Аннотация рабочей программы дисциплины. «Психодиагностика в образовании»
«Психодиагностика в образовании»
1.Цель и задачи дисциплины: формирование у студентов системы теоретических
знаний в области возрастной психодиагностики, практических навыков и умений для
осуществления диагностической и научно-исследовательской деятельности в педагогической психологии, специальной диагностической компетентности в
психолого-педагогическом образовании.
2. Место дисциплины в структуре ООП:
Учебная дисциплина относится к вариативной части профессионального цикла (курсы по выбору) М.2.25.
3.Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
- способен проводить диагностику психического развития детей и подростков (ПКПП-1);
- способен проводить диагностику образовательной среды, определять причины нарушений в обучении, поведении и развитии детей и подростков (ПКПП-7);
- способен консультировать педагогов, администрацию, воспитанников/обучающихся по вопросам оптимизации учебного процесса (ПКПП-9);
- способен определять проблемы и перспективы профессиональной ориентации и профессионального самоопределения подростков в системе общего и дополнительного образования (ПКПП-10);
- готов использовать современные научные методы для решения исследовательских проблем (ПКНИ-4);
В результате освоения дисциплины обучаемый должен: знать:
- специфику процедуры психодиагностики с учетом возрастных особенностей;
- особенности современных методов диагностики образовательной среды;
- требования к организации и содержанию процесса обучения различных категорий
воспитанников/обучающихся и технологии консультирования участников образовательного
процесса;
- нормативно-правовые документы и актуальные задачи в области дополнительного
образования , направления дополнительного образования, особенности его проектирования
организации в условиях общеобразовательных школ;
- знает современные методологические подходы к изучению психологических явлений,
процессов;
- актуальные проблемы в области образования, личностного развития детей в процессе обучения и воспитания;
- методы психолого-педагогического исследования, обработки и анализа данных.
уметь:-
- осуществлять диагностику с учетом возрастных особенностей, решать диагностические задачи вариативными методами.
- применять методы диагностики образовательной среды;
-определять существенные характеристики учебного процесса и разрабатывать предложения по его оптимизации;
-создавать благоприятную эмоционально-комфортную среду, обеспечивающую успешность разностороннего развития личности;
- выстраивать систему дополнительного образования в том или ином конкретном учреждении как благоприятную среду для развития личности, способностей, интересов и склонностей детей;
- отбирать и использовать современные научные методы для решения психолого-педагогических проблем;
владеть:
- методами психолого-педагогической диагностики;
- методами и приемами диагностики образовательной среды;
- техникой консультирования педагогов, администрации, воспитанников/обучающихся по вопросам оптимизации учебного процесса;
- методами анализа потребностей и перспектив системы дополнительного образования в деятельности по профориентации и профессионального самоопределения подростков;
- способами создания благоприятной среды для личностного развития детей в системе дополнительного образования.
4.Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, (72 часа).
5.Основные разделы:
1. Особенности психодиагностики в образовании.
2. Диагностика когнитивной сферы личности.
3. Диагностика психосоциального развития.
4. Психодиагностическая оценка эффективности программ и методов обучения.
5. Особенности консультационной деятельности в образовательных организациях,
условия эффективности ее проведения.
6.Система дополнительного образования как средство личностного развития учащихся.
6.Автор: кандидат педагогических наук, доцент ОИК ПСОБ Карпова Светлана Ивановна.
Практика является обязательным разделом ОП магистратуры. Она представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. При реализации ОП магистратуры по данному направлению подготовки предусматриваются следующие виды практик: педагогическая, научно-педагогическая, научно-исследовательская. Все виды практики по направлению подготовки 050400 «Психолого-педагогическое образование» профиль «Педагогическая психология»регламентируются Положением о практике, утвержденным Ученым советом Университета.
Научно-исследовательская работа обучающихся является обязательным разделом ОП магистратуры и направлена на формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО.