым присвоена квалификация рабочего (служащего) по результатам освоения содержания основных образовательных программ среднего специального образования и по результатам этапов образовательного процесса при освоении содержания основных образовательных программ профессионально-технического образования.

Свидетельство о повышении квалификации – документ об обучении, который выдается лицам, освоившим содержание дополнительной образовательной программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов.

Свидетельство об окончании факультета довузовской подготовки, подготовительного отделения, подготовительных курсов – документ об обучении, который выдается лицам, освоившим содержание дополнительной образовательной программы подготовки лиц к поступлению в учреждения образования Республики Беларусь.

Свидетельство о дополнительном образовании детей и молодежи – документ об обучении, который выдается лицам, освоившим содержание дополнительной образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи, с освоением образовательных областей, тем, учебных предметов, учебных дисциплин на углубленном уровне.

В случае перемены имени обладателя документа об обучении изменения в документ об обучении не вносятся, документ об обучении на новое имя не выдается.

Образцы документов об обучении, порядок их заполнения и выдачи утверждаются Правительством Республики Беларусь.

Статья 97. Юридическое значение документов об образовании, документов об обучении

Документ об образовании, документ об обучении являются необходимым условием для продолжения образования и (или) конкретизации трудоустройства. Для лиц, освоивших содержание основных образовательных программ высшего образования по специальностям профиля образования «Здравоохранение», основанием для трудоустройства является документ о прохождении интернатуры установленного образца.

Документы об образовании с отличием, в том числе с золотыми медалями, документы об образовании особого образца с награждением золотыми (серебряными) медалями дают право на получение льгот, установленных законодательными актами Республики Беларусь.

Наши рекомендации