Аннотация рабочей программы дисциплины. «Психология исследовательского поведения и исследовательских способностей»
«Психология исследовательского поведения и исследовательских способностей»
1. Цели и задачи освоения дисциплины:
Цель:Изучение психологических основ педагогического сопровождения исследовательских способностей ребенка.
Задачи:
1. Познакомить с психологическими основами исследовательского поведения ребенка.
2. Дать психологическую характеристику исследовательской деятельности. Показать содержательное отличие исследовательского поведения (поисковой активности) и исследовательской деятельности.
3. Научить проводить диагностику исследовательского поведения и исследовательских способностей.
4. Показать механизмы формирования исследовательской мотивации.
5. Раскрыть психологические механизмы исследовательской деятельности как образовательной технологии. Дать представление об основных этапах организации исследовательской деятельности дошкольника.
6. Познакомить с различными формами и направлениями исследовательской деятельности ребенка.
7. Познакомить с приемами и методами стимулирования исследовательской деятельности и развития отдельных исследовательских умений.
8.Раскрыть психологические основания этических требований и педагогических условий эффективной организации исследовательской деятельности детей в ОУ.
2. Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина «Психология исследовательского поведения и исследовательских способностей» относится к вариативной части цикла профессиональных дисциплин, курс по выбору (М 2).
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
- способность использовать инновационные технологии в практической деятельности (ОК-8)
- способность выстраивать взаимодействие и образовательный процесс с учетом закономерностей психического развития человека и зоны ближайшего развития учащихся (ОПК-1);
- готовность применять активные методы обучения в психолого-педагогической деятельности (ОПК-9);
- готов использовать инновационные обучающие технологии с учетом задач каждого возрастного этапа (ПКПП-5)
- способность создавать систему проектно-исследовательской деятельности обучающихся как в групповом, так и индивидуальном варианте (ПКПП-12).
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:
- психологические основы исследовательской деятельности как образовательной технологии;
- психологические факторы актуализации познавательных потребностей ребенка как основы его исследовательской деятельности;
- психологические особенности и педагогические условия организации исследовательской деятельности детей в ОУ;
- требования, нормы и принципы организации исследовательской деятельности детей в ОУ;
- роль и функции педагогов и родителей в организации исследовательской деятельности детей;
- виды и формы исследовательской деятельности, актуальные для ребенка определенной образовательной ступени;
критерии наблюдения, методы тестовой и экспериментальной диагностики исследовательской активности и исследовательских умений ребенка
уметь:
- организовывать исследовательскую деятельность детей в ОУ в соответствии с психолого-педагогическими основами этой образовательной технологии;
- осуществлять психологическое и педагогическое сопровождение исследовательской деятельности детей в ОУ;
- осуществлять актуализацию познавательного интереса детей в соответствии с особенностями возрастного и индивидуального развития, с ориентацией на зону ближайшего развития и содержание учебных предметов, а также на расширение кругозора ребенка;
- обеспечивать сотворчество детско-взрослого коллектива и родителей в организации исследовательской деятельности ребенка;
- использовать исследовательскую деятельность ребенка как основу его индивидуального маршрута развития;
- выполнять рефлексивный анализ педагогической организации исследовательской деятельности ребенка
владеть:
- психолого-педагогическим категориальным аппаратом исследовательской деятельности как образовательной технологии;
- способностью к рефлексивной оценке исследовательской деятельности ребенка в контексте реализации исследовательских целей;
- способностью учитывать закономерности личностного и интеллектуального развития ребенка в организации групповой и индивидуальной исследовательской деятельности;
- способами организации корректного взаимодействия с родителями в процессе выполнения ребенком исследовательской деятельности;
- методами психолого-педагогической диагностики всех компонентов и этапов исследовательской деятельности.
4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа).
5. Основные разделы дисциплины:
1. Общая характеристика исследовательского поведения.
2. Мотивация в структуре исследовательского поведения.
3. Исследовательские способности в структуре познавательной деятельности.
4. Факторы формирования исследовательских способностей.
5. «Исследовательская деятельность» как образовательная технология.
6. Принципы и требования к организации исследовательской деятельности детей.
7.Исследовательская деятельность ребенка как основа его индивидуального маршрута развития.
6. Автор – кандидат психологических наук, доцент ОИК ПСОБ Белых С.Л.