Национальное своеобразие воспитания.
Этнич. группа | Этнопсихологические и этнокультурные характеристики | Воспитательные задачи | Формы, методы, средства воспитания |
Русские | а) смелость, воинская доблесть, человеколюбие, терпимость, милосердие, сострадание, общительность, неприхотливость, гостеприимство, трудолюбие, успешно овладевают знаниями | ||
б) леность, несобранность, прожектёрство, неумение доводить начатое дело до конца; легко поддаются отрицательным влияниям | |||
в) слабость семейных связей; легко адаптируются к новым условиям, не проявляют большого пристрастия к национальным традициям, одежде, питанию; дружеские связи освываются на общности интересов, жизненного опыта, а не на национальной принадлежности | |||
Украинцы | а) интерес к выполняемому делу, напористость, трудолюбие, умение показать себя и свою работу, аккуратность, исполнительность, жизнерадостность, деловитость, самостоятельность, хорошая организованность, чувство юмора, музыкальность, коммуникабельность, любовь к природе, склонность к коллективной работе, старательность, добросовестное выполнение своих обязанностей, активное участие в общественной жизни, обстоятельность | ||
б) излишняя напористость, расчётливость, стремление отличиться любой ценой, упрямство, хитрость, стремление к собственной выгоде | |||
в) гордятся своим народом, его культурой, древними военными традициями борьбы против иноземных захватчиков; легко адаптируются к различным условиям быта и деятельности, в том числе в инновационной среде | |||
Казахи | а) уважение к старшим, при этом большое значение имеют внешние ритуалы (жесты, манера обращения), неприхотливость в быту, спокойствие. Рассудительность, практический склад ума, рациональный образ мышления, осознание долга перед семьёй, коллективом, развитое чувство ответственности, правдивость, гостеприимство, верность слову, подвижный ум, сообразительность, любознательность, хорошая память, настойчивость в достижении цели; ценят культуру речи, спокойный, уважительный тон | ||
б) относительно медленно воспринимают задачи, которые перед ними ставятся; иногда проявляют недобросовестность; пониженная общественная активность; с трудом воспринимают отвлечённые суждения; долго помнят и переживают нанесённые обиды, что часто становится поводом для новых конфликтов; резкость суждений; эгоизм, родовая кичливость; считают долгом помогать родственникам даже тогда, когда те совершают антиобщественные поступки | |||
в) большую роль играют кровнородственные и земляческие связи; приверженность народным традициям; ценят доверие, уважение к ним, к их национальным традициям, обычаям, привычкам, литературе, искусству | |||
Народы Северного Кавказа | а) подчёркнутое внимание и уважение к старшим по возрасту, должности, положению, самостоятельность, инициативность, упорство и настойчивость во всех видах деятельности, хорошая физическая подготовка, хорошие организаторские способности, коммуникативные качества (стремятся стать неформальными лидерами в коллективе), сильная сила воли, забота о младших, динамичность в самовыражении, впечатлительность, смелость | ||
б) повышенная чувствительность к словам, взрывная эмоциональность, конфликтность, постоянная готовность к отпору, относительно слабое знание русского языка | |||
в) высоко развитое чувство национальной гордости, большая приверженность национальным традициям; нередки попытки навязать свои традиции в коллективе, стремление к образованию земляческих микрогрупп и распространению их влияния в многонациональном коллективе; быстрая адаптация к различным условиям жизни; сохраняются пережитки кровной мести; доминирующая роль отца в семье. |
Далее на выбор можно рассмотреть вопросы:
· об использовании национальных и региональных традиций в процессе нравственного и эстетического воспитания;
· об использовании национальных и региональных традиций в школах с этнокультурным компонентом.
Следует обратить внимание, что формы воспитательной работы, в основе которых лежат народные традиции, обращены, прежде всего, к эмоциям и чувствам детей и подростков и способствуют выработке целостного взгляда на культуру народа.
3. Рассматривая третий вопрос, следует, прежде всего, раскрыть сущность понятия «культура межнационального и межэтнического общения» и охарактеризовать её структуру. В содержательном плане она включает:
· знание норм и правил, которые регулируют взаимоотношения представителей разных этнических общностей;
· соблюдение традиционных форм межнационального общения;
· социально ориентированные реакции на характер, стиль и особенности поведения представителей других национальностей;
· потребность утверждать на практике взаимно согласованные принципы бесконфликтного сотрудничества и взаимопонимания в ходе межнационального взаимодействия;
· способность противостоять антиподам культуры межнационального общения – национальной ограниченности и замкнутости, предвзятости и неприязни, недоверию и отчуждённости, эгоизму и тщеславию;
· умение занимать непредвзятую позицию при оценке других людей, их этнокультурных особенностей и форм их проявления;
· умение выбирать по отношению к каждому из них такой способ обращения, контакта, который, не расходясь с собственными представлениями о морали, в то же время наилучшим образом отвечал бы индивидуальному и национальному своеобразию восприятия и оценки представителей других этнических общностей.
Формирование культуры межнационального общения осуществляется по следующим направлениям:
· обучение взаимодействию, взаимопониманию, формирование критического мышления (Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование. М., 1999. С. 178 - 181);
· обучение поведению в конфликтных ситуациях, возникающих на национальной почве. Стандартная схема возникновения таких конфликтных ситуаций: неумение ребёнка вести себя в инонациональной культурной среде, незнание его одноклассниками норм межнационального и межэтнического общения, неучёт педагогом этнопсихологических и этнокультурных особенностей – замкнутость, устойчиво проявляющееся чувство недоумения и недовольства – скрытое противодействие или открытый конфликт. После характеристики специфики таких конфликтов и причин, приводящих к их возникновению, целесообразно проанализировать следующую ситуацию: Конфликт разрешается тогда, когда обе конфликтующие стороны выигрывают. Представьте, что в классе, где Вы являетесь классным руководителем, один ученик обозвал другого кличкой, имеющей отношение к какой-нибудь черте его этнической группы. Каким образом можно разрешить данную конфликтную ситуацию, чтобы обе стороны выиграли?
В конце занятия подводятся итоги обсуждения проблемных вопросов, делаются общие выводы.
Список литературы
1. Авксентьев А.В. Этнические проблемы современности и культуры межнационального общения: Учеб. пособие. Ставрополь, 1993.
2. Бондаравская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: Личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Ростов н/Д., 1999.
3. Данилюк А.Я. Понятие и понимание русской национальной школы // Педагогика. 1997. № 1.
4. Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование. М., 1999.
5. Кузьмин М.Н. Образование в условиях полиэтнической и поликультурной России // Педагогика. 1999. № 6.
6. Куранов М. Культура межнационального общения // Педагогика. 1992. № 7-8.
7. Саракуев Э.А., Крыско В.Г. Введение в этнопсихологию. М., 1996.
8. Серова И.И. Культура межнационального общения. Минск, 1986.
Задания к занятию:
1. Найдите в рекомендованной литературе и выпишите в тетрадь определения понятий: «среда», «национальные ценности», «культура межнационального и межэтнического общения», «принцип народности в воспитании», «патриотическое воспитание», «интернациональное воспитание», «многокультурное образование», «толерантность», «культуросообразная среда», «диалог культур», «традиция», «обычай».
2. Подготовьтесь к обсуждению вопросов:
· Почему проблема учёта национального фактора в процессе воспитания в настоящее время стоит особенно остро в нашей стране, в нашем регионе?
· В чём сущность наиболее распространённых педагогических подходов к анализу и решению данной проблемы?
3. Подготовьтесь к обсуждению вопросов 2 и 3 плана занятия.
4. Дополните предложенную таблицу, представляющую собой программу организации воспитательной работы с учащимися, являющимися представителями различных национальных культур. Сформулируйте соответствующие перечисленным этнопсихологическим и этнокультурным особенностям воспитательные задачи и предложите формы, методы, средства воспитания, позволяющие решить эти задачи. Этнопсихологические и этнокультурные особенности сгруппированы в таблице следующим образом: а) положительные характеристики; б) негативные характеристики; в) отношение к национальной культуре, национальным традициям, обычаям.
Задания к СРС
1. Пользуясь предложенной литературой, изучите и опишите диагностические методики применительно к представителям определённой национальной культуры по следующим критериям: а) преобладающие ценностные ориентации; б) способы реагирования на конфликтные ситуации; в) восприятие индивидом группы.
2. Разработайте сценарий коллективного творческого дела, целью которого является ознакомление учащихся с национальными традициями.
3. Если Вы хорошо знаете свою этническую культуру, опишите её членам Вашей группы. Как Ваша культура может обогатить их? Какие черты Вашей культуры отражают общую российскую культуру? Какие черты свойственны только Вашей этнической группе? Что из Вашей этнической культуры нужно знать другим людям, чтобы правильно понимать Вас и Ваш народ?
Контрольные вопросы
1. Назовите причины, по которым важно учитывать национальную специфику в воспитательной работе.
2. Охарактеризуйте основные направления воспитательной работы в учебно-воспитательном коллективе, обладающем в том или ином виде национальной спецификой.
3. Дайте характеристику культуры межнационального общения и основных средств её формирования.