Цели, задачи и требования к уровню освоения содержания дисциплины

ЭТИКА

Программа учебной дисциплины

для специальности 050301.65 Русский язык и литература с дополнительной специальностью 050403.65 Культурология (очная форма обучения)

Составители: Соболева А.П. кандидат

педагогических наук, доцент;

Корабельникова Г.Г.., кандидат

философских наук, доцент.

Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета (протокол от «____» ___________ 20___ г. № _____).

Ульяновск, 2012

Пояснительная записка

Документы, на основании которых разработана программа. Рабочая программа дисциплины «Этика» составлена в соответствии Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального, утвержденного приказом Министерства образования и науки от 31.01.2005 г. № 697 (пед/сп).

Федеральным государственным образовательным стандартом предусмотрено, что по дисциплине «Этика» ДПП.ДС Ф3 изучаются следующие темы и вопросы:

Место этики как философской теории морали в системе гуманитарного знания в духовной культуре общества. Основные категории и понятия этики.

Предпосылки возникновения этики. Основные исторические этапы развития этики. Структура современного этического знания. Этика как практическая философия: нормы и ценности нравственной жизни. Человек и труд. Этика труда. Нравственная позиция гражданина. Прикладная этика: нормы и правила межличностного общения. Этикет как явление культуры. Основные нормы и правила современного этикета. Соотношение этнонационального и общечеловеческого в современной этической науке. Этика выживания. Экологический императив как важнейший духовно-нравственный ориентир и регулятор в системе отношений «природа - общество». Профессиональная этика.

Актуальность курса обусловленахарактером этики, как частной философской наукой которая исследует проблему добра и зла, соотношения сущего и должного, действительности и идеала.. Этические знания – это прежде всего специфический способ освоения действительности, который связан с познанием происхождения и развития нравственных ценностей, принципов, норм поведения, содержания этических категорий. Особого внимания заслуживает формирование теоретических и практических аспектов профессиональной этики.

Краткая характеристика дисциплины.Курс «Этика» охватывает краткий очерк истории этической мысли и современное понимание основ, главных идей, проблем и категорий этики и направлен на формирование этической компетентности студентов.

Место и роль дисциплины в системе подготовки студентов.Этика позволяет возможность человеку обосновывать специфические механизмы функционирования морали в общественной жизни.. Целостность духовной жизни человека оказывает влияние на его практическую активность, различные типы действия. Поэтому этическую подготовку необходимо рассматривать как компонент профессиональной подготовки будущего специалиста.

Цели, задачи и требования к уровню освоения содержания дисциплины

Задачей курса является не только приобретение теоретических знаний, но и умение реализовать свой потенциал (знания, умений, опыт, личностные качества) на практике для успешной деятельности в профессиональной и социальной сфере, осознавая ответственность за её результаты.

Основные задачи дисциплины:

1. Сформировать у студентов представление о нравственных отношениях;

2. Выработать у студентов систему фундаментальных основ этического знания, которые должны стать достоянием личности и войти в структуру её опыта.

3. Овладеть основными этическими категориями

4. Научить оценивать этические явления действительности формировать приоритетные этические задачи и находить оптимальные способы их решения.

Общими требованиями ФГОС к уровню подготовки предусмотрено, что современный выпускник

Должен знать:

– знать основные разделы и направления этики , методы и приемы этического анализа проблем;

– знать основные этические категории и проблемы человеческого бытия;

– знать основные закономерности духовного развития человека и человечества;

– обладать научно-гуманистическим мировоззрением, знанием основных закономерностей развития природы и общества;

– готовностью к самопознанию, самореализации и самоутверждению, эстетическому освоению мира как фактору гармонизации человека и мира;

Уметь:

– уметь самостоятельно анализировать мировоззренческие проблемы, этическую литературу;

– выделять и объяснять нравственные противоречия в каждую историческую эпоху;

– анализировать нравственные ситуации;

– отбирать способы достижения поставленных этических и целей, предвидеть результаты и возможные отклонения.

– применять критерии нравственной деятельности и различать ее основные виды;

Владеть:

-навыками формирования этической компетентности;

- навыками рефлексии и саморефлексии;

- навыками различения мотивов поведения и поступков;

- разбираться в психолого-педагогических аспектах нравственного развития личности.

Выполнение этих требований невозможно без усвоения студентами основного содержания курса культурологии как науки о наиболее общих законах развития человеческого общества. Поэтому в содержание учебной программы включены не только выделенные в ФГОС по курсу «Этика» основные темы и проблемы, но и более широкая проблематика, без которого современные требования к образованию специалиста невыполнимы.

Учебная программа по курсу «Этика» предназначена для студентов педагогических вузов и обладает определённой гибкостью и вариабельностью в зависимости от профилей подготовки.

Курс состоит из лекционных, практических (семинаров), индивидуальных занятий, самостоятельной работы студентов и завершается экзаменом.

Лекционные занятия предназначены для теоретического осмысления и обобщения сложных разделов курса, которые освещаются, в основном, на проблемном уровне. Для того, чтобы научить студентов применять свои знания, мы используем на занятиях технологии мультимедиа (текст, графика аудио и видео материалы), которые раскрывают ту или иную часть темы.

Практические занятия являются аудиторными, проводятся либо в виде семинаров, либо по заранее известным темам. Они предназначены для закрепления и более глубокого изучения определенных аспектов лекционного материала на практике.

Индивидуальные занятия предполагают работу каждого студента по индивидуальному (групповому) заданию и личный устный или письменный отчет по нему перед педагогом, разработка собственных проектов в среде Microsoft Power Point, раскрывающие ту или иную часть учебной программы.

Самостоятельная работа является внеаудиторной и предназначена для самостоятельного ознакомления студента с определенными разделами курса по рекомендованным педагогом материалам и подготовки к выполнению индивидуальных заданий по курсу.

Общая трудоемкость дисциплины и по видам учебной работыОбщая трудоемкость дисциплины составляет 62 часа. Вид итогового контроля – экзамен.

Вид учебной работы Всего в часах
Общая трудоемкость
Аудиторные занятия
Лекции
Практические занятия (семинары)
Лабораторные работы -
Самостоятельная работа
Курсовые работы/рефераты  
Вид итогового контроля: зачет/экзамен Экзамен- 5 сем.

Контроль усвоения содержания курса и за самостоятельной работой студентов проводится в различных формах и видах в процессе семинаров, индивидуальных и групповых консультаций, научно-практических семинаров, заседаний круглого стола, деловой игры, дискуссий, собеседований, подготовки рефератов и т.д. Формами контроля могут быть как проверка посещения лекций, семинаров и других занятий, так и различные виды опросов, коллоквиумов, тестирования, приема зачетов по отдельным модулям и дидактическим единицам курса. Итоговой формой контроля является экзамен по курсу «этика».

2. Примерный тематический план дисциплины

Наши рекомендации